Беликова Е.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций

Беликова е.в. теория и методика воспитания. конспект лекций

дагогических условий, обеспечивающих организацию жизни

детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.

Названные условия призваны удовлетворять жизненно важ

ные — витальные потребности человека, обеспечивать его безо

пасность, охрану жизни и здоровья. Кроме этого они должны

отвечать его духовным и социальным потребностям — позна

вательным, эстетическим, общекультурным, потребности вобще

нии с другими детьми.

Соответствие этих условий необходимым требованиям ус

танавливается в процессе лицензирования образовательного уч

реждения.

В образовательном учреждении должны соблюдать меры

противопожарной безопасности, в том числе должно быть про

тивопожарное оборудование.

Важнейшее значение для здоровья детей имеет также санитар

ное состояние помещений, отсутствие пыли, чистота воды и воз

духа и т. д.

Эргономические, эстетические и, главным образом, психоло

гопедагогические условия составляют основу организации соб

ственно образовательного процесса. Соответствие этих условий

определенным требования устанавливается в процессе аттестации

дошкольного образовательного учреждения. Эти требования яв

ляются составной частью государственного образовательного

стандарта дошкольного учреждения.

Почему же требования к развивающей среде являются ком

понентом государственного образовательного стандарта? Ответ

на этот вопрос связан, прежде всего, со спецификой дошкольно

го возраста, с теми особенностями, которыми дошкольник отли

чается от более старших субъектов образования. Ребенок дош

кольного возраста, как правило, еще не умеет читать. Даже те

элементарные навыки чтения, которые складываются к концу

дошкольного возраста у отдельных детей, не позволяют им само

стоятельно использовать книгу. Социальный опыт и новые сведе

ния об окружающем маленький ребенок получает от других людей,

в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непо

средственном общении с ними. Другим источником знаний, со

циального опыта и развития ребенка является среда пребывание ре

бенка. Поэтому очень важно, чтобы среда была развивающей.

153

§

ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е.

положительному восприятию самого себя.

Вовторых. Включение в различные виды внеклассной рабо

ты обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии

человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые

практические умения и навыки.

Втретьих, разнообразная внеклассная воспитательная рабо

та способствует развитию у детей интереса к различным видам дея

тельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобря

емой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован

устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными

практическими навыками, обеспечивающими ему успешность

в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно органи

зовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально

сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время. В ре

зультате чего растут детская преступность, проституция, наркома

ния, алкоголизм.

В школах, где хорошо организована внеклассная воспита

тельная работа, «трудных» детей меньше и уровень приспособле

ния, «врастания» в общество выше.

Вчетвертых, в различных формах внеклассной работы дети не

только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учат

ся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом, заботят

ся о своих товарищах, учатся ставить себя на место другого чело

века и т.д. Причем каждый вид внеучебной деятельности —

творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой —

обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников

в определенном аспекте, что в совокупности дает большой вос

питательный эффект.

Внеклассная работа является самостоятельной сферой воспи

тательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи

с воспитательной работой на уроке.

Воспитательная работа направлена на достижение общей

цели воспитания — усвоения ребенком необходимого для жиз

ни в обществе социального опыта и формирования принимае

мой обществом системы ценностей. Специфика внеклассной

работы проявляется на уровне таких задач:

1) формирование у ребенка положительной «яконцепции»;

2) формирование у детей навыков сотрудничества, коллектив

ного взаимодействия;

147

§

большое количество времени. Влияние семьи немного ослабе

вает, так как ребенок попадает под руководство учителя. Ребенок

начинает расти в коллективе, жить по его законам. Влияние

коллектива (общества) становится огромным.

Но тем не менее существует сильная связь семьи и школы.

Если ребенок живет в хорошей, крепкой семье, то в ней,

кроме требований, ребенок получает еще и любовь, заботу, ла

ску.

