Беликова е.в. теория и методика воспитания. конспект лекций
дагогических условий, обеспечивающих организацию жизни
детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.
Названные условия призваны удовлетворять жизненно важ
ные — витальные потребности человека, обеспечивать его безо
пасность, охрану жизни и здоровья. Кроме этого они должны
отвечать его духовным и социальным потребностям — позна
вательным, эстетическим, общекультурным, потребности вобще
нии с другими детьми.
Соответствие этих условий необходимым требованиям ус
танавливается в процессе лицензирования образовательного уч
реждения.
В образовательном учреждении должны соблюдать меры
противопожарной безопасности, в том числе должно быть про
тивопожарное оборудование.
Важнейшее значение для здоровья детей имеет также санитар
ное состояние помещений, отсутствие пыли, чистота воды и воз
духа и т. д.
Эргономические, эстетические и, главным образом, психоло
гопедагогические условия составляют основу организации соб
ственно образовательного процесса. Соответствие этих условий
определенным требования устанавливается в процессе аттестации
дошкольного образовательного учреждения. Эти требования яв
ляются составной частью государственного образовательного
стандарта дошкольного учреждения.
Почему же требования к развивающей среде являются ком
понентом государственного образовательного стандарта? Ответ
на этот вопрос связан, прежде всего, со спецификой дошкольно
го возраста, с теми особенностями, которыми дошкольник отли
чается от более старших субъектов образования. Ребенок дош
кольного возраста, как правило, еще не умеет читать. Даже те
элементарные навыки чтения, которые складываются к концу
дошкольного возраста у отдельных детей, не позволяют им само
стоятельно использовать книгу. Социальный опыт и новые сведе
ния об окружающем маленький ребенок получает от других людей,
в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непо
средственном общении с ними. Другим источником знаний, со
циального опыта и развития ребенка является среда пребывание ре
бенка. Поэтому очень важно, чтобы среда была развивающей.
153
§
ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е.
положительному восприятию самого себя.
Вовторых. Включение в различные виды внеклассной рабо
ты обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии
человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые
практические умения и навыки.
Втретьих, разнообразная внеклассная воспитательная рабо
та способствует развитию у детей интереса к различным видам дея
тельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобря
емой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован
устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными
практическими навыками, обеспечивающими ему успешность
в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно органи
зовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально
сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время. В ре
зультате чего растут детская преступность, проституция, наркома
ния, алкоголизм.
В школах, где хорошо организована внеклассная воспита
тельная работа, «трудных» детей меньше и уровень приспособле
ния, «врастания» в общество выше.
Вчетвертых, в различных формах внеклассной работы дети не
только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учат
ся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом, заботят
ся о своих товарищах, учатся ставить себя на место другого чело
века и т.д. Причем каждый вид внеучебной деятельности —
творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой —
обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников
в определенном аспекте, что в совокупности дает большой вос
питательный эффект.
Внеклассная работа является самостоятельной сферой воспи
тательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи
с воспитательной работой на уроке.
Воспитательная работа направлена на достижение общей
цели воспитания — усвоения ребенком необходимого для жиз
ни в обществе социального опыта и формирования принимае
мой обществом системы ценностей. Специфика внеклассной
работы проявляется на уровне таких задач:
1) формирование у ребенка положительной «яконцепции»;
2) формирование у детей навыков сотрудничества, коллектив
ного взаимодействия;
147
§
большое количество времени. Влияние семьи немного ослабе
вает, так как ребенок попадает под руководство учителя. Ребенок
начинает расти в коллективе, жить по его законам. Влияние
коллектива (общества) становится огромным.
Но тем не менее существует сильная связь семьи и школы.
Если ребенок живет в хорошей, крепкой семье, то в ней,
кроме требований, ребенок получает еще и любовь, заботу, ла
ску.