В школе с ребенка только требуют. Личностный подход к вос

питанию — это последовательное отношение педагога к воспи

таннику как к личности. Как к ответственному субъекту соб

ственного развития. Он представляет собой базовую ценностную

ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, твор

ческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию

взаимодействия. В основе личностного подхода лежит глубо

кое знание ребенка, его врожденных свойств и возможностей,

способности к саморазвитию, знание того, как его воспринима

ют другие и как он воспринимает себя сам. Учитель и родители

должны вместе работать над формированием личности ребенка.

Чем чаще родители общаются с учителем, чем чаще они пытают

ся найти оптимальные способы улучшения знаний и умений

ребенка, тем лучше для самого ребенка. Ребенок находится под

их общей опекой, что способствует лучшему его развитию. В вос

питательный процесс включаются специально рассчитанные на

личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя

в рамках школы.

Деятельностный подход в воспитании отводит первостепен

ную роль тем видам деятельности, которые способствуют ра

звитию личности. И учителю, и родителям нужно сотрудничать

вместе, чтобы в ребенке выработать личность.

Личностнодеятельный подход к воспитанию означает, что

школа должна обеспечивать деятельность человека, становление

личности.

Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога

и ребенка в процессе воспитания, а помогать в этом должны

родители.

Родители должны осознавать, что они тоже учились в школе,

что необходимо доказать ребенку, что школа — это место, где есть

друзья, где ребенку дадут важные и нужные знания. Педагог

133

§

ния, не потакать идр. Однако все это сводится к одному: детям

в семье рады должны быть всегда, при любых обстоятельствах,

не важно, послушно он себя ведет или шалит.

Родители должны приучать с малых лет ребенка к тому, что

труд является главным источником жизни. В детстве это должно

происходить в форме игры, затем задачи усложняются. Нужно

объяснять ребенку, что его хорошая оценка в школе — это его хо

рошо сделанная работа. В этом случае опасность того, что ребе

нок вырастет не приученным к труду, очень мала.

Вся ответственность за воспитание лежит на родителях. Шко

ла, конечно, в первую очередь оказывает влияние. Но очень

много закладывается в ребенка до 7 лет, когда он еще не ходит

в школу, а постоянно играет, находится под присмотром роди

телей. В дошкольном возрасте можно приучать ребенка к труду

таким образом, чтобы показать ему, что он должен убрать за со

бой игрушки, которые он разбросал. Это тоже внесет большой

вклад в развитие личности ребенка.

В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудо

вое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменя

ясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие лю

Про пособия:  Наталья Сергеевна Варенцова Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет | Книга по обучению грамоте: | Образовательная социальная сеть

ди дают ребенку знания об окружающем мире, обществе,

производстве, профессиях, технике и т.д. В семье вырабатыва

ют некоторые интеллектуальные навыки, воспитывают отно

шение к миру, людям, жизни.

Родители должны показывать хороший пример своим де

тям. Это также относится к методам родительского воспитания.

Огромна роль отца в семье. Особенно это касается мальчиков.

Мальчики всегда хотят найти себе кумира, человека сильного, му

жественного, на которого можно равняться.

Особое место среди методов семейного воспитания занимает

метод нравственного воспитания ребенка. В первую очередь это

воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, вни

мание и милосердие к старшим, младшим и слабым. Честность,

открытость, доброта, трудолюбие, гуманность. На собственном

примере родители должны научить своего ребенка, как нужно

себя вести и как поступать в том или ином случае.

Вывод: какими методами родители воспитывают ребенка,

таким он и вырастет в дальнейшем, так он и будет относиться

к своим же родителям и окружающим людям.

129

§

Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию

у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил

развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, раз

работал методику работы с отдельным учеником в коллективе.

Детский коллектив — сообщество детей, в котором есть идей

ная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общ

ность.

Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от ин

дивидуального вклада каждого воспитанника — к общему «бо

гатству» коллектива, а от него — к влиянию на индивида и вновь

к увеличению частного «вклада» в общий фонд, и так до беско

нечности, т. е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Су

хомлинский вводит новые понятия — «коллективная духовная

жизнь», «интеллектуальный фон класса».

Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, об

мен духовными приобретениями, знаниями повышает «интел

лектуальный фон», общий уровень развития детей, вызывает

стремление больше узнать и тем самым помогает в главном —

в учении. А ведь учение — главный совместный труд в школьном

коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлин

ским вопросы воспитательного воздействия традиций, фоль

клора, природы.