В школе с ребенка только требуют. Личностный подход к вос
питанию — это последовательное отношение педагога к воспи
таннику как к личности. Как к ответственному субъекту соб
ственного развития. Он представляет собой базовую ценностную
ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, твор
ческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию
взаимодействия. В основе личностного подхода лежит глубо
кое знание ребенка, его врожденных свойств и возможностей,
способности к саморазвитию, знание того, как его воспринима
ют другие и как он воспринимает себя сам. Учитель и родители
должны вместе работать над формированием личности ребенка.
Чем чаще родители общаются с учителем, чем чаще они пытают
ся найти оптимальные способы улучшения знаний и умений
ребенка, тем лучше для самого ребенка. Ребенок находится под
их общей опекой, что способствует лучшему его развитию. В вос
питательный процесс включаются специально рассчитанные на
личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя
в рамках школы.
Деятельностный подход в воспитании отводит первостепен
ную роль тем видам деятельности, которые способствуют ра
звитию личности. И учителю, и родителям нужно сотрудничать
вместе, чтобы в ребенке выработать личность.
Личностнодеятельный подход к воспитанию означает, что
школа должна обеспечивать деятельность человека, становление
личности.
Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога
и ребенка в процессе воспитания, а помогать в этом должны
родители.
Родители должны осознавать, что они тоже учились в школе,
что необходимо доказать ребенку, что школа — это место, где есть
друзья, где ребенку дадут важные и нужные знания. Педагог
133
§
ния, не потакать идр. Однако все это сводится к одному: детям
в семье рады должны быть всегда, при любых обстоятельствах,
не важно, послушно он себя ведет или шалит.
Родители должны приучать с малых лет ребенка к тому, что
труд является главным источником жизни. В детстве это должно
происходить в форме игры, затем задачи усложняются. Нужно
объяснять ребенку, что его хорошая оценка в школе — это его хо
рошо сделанная работа. В этом случае опасность того, что ребе
нок вырастет не приученным к труду, очень мала.
Вся ответственность за воспитание лежит на родителях. Шко
ла, конечно, в первую очередь оказывает влияние. Но очень
много закладывается в ребенка до 7 лет, когда он еще не ходит
в школу, а постоянно играет, находится под присмотром роди
телей. В дошкольном возрасте можно приучать ребенка к труду
таким образом, чтобы показать ему, что он должен убрать за со
бой игрушки, которые он разбросал. Это тоже внесет большой
вклад в развитие личности ребенка.
В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудо
вое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменя
ясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие лю
ди дают ребенку знания об окружающем мире, обществе,
производстве, профессиях, технике и т.д. В семье вырабатыва
ют некоторые интеллектуальные навыки, воспитывают отно
шение к миру, людям, жизни.
Родители должны показывать хороший пример своим де
тям. Это также относится к методам родительского воспитания.
Огромна роль отца в семье. Особенно это касается мальчиков.
Мальчики всегда хотят найти себе кумира, человека сильного, му
жественного, на которого можно равняться.
Особое место среди методов семейного воспитания занимает
метод нравственного воспитания ребенка. В первую очередь это
воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, вни
мание и милосердие к старшим, младшим и слабым. Честность,
открытость, доброта, трудолюбие, гуманность. На собственном
примере родители должны научить своего ребенка, как нужно
себя вести и как поступать в том или ином случае.
Вывод: какими методами родители воспитывают ребенка,
таким он и вырастет в дальнейшем, так он и будет относиться
к своим же родителям и окружающим людям.
129
§
Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию
у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил
развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, раз
работал методику работы с отдельным учеником в коллективе.
Детский коллектив — сообщество детей, в котором есть идей
ная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общ
ность.
Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от ин
дивидуального вклада каждого воспитанника — к общему «бо
гатству» коллектива, а от него — к влиянию на индивида и вновь
к увеличению частного «вклада» в общий фонд, и так до беско
нечности, т. е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Су
хомлинский вводит новые понятия — «коллективная духовная
жизнь», «интеллектуальный фон класса».
Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, об
мен духовными приобретениями, знаниями повышает «интел
лектуальный фон», общий уровень развития детей, вызывает
стремление больше узнать и тем самым помогает в главном —
в учении. А ведь учение — главный совместный труд в школьном
коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлин
ским вопросы воспитательного воздействия традиций, фоль
клора, природы.
В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко показал,
что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное ра
звитие детей, возможен только при глубоком знании духовной
жизни и особенностей развития каждого ребенка.
Сухомлинский призывал изучать внутренний мир ребенка,
узнавать что он (ребенок) хочет, о чем думает, чем живет. Чем
глубже будут познания, тем легче будет найти контакт между
ребенком и учителем. Ребенок — это человек (хоть и малень
кий) со своими интересами, переживаниями, эмоциями. Де
ти все разные, у каждого свой характер. Необходимо быть для
каждого ребенка не только наставником, но еще и другом,
тогда ребенок будет верить вам, будет заинтересован в вашей
помощи.
Духовная жизнь очень важна в жизни каждого ребенка и кол
лектива, она объединяет, сплачивает. Если класс объединяет не
одно дело, а несколько, — от этого будет только польза.
116
§
Правильное половое воспитание. Как и всякое воспитание че
ловеческого характера, оно достигается, конечно, на каждом
шагу, если вообще правильно организована жизнь семьи, если
под руководством родителей растет достойный человек.
В вопросах любви и семейной жизни решающими всегда бу
дут общие способности человека, его развитие, работоспособ
ность. Честность. Преданность стране, любовь к обществу. По
этому совершенно правильным является утверждение, что
половая жизнь человека воспитывается всегда, на каждом шагу,
когда родители или воспитатели даже и не думают о половом вос
питании. Старая поговорка: «Лень — мать всех пороков» очень
правильно отражает этот общий закон, но у пороков не одна
мать. Не только лень, а всякое уклонение человека от правиль
ного общественного поведения обязательно приводит к пороч
ному поведению его в обществе, в том числе приводит и к бес
порядочной половой жизни.
В вопросах полового воспитания решающими являются не ка
киелибо отдельные способы, специально предназначенные для
полового воспитания, а весь общий вид воспитательной работы,
вся картина в целом.
Потому, воспитывая в ребенке честность, работоспособ
ность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, уважение
к другому человеку и т. д., мы тем самым воспитываем его и в по
ловом отношении. Среди этих общих методов воспитания есть
такие, которые к половому воспитанию имеют большое отноше
ние, есть такие, которые имеют меньшее отношение, но все
они, вместе взятые, в значительной мере определяют наш успех
в воспитании будущего семьянина, будущего мужа или буду
щей жены.
Но есть и отдельные воспитательные методы и приемы, ко
торые специально как будто назначены, чтобы быть полезными
именно в вопросах полового воспитания. И есть люди, кото
рые на эти отдельные приемы и методы возлагают особые надеж
ды и считают их наиболее мудрым выражением педагогическо
го творчества.
Как раз в этих особых специальных советах и заложены на
иболее вредные пути полового воспитания и к ним нужно отно
ситься с исключительной осторожностью.
Значение полового воспитания нельзя недооценивать. Оно ог
ромно. Необходимо в подростке развивать личностные ка
104
§
Воспитание, ориентированное на педагогическое стимулиро
вание всех видов «самости» (самопознания, самоопределения,
самоуправления, самосовершенствования, самореализации),
а значит и творческого саморазвития, имеет глубокие корни
и традиции.
Рассматривая саморазвитие как процесс самосозидания,
следует отметить, что как специфический вид творчества субъ
ектсубъектной ориентации он имеет ряд характерных призна
ков:
1) наличие внутренних противоречий (чаще всего рассогла
сование между потребностями, знаниями, умениями или способ
ностями личности) в саморазвитии;
2) осознание потребности, личной и общественной значимо
сти, самооценки саморазвития;
3) наличие субъективных и объективных предпосылок, усло
вий для саморазвития, индивидуальная неповторимость, ориги
нальность процесса и результата саморазвития;
4) приобретение новых знаний, новых умений и творческих
способностей, создающих готовность личности для решения
новых, более сложных задач и проблем.