В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко показал,

что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное ра

звитие детей, возможен только при глубоком знании духовной

жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Сухомлинский призывал изучать внутренний мир ребенка,

узнавать что он (ребенок) хочет, о чем думает, чем живет. Чем

глубже будут познания, тем легче будет найти контакт между

ребенком и учителем. Ребенок — это человек (хоть и малень

кий) со своими интересами, переживаниями, эмоциями. Де

ти все разные, у каждого свой характер. Необходимо быть для

каждого ребенка не только наставником, но еще и другом,

тогда ребенок будет верить вам, будет заинтересован в вашей

помощи.

Духовная жизнь очень важна в жизни каждого ребенка и кол

лектива, она объединяет, сплачивает. Если класс объединяет не

одно дело, а несколько, — от этого будет только польза.

116

§

Правильное половое воспитание. Как и всякое воспитание че

ловеческого характера, оно достигается, конечно, на каждом

шагу, если вообще правильно организована жизнь семьи, если

под руководством родителей растет достойный человек.

В вопросах любви и семейной жизни решающими всегда бу

дут общие способности человека, его развитие, работоспособ

ность. Честность. Преданность стране, любовь к обществу. По

этому совершенно правильным является утверждение, что

половая жизнь человека воспитывается всегда, на каждом шагу,

когда родители или воспитатели даже и не думают о половом вос

питании. Старая поговорка: «Лень — мать всех пороков» очень

правильно отражает этот общий закон, но у пороков не одна

мать. Не только лень, а всякое уклонение человека от правиль

ного общественного поведения обязательно приводит к пороч

ному поведению его в обществе, в том числе приводит и к бес

порядочной половой жизни.

В вопросах полового воспитания решающими являются не ка

киелибо отдельные способы, специально предназначенные для

полового воспитания, а весь общий вид воспитательной работы,

вся картина в целом.

Потому, воспитывая в ребенке честность, работоспособ

ность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, уважение

к другому человеку и т. д., мы тем самым воспитываем его и в по

ловом отношении. Среди этих общих методов воспитания есть

такие, которые к половому воспитанию имеют большое отноше

ние, есть такие, которые имеют меньшее отношение, но все

они, вместе взятые, в значительной мере определяют наш успех

в воспитании будущего семьянина, будущего мужа или буду

щей жены.

Но есть и отдельные воспитательные методы и приемы, ко

торые специально как будто назначены, чтобы быть полезными

именно в вопросах полового воспитания. И есть люди, кото

рые на эти отдельные приемы и методы возлагают особые надеж

ды и считают их наиболее мудрым выражением педагогическо

го творчества.

Как раз в этих особых специальных советах и заложены на

иболее вредные пути полового воспитания и к ним нужно отно

ситься с исключительной осторожностью.

Значение полового воспитания нельзя недооценивать. Оно ог

ромно. Необходимо в подростке развивать личностные ка

104

§

Воспитание, ориентированное на педагогическое стимулиро

вание всех видов «самости» (самопознания, самоопределения,

самоуправления, самосовершенствования, самореализации),

а значит и творческого саморазвития, имеет глубокие корни

и традиции.

Рассматривая саморазвитие как процесс самосозидания,

следует отметить, что как специфический вид творчества субъ

ектсубъектной ориентации он имеет ряд характерных призна

ков:

1) наличие внутренних противоречий (чаще всего рассогла

сование между потребностями, знаниями, умениями или способ

ностями личности) в саморазвитии;

2) осознание потребности, личной и общественной значимо

сти, самооценки саморазвития;

3) наличие субъективных и объективных предпосылок, усло

вий для саморазвития, индивидуальная неповторимость, ориги

нальность процесса и результата саморазвития;

4) приобретение новых знаний, новых умений и творческих

способностей, создающих готовность личности для решения

новых, более сложных задач и проблем.

С педагогической точки зрения важно акцентировать вни

мание на то, что «механизм» саморазвития запускается не ра

ди саморазвития, а для того, чтобы вывести личность на новый,

более высокий уровень готовности в решении жизненно важ

ных для нее задач и проблем. В воспитании, особенно в обуче

нии саморазвитию и активной жизненной позиции, следует

иметь в виду, что саморазвитие и самореализация — это про

цессы, требующие достаточно сильной мотивационной под

держки.

Для педагогического стимулирования развития активной

личности большое, а порой решающее значении имеет исходная

мотивация учащегося (их желания, интересы, ценности, установ

ки), т. е. степень их ориентации на саморазвитие.

Среди мотивов этого вида деятельности можно выделить:

желание пользоваться признанием и уважением в группе;

желание быть сильным и здоровым, интеллектуально более

развитым, желание достичь успехов и занять достойное место

в обществе;

100

§

начала принадлежит семье, где родился ребенок. Эстетика бы

та, круг духовных ценностей, потребностей, вкусы родителей —

это среда, где формируются эстетические идеалы, основы его вос

питания.

Широкие возможности по эстетическому воспитанию и об

Про пособия:  Единовременная компенсационная выплата женщинам, родившим в возрасте от 19 до 24 лет включительно первого ребенка в период с 1 января 2020 года

разованию сельских школьников, воспитанию у них чувства

любви к природе предоставляются как во время обучения, так

и во внеурочное время. Существуют особо отведенные для этих

целей классные часы.

3.Организация личностноориентированного

воспитания

В условиях личностного подхода, или личностноориенти

рованного воспитания, за общий принцип берется некоторая ко

нечная цель — идеальная модель личности, и все остальные

компоненты воспитательной системы, условия ее функциони

рования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом

наперед заданного конечного результата.

В рамках других теорий и воспитательных систем личность,

ее идеальная модель не учитывается, все дело в том, что в усло

виях личностноориентированного воспитания личность воспи

танника выполняет приоритетную, системообразующую роль.

Осуществляя практически личностноориентированное воспи

тание, следует уделять внимание не только возрастным, индиви

дуальным особенностям, но и его эмоциональному состоянию.

Проблема учета эмоциональных состояний в процессе воспи

тания, к сожалению, все еще остается далеко не разработанной

проблемой педагогики.

Вместе с тем диапазон эмоциональных состояний (возбужден

ное, радостное, утомленное, раздраженное, подавленное, угне

тенное и другие) имеет важное, а порой решающее значение

в воспитании личности, в развитии и ее позитивном или, наобо

рот, негативном поведении. В связи с этим учительвоспита

тель должен, вопервых, осуществляя личностноориентиро

ванный подход в воспитании, учитывать психические состояния,

характерные для конкретно взятого ученика, воспитанника.

Таким образом, психологическое состояние в воспитании

создает надежные предпосылки для успеха в различных ситуаци

91

§

страции, музыкальное оформление, инсценирование, кинопро

екты, краеведческую работу по теме.

Воспитательное значение имеют межвозрастные уроки.

Необходимо приобщение учащихся к жизни села, к матери

альной, интеллектуальной и нравственной культуре родного

края. Разумно использовать общественно полезный труд уча

щихся.

Педагоги должны ориентироваться на разработку комплек

сов воздействия на сознание и эмоциональную сферу учеников

для стимуляции приобретения возможностей каждого школь

ника в процессе деятельности. Этому помогают различные

массовые мероприятия — праздники, конкурсы, олимпиады,

традиции.

Также этому способствует создание школьного музея, дея

тельность которого была бы направлена на: проведение в нем от

дельных уроков по учебным дисциплинам; накопление фоль

клорного материала села — частушек, песен, поговорок,

пословиц, загадок, швейных изделий старинного образца.

Музей может создаваться совместными усилиями учащихся,

родителей, жителей села. Изучение истории и быта своего края

способствует воспитанию любви к Родине, большой и малой,

к земле и людям.