С педагогической точки зрения важно акцентировать вни
мание на то, что «механизм» саморазвития запускается не ра
ди саморазвития, а для того, чтобы вывести личность на новый,
более высокий уровень готовности в решении жизненно важ
ных для нее задач и проблем. В воспитании, особенно в обуче
нии саморазвитию и активной жизненной позиции, следует
иметь в виду, что саморазвитие и самореализация — это про
цессы, требующие достаточно сильной мотивационной под
держки.
Для педагогического стимулирования развития активной
личности большое, а порой решающее значении имеет исходная
мотивация учащегося (их желания, интересы, ценности, установ
ки), т. е. степень их ориентации на саморазвитие.
Среди мотивов этого вида деятельности можно выделить:
желание пользоваться признанием и уважением в группе;
желание быть сильным и здоровым, интеллектуально более
развитым, желание достичь успехов и занять достойное место
в обществе;
100
§
начала принадлежит семье, где родился ребенок. Эстетика бы
та, круг духовных ценностей, потребностей, вкусы родителей —
это среда, где формируются эстетические идеалы, основы его вос
питания.
Широкие возможности по эстетическому воспитанию и об
разованию сельских школьников, воспитанию у них чувства
любви к природе предоставляются как во время обучения, так
и во внеурочное время. Существуют особо отведенные для этих
целей классные часы.
3.Организация личностноориентированного
воспитания
В условиях личностного подхода, или личностноориенти
рованного воспитания, за общий принцип берется некоторая ко
нечная цель — идеальная модель личности, и все остальные
компоненты воспитательной системы, условия ее функциони
рования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом
наперед заданного конечного результата.
В рамках других теорий и воспитательных систем личность,
ее идеальная модель не учитывается, все дело в том, что в усло
виях личностноориентированного воспитания личность воспи
танника выполняет приоритетную, системообразующую роль.
Осуществляя практически личностноориентированное воспи
тание, следует уделять внимание не только возрастным, индиви
дуальным особенностям, но и его эмоциональному состоянию.
Проблема учета эмоциональных состояний в процессе воспи
тания, к сожалению, все еще остается далеко не разработанной
проблемой педагогики.
Вместе с тем диапазон эмоциональных состояний (возбужден
ное, радостное, утомленное, раздраженное, подавленное, угне
тенное и другие) имеет важное, а порой решающее значение
в воспитании личности, в развитии и ее позитивном или, наобо
рот, негативном поведении. В связи с этим учительвоспита
тель должен, вопервых, осуществляя личностноориентиро
ванный подход в воспитании, учитывать психические состояния,
характерные для конкретно взятого ученика, воспитанника.
Таким образом, психологическое состояние в воспитании
создает надежные предпосылки для успеха в различных ситуаци
91
§
страции, музыкальное оформление, инсценирование, кинопро
екты, краеведческую работу по теме.
Воспитательное значение имеют межвозрастные уроки.
Необходимо приобщение учащихся к жизни села, к матери
альной, интеллектуальной и нравственной культуре родного
края. Разумно использовать общественно полезный труд уча
щихся.
Педагоги должны ориентироваться на разработку комплек
сов воздействия на сознание и эмоциональную сферу учеников
для стимуляции приобретения возможностей каждого школь
ника в процессе деятельности. Этому помогают различные
массовые мероприятия — праздники, конкурсы, олимпиады,
традиции.
Также этому способствует создание школьного музея, дея
тельность которого была бы направлена на: проведение в нем от
дельных уроков по учебным дисциплинам; накопление фоль
клорного материала села — частушек, песен, поговорок,
пословиц, загадок, швейных изделий старинного образца.
Музей может создаваться совместными усилиями учащихся,
родителей, жителей села. Изучение истории и быта своего края
способствует воспитанию любви к Родине, большой и малой,
к земле и людям.
Проблема формирования гармонически развитой личности
в условиях малых сельских школ ставит перед работниками
школ трудные задачи: разработать наиболее рациональный ре
жим для школьника, найти целесообразные формы взаимодей
ствия классных и внеклассных занятий, правильно осуществить
межпредметные связи, выявить особенности урока и внеклас
сных занятий в подобных школах, осмыслить задачи, стоящие пе
ред классными руководителями.
Остаются и прежние вопросы: качество проведения уроков
и внеклассных занятий, мастерство учителя и воспитателя, це
лесообразно организованная активная педагогическая пропа
ганда для родителей, учащихся.
Совершенствование нравственноэстетического воспитания
сельских ребят зависит от того, насколько внедряются в процесс
воспитания традиции, средства, методы и приемы народной пе
дагогики.
76
§
Межвозрастные уроки.Совместная работа учащихся младших
и старших классов объединяет их на таких уроках в общей позна
вательной деятельности, расширяет кругозор, дает возможность
учителю осуществлять преемственность в изучении тем;
Важным условием эффективной работы в такой школе яв
ляется развитие монологической речи учащихся путем использо
вания опорных сигналов и конспектов, схем и моделей.
Необходимо совместно использовать разнообразные формы
нескольких сельских школ по методической воспитательной
и учебнообразовательной части. Такая совместная деятель
ность способствует преодолению обособленности и замкнутости
педагогических и детских коллективов малокомплектных школ.
Возможна организация отдыха учителей и учащихся. Проводи
мая работа позволяет расширить круг общения детей, напол
нить внеурочную воспитательную работу новым, богатым и раз
нообразным содержанием, поднять общий эмоциональный
тонус жизни школ.
Здоровый микроклимат школы основывается на демокра
тических началах в управлении школы. На педагогических сове
тах должны правильно выбираться форма и содержание внут
ришкольного контроля, который бы опирался на взаимопомощь
и товарищескую поддержку. Привлечение к педагогическому
контролю учителейметодистов, старших преподавателей, чле
нов производственной комиссии, обладающих большим педаго
гическим опытом, родителей, различных компетентных предста
вителей села ставит на высокую позицию проблемы детей,
способствует повышению ответственности друг перед другом
в воспитании будущего поколения, дает возможность оценить
собственную работу и работу товарищей, повышает уровень за
интересованности учеников в учебе.
Всевозможные открытые конкурсы, смотры, олимпиады, за
четы, вечера и другие мероприятия, на которых присутствует
большинство преподавателей и родителей, товарищей по учебе,
общественные деятели села, обрисовывают реальную картину
деятельности школы, где невозможно спрятать как достоинства,
так и недостатки ее жизни. Обеспечению высокой работоспособ
ности школьников в течение дня, формированию у них воле
вых качеств, а также нормальному физическому развитию способ
ствует правильный распорядок дня. Умственный труд должен
67
§
2.Учение А. С.Макаренко о коллективе
А.С.Макаренкосформулировал закон жизни коллектива:
движение — форма жизни коллектива, остановка — его смерть.
Он определил принципы коллектива: гласность, ответственная
зависимость, перспективные линии, параллельные действия;
выявил этапы развития коллектива.
1 этап — становление коллектива. Педагог оформляет груп
пу, класс, кружок в коллектив, т.е. социальнопсихологиче
скую общность, в которой отношение учеников определяются
характером их совместной деятельности, ее целями и задачами.
Организатор коллектива — педагог, от которого исходят все
требования.
2 этап — усиление влияния актива. Актив не только выпол
няет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам
коллектива, исходя из того, что приносит коллективу пользу,
а что вред. Коллектив на 2 этапе развития выступает как це
лостная система, в которой начинают действовать механизмы
самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает
как инструмент целенаправленного воспитания определенных
качеств личности.
Третий и последующие этапы — расцвет коллектива. Уро
вень и характер требований — они более высокие к себе, чем
к своим товарищам — свидетельствует о уже достигнутом уров
не воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если кол
лектив дошел до этого этапа развития, то он формирует цело
стную, нравственную личность. Основные признаки
коллектива — общий опыт, одинаковые оценки событий.
4 этап развития — этап движения. На этом этапе каждый
школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к се
бе предъявляет определенные требования, его потребностью
становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс вос
питания переходит в процесс самовоспитания.