Проблема формирования гармонически развитой личности

в условиях малых сельских школ ставит перед работниками

школ трудные задачи: разработать наиболее рациональный ре

жим для школьника, найти целесообразные формы взаимодей

ствия классных и внеклассных занятий, правильно осуществить

межпредметные связи, выявить особенности урока и внеклас

сных занятий в подобных школах, осмыслить задачи, стоящие пе

ред классными руководителями.

Остаются и прежние вопросы: качество проведения уроков

и внеклассных занятий, мастерство учителя и воспитателя, це

лесообразно организованная активная педагогическая пропа

ганда для родителей, учащихся.

Совершенствование нравственноэстетического воспитания

сельских ребят зависит от того, насколько внедряются в процесс

воспитания традиции, средства, методы и приемы народной пе

дагогики.

76

§

Межвозрастные уроки.Совместная работа учащихся младших

и старших классов объединяет их на таких уроках в общей позна

вательной деятельности, расширяет кругозор, дает возможность

учителю осуществлять преемственность в изучении тем;

Важным условием эффективной работы в такой школе яв

ляется развитие монологической речи учащихся путем использо

вания опорных сигналов и конспектов, схем и моделей.

Необходимо совместно использовать разнообразные формы

нескольких сельских школ по методической воспитательной

и учебнообразовательной части. Такая совместная деятель

ность способствует преодолению обособленности и замкнутости

педагогических и детских коллективов малокомплектных школ.

Возможна организация отдыха учителей и учащихся. Проводи

мая работа позволяет расширить круг общения детей, напол

нить внеурочную воспитательную работу новым, богатым и раз

нообразным содержанием, поднять общий эмоциональный

тонус жизни школ.

Здоровый микроклимат школы основывается на демокра

тических началах в управлении школы. На педагогических сове

тах должны правильно выбираться форма и содержание внут

ришкольного контроля, который бы опирался на взаимопомощь

и товарищескую поддержку. Привлечение к педагогическому

контролю учителейметодистов, старших преподавателей, чле

нов производственной комиссии, обладающих большим педаго

гическим опытом, родителей, различных компетентных предста

вителей села ставит на высокую позицию проблемы детей,

способствует повышению ответственности друг перед другом

в воспитании будущего поколения, дает возможность оценить

собственную работу и работу товарищей, повышает уровень за

интересованности учеников в учебе.

Всевозможные открытые конкурсы, смотры, олимпиады, за

четы, вечера и другие мероприятия, на которых присутствует

большинство преподавателей и родителей, товарищей по учебе,

общественные деятели села, обрисовывают реальную картину

деятельности школы, где невозможно спрятать как достоинства,

так и недостатки ее жизни. Обеспечению высокой работоспособ

ности школьников в течение дня, формированию у них воле

вых качеств, а также нормальному физическому развитию способ

ствует правильный распорядок дня. Умственный труд должен

67

§

2.Учение А. С.Макаренко о коллективе

А.С.Макаренкосформулировал закон жизни коллектива:

движение — форма жизни коллектива, остановка — его смерть.

Он определил принципы коллектива: гласность, ответственная

зависимость, перспективные линии, параллельные действия;

выявил этапы развития коллектива.

1 этап — становление коллектива. Педагог оформляет груп

пу, класс, кружок в коллектив, т.е. социальнопсихологиче

скую общность, в которой отношение учеников определяются

характером их совместной деятельности, ее целями и задачами.

Организатор коллектива — педагог, от которого исходят все

требования.

2 этап — усиление влияния актива. Актив не только выпол

няет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам

коллектива, исходя из того, что приносит коллективу пользу,

а что вред. Коллектив на 2 этапе развития выступает как це

лостная система, в которой начинают действовать механизмы

самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает

как инструмент целенаправленного воспитания определенных

качеств личности.

Третий и последующие этапы — расцвет коллектива. Уро

вень и характер требований — они более высокие к себе, чем

к своим товарищам — свидетельствует о уже достигнутом уров

не воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если кол

лектив дошел до этого этапа развития, то он формирует цело

стную, нравственную личность. Основные признаки

коллектива — общий опыт, одинаковые оценки событий.

4 этап развития — этап движения. На этом этапе каждый

школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к се

бе предъявляет определенные требования, его потребностью

становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс вос

питания переходит в процесс самовоспитания.

Между этапами развития нет четких границ. Последующий

этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему.

Во всех коллективах создаются свои традиции. Традиции — это

такие устойчивые формы коллективной жизни, которые помо

гают вырабатывать общие нормы поведения, развивают, укра

шают коллективную жизнь.

55

§

общение с детьми, вера в их возможности, сотворчество и взаим

ное уважение поддерживают страсть ребят к свободе.

5.Идея школьного воспитания

Под воспитанием будем понимать одну из сторон социализа

Про пособия:  II. Ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности КонсультантПлюс

ции личности, приобретение им человеческого жизненного опы

та. Эта деятельность направлена на передачу исторического опы

та, подготовку к жизни и труду. Личность в наших представлениях

является результатом воспитания. Смысл воспитания — воспита

ние такой личности, которая бы гармонировала с основной струк

турой общества. Воспитание тесно связано с обучением. Воспи

тание — работа с чувствами, мотивами, эмоциями ребенка.

Личность при жизни постоянно формируется, данное понятие ха

рактеризует индивидуально своеобразную совокупность психофи

зиологических систем черт личности, которыми определяется

самобытное для данного человека мышление и поведение. В рос

сийской педагогике в различные времена содержание воспитания

постоянно изменялось, приобретая со временем все большую об

щественную, государственную, личностную направленность.

На современном этапе развития педагогической мысли на

первый план становится проблема воспитания личности в шко

ле, выработки социальнозначимых качеств. Под школой бу

дем понимать не государственное учреждение, а социальный

институт. Таким образом, школа — общественная государствен

ная система, призванная удовлетворять образовательные гос

запросы так же, как и запросы общества и личности. Для воспи

тания личности необходимо преодолеть:

1)отчужденность общества от школы и школы от общества;

2)изолированность школы от процессов, происходящих

в общественной жизни;

3)узость и корпоративность педагогов.

Учителя должны осознавать себя не монополистами, а лишь

уполномоченными народа в деле воспитания личности. Реали

зуя принцип общественной направленности воспитания, важно

добиваться практическимотивированного взаимопонимания

с воспитанниками. Однако, чтобы деятельность (трудовая, об

щественная, игровая, спортивная), которой занимаются уча

щиеся, имела воспитательное значение, необходимо формировать

51

§

2)трагическое и комическое;

3)высокое и низменное.

Каждая из категорий подвергается историческим измене

ниям. Совершенно определенные общечеловеческие ценности

неизменны. Незнание или не придание этому значения приво

дит к трагическим последствиям, таким как отсутствие или сла

бое развитие эстетического вкуса, поглощение и использование

некачественной и непотребной (с точки зрения эстетики) про

дукции, неумение, нежелание и отсутствие интереса к понима

нию полноценного искусства, музыки, произведений великих

мастеров. Видами или средствами в эстетическом воспитании

называют природу, искусство, окружающую реальность, труд че

ловека и др.

Существует мнение, что урок, проведенный на лесной лужай

ке, у холодного ручья, даст несомненно гораздо более положи

тельный эффект в смысле этического воспитания. Общение

с искусством приумножает и развивает эмоциональный мир

воспитания.

Искусство — одно из универсальных и оптимальных средств

постижения истории. В эстетическом воспитании можно просле

дить следующую цепочку: достигнув успехов в одном из жанров

искусств (живопись, музыка, литература и т. д.), возникает ин

терес к постижению других жанров.

Многие известнейшие люди (М. В. Ломоносов, М. Ю.Лер

монтов, А. С.Пушкин) обладали талантами в разных областях на

учного знания. Отсюда можно сделать вывод, что окружение

ребенка с детства входит в его подсознание и определяет его

дальнейшие внутренние способности. Это интерьер, архитектур

ный облик городов, поступки людей, взаимоотношения, музы

ка, которую слушают родители и т. д.