Между этапами развития нет четких границ. Последующий
этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему.
Во всех коллективах создаются свои традиции. Традиции — это
такие устойчивые формы коллективной жизни, которые помо
гают вырабатывать общие нормы поведения, развивают, укра
шают коллективную жизнь.
55
§
общение с детьми, вера в их возможности, сотворчество и взаим
ное уважение поддерживают страсть ребят к свободе.
5.Идея школьного воспитания
Под воспитанием будем понимать одну из сторон социализа
ции личности, приобретение им человеческого жизненного опы
та. Эта деятельность направлена на передачу исторического опы
та, подготовку к жизни и труду. Личность в наших представлениях
является результатом воспитания. Смысл воспитания — воспита
ние такой личности, которая бы гармонировала с основной струк
турой общества. Воспитание тесно связано с обучением. Воспи
тание — работа с чувствами, мотивами, эмоциями ребенка.
Личность при жизни постоянно формируется, данное понятие ха
рактеризует индивидуально своеобразную совокупность психофи
зиологических систем черт личности, которыми определяется
самобытное для данного человека мышление и поведение. В рос
сийской педагогике в различные времена содержание воспитания
постоянно изменялось, приобретая со временем все большую об
щественную, государственную, личностную направленность.
На современном этапе развития педагогической мысли на
первый план становится проблема воспитания личности в шко
ле, выработки социальнозначимых качеств. Под школой бу
дем понимать не государственное учреждение, а социальный
институт. Таким образом, школа — общественная государствен
ная система, призванная удовлетворять образовательные гос
запросы так же, как и запросы общества и личности. Для воспи
тания личности необходимо преодолеть:
1)отчужденность общества от школы и школы от общества;
2)изолированность школы от процессов, происходящих
в общественной жизни;
3)узость и корпоративность педагогов.
Учителя должны осознавать себя не монополистами, а лишь
уполномоченными народа в деле воспитания личности. Реали
зуя принцип общественной направленности воспитания, важно
добиваться практическимотивированного взаимопонимания
с воспитанниками. Однако, чтобы деятельность (трудовая, об
щественная, игровая, спортивная), которой занимаются уча
щиеся, имела воспитательное значение, необходимо формировать
51
§
2)трагическое и комическое;
3)высокое и низменное.
Каждая из категорий подвергается историческим измене
ниям. Совершенно определенные общечеловеческие ценности
неизменны. Незнание или не придание этому значения приво
дит к трагическим последствиям, таким как отсутствие или сла
бое развитие эстетического вкуса, поглощение и использование
некачественной и непотребной (с точки зрения эстетики) про
дукции, неумение, нежелание и отсутствие интереса к понима
нию полноценного искусства, музыки, произведений великих
мастеров. Видами или средствами в эстетическом воспитании
называют природу, искусство, окружающую реальность, труд че
ловека и др.
Существует мнение, что урок, проведенный на лесной лужай
ке, у холодного ручья, даст несомненно гораздо более положи
тельный эффект в смысле этического воспитания. Общение
с искусством приумножает и развивает эмоциональный мир
воспитания.
Искусство — одно из универсальных и оптимальных средств
постижения истории. В эстетическом воспитании можно просле
дить следующую цепочку: достигнув успехов в одном из жанров
искусств (живопись, музыка, литература и т. д.), возникает ин
терес к постижению других жанров.
Многие известнейшие люди (М. В. Ломоносов, М. Ю.Лер
монтов, А. С.Пушкин) обладали талантами в разных областях на
учного знания. Отсюда можно сделать вывод, что окружение
ребенка с детства входит в его подсознание и определяет его
дальнейшие внутренние способности. Это интерьер, архитектур
ный облик городов, поступки людей, взаимоотношения, музы
ка, которую слушают родители и т. д.
Эстетическое воспитание реализовывается в общеобразова
тельных и внешкольных учреждениях. Рассмотрим некоторые
любопытные опыты подобных реализаций:
1)школа радости — вариант идеального совмещения внеклас
сной и учебной работы (М. Щетинин);
2)единые органы управления имеют художественная, му
зыкальная и общеобразовательная школы, с помощью этого
осуществляется идеальная согласованность в расписании
38
§
и вариативный характер. Поэтому ученыепедагоги практически
условно делят методы воспитания на следующие группы:
1)методы формирования сознания личности;
2)методы организации деятельности и формирования опы
та общественного поведения;
3)методы стимулирования поведения и деятельности;
4)методы контроля;
5)методы самооценки в воспитании.
Методы формирования поведения. К данной группе методов
относятся методы разнообразного воздействия на сознание каж
дого отдельно взятого ребенка, проявление чувств, воли учени
ков с целью формирования у них определенных взглядов и убеж
дений на конкретные вещи. Формами, которые учитель
использует в данной группе методов, могут быть следующие:
разъяснение; внушение; рассказ; беседа; внеклассное чтение;
убеждение.
Любое воспитание по своей сути меняет личность в соответ
ствии с поставленными целями. Воспитание ведет к возникно
вению мыслей, чувств, эмоций, потребностей, которые в свою
очередь побуждают к определенным поступкам. Значит, необхо
димо в процессе воспитания школьников осторожно, чтобы не
задеть педагогическим давлением инициативы и самобытных
особенностей школьников, формировать их поведение.
Основой процесса формирования личностного поведения
будем считать, прежде всего, опыт, который приобретается
в повседневной жизни и деятельности, во взаимосвязях со взро
слыми и сверстниками. Следует понимать, что воспитание не
должно начинаться и заканчиваться только личным опытом
самого учащегося.
Важнейшим фактором является также то, как воспринимает,
осмысливает и оценивает человек данный жизненный опыт.
Главным оказывается вся совокупность скрытой работы челове
ческого сознания. Однако только личный опыт отдельного уче
ника не может составить полную картину воспитания.
Важно подключить к личному опыту индивидуального харак
тера нравственный и социальный опыт всего человечества. Все
приведенное выше показывает структуру метода формирова
ния поведения, которую можно реализовать только с помощью
словесного воздействия, которое в свою очередь организует пре
29
§
ляется освоение производственного опыта и навыков к труду. На
учная педагогика устанавливает связь воспитания с производи
тельным трудом.
Воспитанию в истории общества отводилась роль жизненно
го средства формирования личности, а тогда вовсе сбрасывалось
со счетов. На самом деле роль воспитания в общественной жиз
ни зависит от состояния общества, и, прежде всего от производ
ственных отношений. Воспитание не способно само по себе за
метно изменить человека и общество.
Лишь в условиях гуманного, демократического общества все
общественные отношения, в том числе и производственные,
будут способствовать духовноценностному наполнению и гар
моническому развитию общественных функций воспитания.
Воспитание, формируя гармоничного, всесторонне развитого
человека, будет оказывать влияние, и совершенствовать харак
тер производственных отношений. Язык играет великую роль
в жизни общества.
Воспитание и язык своими средствами осуществляют обще
ние и подготавливают будущее поколение к жизни. В этом обна
руживается единство языка и воспитания: язык обеспечивает
педагогический процесс, а воспитание — преемственность язы
ка для совершенствования человека в его применении. Язык
занимает по отношению к воспитанию ведущее место. Он высту
пает и в качестве хранителя общественного опыта, различного ро
да информации, и в качестве главного орудия передачи этой
информации одного поколения другому.
Огромную роль в воспитательном процессе играет семья,
так как она является фундаментальной социальной ячейкой об
щества, и от ее морального и физического здоровья зависит эф
фективность воспитания, характер жизни и производительность
труда различных коллективов.
Здоровая семья неразрывно связана с множеством коллекти
вов: трудовых, школой, детским садом, внешкольными учреж
дениями, организациями по месту жительства, различными об
щественными организациями, с другими семьями. Чем шире
и глубже связь семьи с другими коллективами, тем содержа
тельнее и интереснее становится ее жизнь и тем прочнее ее по
ложение в системе общественных отношений.
22