Эстетическое воспитание реализовывается в общеобразова

тельных и внешкольных учреждениях. Рассмотрим некоторые

любопытные опыты подобных реализаций:

1)школа радости — вариант идеального совмещения внеклас

сной и учебной работы (М. Щетинин);

2)единые органы управления имеют художественная, му

зыкальная и общеобразовательная школы, с помощью этого

осуществляется идеальная согласованность в расписании

38

§

и вариативный характер. Поэтому ученыепедагоги практически

условно делят методы воспитания на следующие группы:

1)методы формирования сознания личности;

2)методы организации деятельности и формирования опы

та общественного поведения;

3)методы стимулирования поведения и деятельности;

4)методы контроля;

5)методы самооценки в воспитании.

Методы формирования поведения. К данной группе методов

относятся методы разнообразного воздействия на сознание каж

дого отдельно взятого ребенка, проявление чувств, воли учени

ков с целью формирования у них определенных взглядов и убеж

дений на конкретные вещи. Формами, которые учитель

использует в данной группе методов, могут быть следующие:

разъяснение; внушение; рассказ; беседа; внеклассное чтение;

убеждение.

Любое воспитание по своей сути меняет личность в соответ

ствии с поставленными целями. Воспитание ведет к возникно

вению мыслей, чувств, эмоций, потребностей, которые в свою

очередь побуждают к определенным поступкам. Значит, необхо

димо в процессе воспитания школьников осторожно, чтобы не

задеть педагогическим давлением инициативы и самобытных

особенностей школьников, формировать их поведение.

Основой процесса формирования личностного поведения

будем считать, прежде всего, опыт, который приобретается

в повседневной жизни и деятельности, во взаимосвязях со взро

слыми и сверстниками. Следует понимать, что воспитание не

должно начинаться и заканчиваться только личным опытом

самого учащегося.

Важнейшим фактором является также то, как воспринимает,

осмысливает и оценивает человек данный жизненный опыт.

Главным оказывается вся совокупность скрытой работы челове

ческого сознания. Однако только личный опыт отдельного уче

ника не может составить полную картину воспитания.

Важно подключить к личному опыту индивидуального харак

тера нравственный и социальный опыт всего человечества. Все

приведенное выше показывает структуру метода формирова

ния поведения, которую можно реализовать только с помощью

словесного воздействия, которое в свою очередь организует пре

29

§

ляется освоение производственного опыта и навыков к труду. На

учная педагогика устанавливает связь воспитания с производи

тельным трудом.

Воспитанию в истории общества отводилась роль жизненно

го средства формирования личности, а тогда вовсе сбрасывалось

со счетов. На самом деле роль воспитания в общественной жиз

ни зависит от состояния общества, и, прежде всего от производ

ственных отношений. Воспитание не способно само по себе за

метно изменить человека и общество.

Лишь в условиях гуманного, демократического общества все

общественные отношения, в том числе и производственные,

будут способствовать духовноценностному наполнению и гар

моническому развитию общественных функций воспитания.

Воспитание, формируя гармоничного, всесторонне развитого

человека, будет оказывать влияние, и совершенствовать харак

тер производственных отношений. Язык играет великую роль

в жизни общества.

Воспитание и язык своими средствами осуществляют обще

ние и подготавливают будущее поколение к жизни. В этом обна

руживается единство языка и воспитания: язык обеспечивает

педагогический процесс, а воспитание — преемственность язы

ка для совершенствования человека в его применении. Язык

занимает по отношению к воспитанию ведущее место. Он высту

пает и в качестве хранителя общественного опыта, различного ро

да информации, и в качестве главного орудия передачи этой

информации одного поколения другому.

Огромную роль в воспитательном процессе играет семья,

так как она является фундаментальной социальной ячейкой об

щества, и от ее морального и физического здоровья зависит эф

фективность воспитания, характер жизни и производительность

труда различных коллективов.

Здоровая семья неразрывно связана с множеством коллекти

вов: трудовых, школой, детским садом, внешкольными учреж

дениями, организациями по месту жительства, различными об

щественными организациями, с другими семьями. Чем шире

и глубже связь семьи с другими коллективами, тем содержа

тельнее и интереснее становится ее жизнь и тем прочнее ее по

ложение в системе общественных отношений.

22

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *