Дидактические игры и пособия для всестороннего развития детей раннего возраста. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

: приблизительный перечень учебно-методической литературы по программе «от рождения до школы»

Екатерина Семерникова
Приблизительный перечень учебно-методической литературы по программе «От рождения до школы»

1-я младшая группа (2-3 года)

1. Позина В. А., Помораева И. А. ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (2-3 л.).

2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста. Для занятий с детьми 2-3 л. ФГОС

3. Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. Наглядное пособие. 2-3 г.

4. Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. (2-3 г.). Конспекты занятий

5. Теплюк С. Н ФГОС Игры-занятия на прогулке с малышами (2-4 л.)

6. Теплюк С. Н ФГОС Ребенок третьего года жизни. (2-3 г.)

7. Степаненкова Э. Я. ФГОС Сборник подвижных игр (2-7 л.)

8. Губанова Н. Ф. ФГОС Развитие игровой деятельности (2-3 г.)

9. Белая К. Ю. ФГОС Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 л.)

10. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 1-3 г.

11. Гербова В. В. ФГОС Правильно или неправильно. Наглядное пособие. 2-4 г.

12. Образовательный процесс, планирование на каждый день (сентябрь-ноябрь) группа раннего возраста 2-3 г., под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

13. Образовательный процесс, планирование на каждый день (декабрь-февраль) группа раннего возраста 2-3 г., под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

14. Образовательный процесс, планирование на каждый день (март-май) группа раннего возраста 2-3 г., под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

15. Комплексные занятия на электронном носителе, первая младшая группа под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

16. Самойлова З. И. Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа

17. Гладышева Н. Н., Мезенцева В. Н., Мальцева Н. А. Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа. ФГОС ДО

18. Белова О. Е. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 л. в адаптационный период по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО

]2-я младшая группа (3-4 года)

1. Комарова Т. С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду(3-4г.). Конспекты занятий

2. Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. (3-4 г.). Конспекты занятий

3. Позина В. А., Помораева И. А. ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (3-4 г.)

4. Соломенникова О. А. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. (3-4 г.) . Конспекты занятий

5. Дыбина О. В. ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (3-4 г.).. Конспекты занятий

6. Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. ФГОС Примерное комплексно-тематическое планир. к пр. «От рождения до школы«. (3-4 г.)

7. Теплюк С. Н ФГОС Игры-занятия на прогулке с малышами (2-4 л.)

8. Борисова М. М. ФГОС Малоподвижные игры и игровые упражнения (3-7 л.)

9. Степаненкова Э. Я. ФГОС Сборник подвижных игр (2-7 л.)

10. Шиян О. А. ФГОС Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 л.)

11. Саулина Т. Ф. ФГОС Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 л.)

12. Губанова Н. Ф. ФГОС Развитие игровой деятельности (3-4 г.)

13. Буре Р. С. ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 л.)

14. Куцакова Л. В. ФГОС Трудовое воспитание в детском саду (3-7 л.)

15. Белая К. Ю. ФГОС Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 л.)

16. Комарова Т. С. ФГОС Развитие художественных способностей дошкольников (3-7 л.). Методическое пособие

17. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 3-4 г.

18. Гербова В. В. ФГОС Правильно или неправильно. Наглядное пособие. 2-4 г.

19. Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. Наглядное пособие. 3-4 г.

20. Комплексные занятие по программе «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа/авторы – составители Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова.

21. Костюченко М. П. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (от 3 до 4 г). ФГОС ДО

22. Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Для занятий с детьми 3-4 л. ФГОС

23. Никитина Т. В., Мезенцева В. Н., Гладышева Н. Н. Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Младшая группа. ФГОС ДО

24. Белова О. Е. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 л. в адаптационный период по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО

25. Костюченко М. П. Сезонные прогулки «Осень». Карта-план для воспитателя. Младшая группа (3-4г). Комплект для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО

26. Костюченко М. П. Сезонные прогулки «Зима». Карта-план для воспитателя. Младшая группа (3-4г). Комплект для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО

27. Костюченко М. П. Сезонные прогулки «Весна». Карта-план для воспитателя. Младшая группа (3-4 л.). Комплект для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО

28. Костюченко М. П. Сезонные прогулки. Лето. Карта-план для воспитателя. Младшая группа (3-4 л.). Комплект для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО

Средняя группа (4-5 лет)

1. Комарова Т. С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (4-5 л.). Конспекты занятий

2. Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. (4-5 л.). Конспекты занятий

3. Позина В. А., Помораева И. А. ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (4-5 л.).

4. Соломенникова О. А. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. (4-5 л.). Конспекты занятий

5. Дыбина О. В. ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (4-5 л.). Конспекты занятий

6. Куцакова Л. В. ФГОС Конструирование из строительного материала. (4-5 л.).

7. Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. ФГОС Примерное комплексно-тематическое планир. к пр. «От рождения до школы«. (4-5 л.) Ср. гр.

8. Борисова М. М. ФГОС Малоподвижные игры и игровые упражнения (3-7 лет)

9. Степаненкова Э. Я. ФГОС Сборник подвижных игр (2-7 лет)

10. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)

11. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. ФГОС Развитие познавательных способностей дошкольников (4-7)

12. Шиян О. А. ФГОС Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 л.)

13. Павлова Л. Ю. ФГОС Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 л.)

14. Саулина Т. Ф. ФГОС Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 л.)

15. Губанова Н. Ф. ФГОС Развитие игровой деятельности (4-5 л.).

16. Буре Р. С. ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 л.)

17. Куцакова Л. В. ФГОС Трудовое воспитание в детском саду (3-7 л.)

18. Белая К. Ю. ФГОС Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 л.)

19. Петрова В. И., Стульник Т. Д. ФГОС Этические беседы с дошкольниками (4-7 л.)

20. Комарова Т. С. ФГОС Развитие художественных способностей дошкольников (3-7 л.). Методическое пособие

21. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 3-4 г.

22. Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. Наглядное пособие. 4-6 л.

23. Комплексные занятие по программе «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С., Комаровой, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Средняя группа/авторы – составители Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова.

24. Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы«. Для занятий с детьми 4-5 л. ФГОС

25. Небыкова О. Н., Батова И. С. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (от 4 до 5 л.). ФГОС ДО

26. Гладышева Н. Н. Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ФГОС

27. Батова И. С. Сезонные прогулки. Осень. Карта-план для воспитателя. Средняя группа (от 4 до 5 л.). Комплект тематических карт для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО

28. Небыкова О. Н. Сезонные прогулки. Зима. Карта-план для воспитателя. Средняя группа (от 4 до 5 л.). Комплект для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы«. ФГОС

29. Небыкова О. Н. Сезонные прогулки. Весна. Карта-план для воспитателя. Средняя группа (от 4 до 5 л.). Комплект для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы«. ФГОС

30. Небыкова О. Н. Сезонные прогулки. Лето. Карта-план для воспитателя. Средняя группа (от 4 до 5 л.). Комплект тематических карт для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО

Старшая группа (5-6 лет)

1. Комарова Т. С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (5-6 л.). Конспекты занятий

2. Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. (5-6 л.). Конспекты занятий

3. Позина В. А., Помораева И. А. ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (5-6 л.).

4. Соломенникова О. А. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. (5-6 л.) Конспекты занятий

5. Дыбина О. В. ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (5-6 л.). Конспекты занятий

6. Куцакова Л. В. ФГОС Конструирование из строительного материала. (5-6 л.).

7. Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. ФГОС Примерное комплексно-тематическое планир. к пр. «От рождения до школы«. (5-6 л.)

8. Борисова М. М. ФГОС Малоподвижные игры и игровые упражнения (3-7 л.)

9. Степаненкова Э. Я. ФГОС Сборник подвижных игр (2-7 л.)

10. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 л.)

11. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. ФГОС Развитие познавательных способностей дошкольников (4-7)

12. Шиян О. А. ФГОС Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 л.)

13. Павлова Л. Ю. ФГОС Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет)

14. Саулина Т. Ф. ФГОС Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 л.)

15. Буре Р. С. ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 л.)

16. Куцакова Л. В. ФГОС Трудовое воспитание в детском саду (3-7 л.)

17. Белая К. Ю. ФГОС Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 л.)

18. Петрова В. И., Стульник Т. Д. ФГОС Этические беседы с дошкольниками (4-7 л.)

19. Комарова Т. С. ФГОС Развитие художественных способностей дошкольников (3-7 л.). Методическое пособие

20. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 4-5 л.

21. Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. Наглядное пособие. 4-6 л.

22. Комплексные занятие по программе «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Старшая группа/авторы – составители Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова.

23. Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы«. Старшая группа. Методическое пособие. ФГОС

24. Костюченко М. П. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа (5- 6 л.). ФГОС ДО

25. Мазанова Е. В., Писаренко С. Н., Гладышева Н. Н. Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ФГОС ДО

26. Костюченко М. П. Сезонные прогулки. Осень. Карта-план для воспитателя. Старшая группа от 5 до 6 лет. Комплект из 64 тематических карт для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО

27. Костюченко М. П. Сезонные прогулки. Зима. Карта — план для воспитателя. Старшая группа (от 5 до 6 лет). Комплект для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО

28. Костюченко М. П. Сезонные прогулки. Весна. Карта — план для воспитателя. Старшая группа (от 5 до 6 лет). Комплект для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО

29. Костюченко М. П. Сезонные прогулки. Лето. Карта-план для воспитателя. Старшая группа (от 5 до 6 лет). Комплект из 64 тематических карт для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

1. Комарова Т. С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (6-7 л.). Конспекты занятий

2. Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. (6-7 л.). Конспекты занятий

3. Позина В. А., Помораева И. А. ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (6-7 л.).

4. Соломенникова О. А. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. (6-7 лет). Конспекты занятий

5. Дыбина О. В. ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (6-7 л.).Конспекты

6. Куцакова Л. В. ФГОС Конструирование из строительного материала. (6-7 л.).

7. Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. ФГОС Примерное комплексно-тематическое планир. к пр. «От рождения до школы«. (6-7 л.).

8. Борисова М. М. ФГОС Малоподвижные игры и игровые упражнения (3-7 л.).

9. Степаненкова Э. Я. ФГОС Сборник подвижных игр (2-7 л.).

10. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 л.).

11. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. ФГОС Развитие познавательных способностей дошкольников (4-7)

12. Шиян О. А. ФГОС Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 л.)

13. Павлова Л. Ю. ФГОС Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 л.)

Про пособия:  Нужна ли прописка ребенку для получения пособия 2022 году

14. Саулина Т. Ф. ФГОС Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 л.)

15. Буре Р. С. ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 л.)

16. Куцакова Л. В. ФГОС Трудовое воспитание в детском саду (3-7 л.)

17. Белая К. Ю. ФГОС Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 л.)

18. Петрова В. И., Стульник Т. Д. ФГОС Этические беседы с дошкольниками (4-7 л.)

19. Комарова Т. С. ФГОС Развитие художественных способностей дошкольников (3-7 л.). Методическое пособие

20. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 6-7 л.

21. Комплексные занятие по программе «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа/авторы – составители

Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова.

22. Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы«. Подготовительная группа. Методическое пособие. ФГОС,

23. Костюченко М. П., Виноградова С. Ф., Рогачёва Н. В. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа. ФГОС ДО

24. Мазанова Е. В., Гладышева Н. Н., Мезенцева В. Н. Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа. ФГОС ДО

25. Костюченко М. П., Виноградова С. Ф., Рогачева Н. В. Сезонные прогулки «Осень». Карта-план для воспитателя. Подготовительная группа. Комплект из 56 тематических карт для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО

26. Костюченко М. П. Сезонные прогулки «Зима». Карта-план для воспитателя. Подготовительная группа. Комплект из 56 тематических карт для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО

27. Костюченко М. П. Сезонные прогулки «Весна». Карта-план для воспитателя. Подготовительная группа. Комплект из 56 тематических карт для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО

28. Костюченко М. П. Сезонные прогулки «Лето». Карта-план для воспитателя. Подготовительная группа. Комплект из 56 тематических карт для организации прогулок с детьми на каждый день по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО

Физическое развитие.

1. Пензулаева Л. И. ФГОС Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 л.

2. Пензулаева Л. И. ФГОС Физическая культура в детском саду. (3-4 г.). Конспекты занятий

3. Пензулаева Л. И. ФГОС Физическая культура в детском саду. (4-5 л.). Средняя группа. Конспекты занятий

4. Пензулаева Л. И. ФГОС Физическая культура в детском саду. (5-6 л.). Старшая группа. Конспекты занятий

5. Пензулаева Л. И. ФГОС Физическая культура в детском саду. (6-7 л.). Подготовительная группа. Конспекты занятий

6. Физическое развитие детей 2-3 л. Карточное планирование двигательной деятельности на

год.

Для работы музыкального руководителя

1. Зацепина М. Б. ФГОС Музыкальное воспитание в детском саду (2-7). Методическое пособие

2. Жукова Г. Е., Зацепина М. Б. ФГОС Музыкальное воспитание в детском саду. (3-4) Младшая группа. Конспекты занятий

3. Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя группа. 4-5 лет. ФГОС

4. Жукова Г. Е., Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. 5-6 лет. Старшая группа. Методическое пособие. ФГОС

5. Комарова Т. С. ФГОС Развитие художественных способностей дошкольников (3-7 лет). Методическое пособие

Методические пособия.

Наглядно-дидактические пособия с методическими рекомендациями.

1. Васильева М. А., Веракса Н. Е., Комарова Т. С. ФГОС Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы«

2. Веракса А. Н., Веракса Н. Е. ФГОС Проектная деятельность дошкольников

3. Комарова Т. С. ФГОС Детское художественное творчество. Методическое пособие

Грамматика в картинках

1. Бывшева А. А. ФГОС Грамматика в картинках. Антонимы, глаголы. Наглядное пособие с методическими рекомендациями. (3-7 лет)

2. Бывшева А. А. ФГОС Грамматика в картинках. Антонимы, прилагательные. Наглядное пособие с методическими рекомендациями. (3-7 лет)

3. Бывшева А. А. ФГОС Грамматика в картинках. Многозначные слова. Наглядное пособие с методическими рекомендациями. (3-7 лет)

4. Бывшева А. А. ФГОС Грамматика в картинках. Множественное число. Наглядное пособие с методическими рекомендациями. (3-7 лет)

5. Бывшева А. А. ФГОС Грамматика в картинках. Одинмного. Наглядное пособие с методическими рекомендациями. (3-7 лет)

6. Бывшева А. А. ФГОС Грамматика в картинках. Словообразование. Наглядное пособие с методическими рекомендациями. (3-7 лет)

7. Бывшева А. А. ФГОС Грамматика в картинках. Ударение. Наглядное пособие с методическими рекомендациями. (3-7 лет)

Играем в сказку

1. Веракса А. Н., Веракса Н. Е. ФГОС Играем в сказку. Репка. Наглядное пособие с методическими рекомендациями

2. Веракса А. Н., Веракса Н. Е. ФГОС Играем в сказку. Теремок. Наглядное пособие с методическими рекомендациями

3. Веракса А. Н., Веракса Н. Е. ФГОС Играем в сказку. Три медведя. Наглядное пособие с методическими рекомендациями

4. Веракса А. Н., Веракса Н. Е. ФГОС Играем в сказку. Три поросенка. Наглядное пособие с методическими рекомендациями

Основы безопасности

1. Бордачева И. Ю. ФГОС Безопасность на дороге. Плакаты для оформления родительского уголка

2. Бордачева И. Ю. ФГОС Дорожные знаки. 4-7 лет. Наглядное пособие

3. Белая К. Ю. ФГОС Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО (4-5 л)

4. Белая К. Ю. ФГОС Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО (5-6 л)

5. Белая К. Ю. ФГОС Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО (6-7 л)

Электронные образовательные ресурсы к программе «От рождения до школы«

CD диски по направлению Физическое развитие

1. Пензулаева Л. И. CD. ФГОС Физическая культура в детском саду. (3-4 года). Младшая группа

2. Пензулаева Л. И. CD. ФГОС Физическая культура в детском саду. (4-5 лет). Средняя группа

3. Пензулаева Л. И. CD. ФГОС Физическая культура в детском саду. (5-6 лет). Старшая группа.

4. Пензулаева Л. И. CD. ФГОС Физическая культура в детском саду. (6-7 лет). Подготовительная к школе группа.

CD диски по направлению Познавательное развитие

1. Соломенникова О. А. CD. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. (2-3 года). Вторая группа раннего возраста

2. Позина В. А., Помораева И. А. CD. ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (5-6 лет). Старшая группа

3. Позина В. А., Помораева И. А.

CD. ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (6-7 лет). Подготовительная к школе группа

4. Дыбина О. В. Ознакомление с предметметным и социальным окружением в средней группе детского сада

CD диски по направлению Развитие речи

1. Гербова В. В. CD. ФГОС Развитие речи в детском саду. (4-5 лет). Средняя группа.

2. Гербова В. В. CD. ФГОС Развитие речи во второй младшей группе. (3-4 года).

CD диски. Педагогическая диагностика

1. Телюкова Г. Г. Педагогическая диагностика развития детей 2-3 лет по программе «От рождения до школы«. ФГОС ДО.

CD диски по направлению Музыкальное развитие

1. Арсенина Е. Н. Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы«. Первая и вторая младшие группы. ФГОС ДО

CD диски по направлению Физическое развитие

1. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду 5-6 лет. Старшая группа.

Юный эколог. Авторская парциальная программа Николаевой С. Н.

Методические пособия к программе «Юный эколог»

1. Николаева С. Н. ФГОС Юный эколог. Парциальная программа (3-7 лет)

2. Николаева С. Н. ФГОС Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада (3-4 года)

3. Николаева С. Н. ФГОС Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада (6-7 лет)

4. Николаева С. Н. ФГОС Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада (4-5 лет)

5. Николаева С. Н. ФГОС Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада (5-6 лет)

Наглядные пособия. к программе «Юный эколог»

1. Николаева С. Н. Плакат. Где в природе есть вода

2. Николаева С. Н. Плакат. Зачем люди ходят в лес

3. Николаева С. Н. Плакат. Зачем пилят деревья

4. Николаева С. Н. Плакат. Как лесник заботится о лесе

5. Николаева С. Н. Плакат. Лес — многоэтажный дом

6. Николаева С. Н. Плакат. Этого не следует делать в лесу

Наглядно-дидактические пособия.

Формата А4 (средний формат)

1. Емельянова Э. Л. Как наши предки выращивали хлеб

2. Емельянова Э. Л. Как наши предки открывали мир

3. Емельянова Э. Л. Как наши предки шили одежду

«Мир в картинках». Предметное и социальное окружение.

Набор тематических фотоизображений с описанием на обороте.

Формат A4, в папке

1. ФГОС Мир в картинках. Автомобильный транспорт

2. ФГОС Мир в картинках. Бытовая техника

3. Минишева Т. ФГОС Мир в картинках. Государственные символы России

4. Минишева Т. ФГОС Мир в картинках. День Победы.

5. Минишева Т. ФГОС Мир в картинках. Космос.

«Мир в картинках». Природное окружение.

Набор тематических фотоизображений с описанием на обороте.

Формат A4, в папке

1. ФГОС Мир в картинках. Грибы

2. Минишева Т. ФГОС Мир в картинках. Домашние животные

«Рассказы по картинкам».

Набор картинок в папке формата А4) для развития связной речи.

1. ФГОС Рассказы по картинкам. В деревне

2. ФГОС Рассказы по картинкам. Весна.

3. ФГОС Рассказы по картинкам. ВОВ в произведениях художников

4. ФГОС Рассказы по картинкам. Времена года

5. ФГОС Рассказы по картинкам. Защитники отечества

6. ФГОС Рассказы по картинкам. Зима

7. ФГОС Рассказы по картинкам. Зимние виды спорта

8. ФГОС Рассказы по картинкам. Кем быть?

9. ФГОС Рассказы по картинкам. Колобок

10. ФГОС Рассказы по картинкам. Курочка Ряба.

11. ФГОС Рассказы по картинкам. Летние виды спорта

12. ФГОС Рассказы по картинкам. Лето

13. ФГОС Рассказы по картинкам. Мой дом

14. ФГОС Рассказы по картинкам. Осень

15. ФГОС Рассказы по картинкам. Профессии.

16. ФГОС Рассказы по картинкам. Распорядок дня

17. ФГОС Рассказы по картинкам. Репка.

18. ФГОС Рассказы по картинкам. Родная природа

19. ФГОС Рассказы по картинкам. Теремок

Дополнительные пособия для воспитателей и родителей

Практические пособия (конспекты и сценарии занятий) «Детское творчество».

Серия книг с конспектами занятий по рисованию, лепке, аппликации и прочее

1. Колдина Д. Н. Детское творчество. Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий

2. Колдина Д. Н. Детское творчество. Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий

3. Колдина Д. Н. Детское творчество. Аппликация с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий

4. Колдина Д. Н. Детское творчество. Аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий

5. Колдина Д. Н. Детское творчество. Лепка с детьми 3-4лет. Конспекты занятий

6. Колдина Д. Н. Детское творчество. Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий

7. Колдина Д. Н. Детское творчество. Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий

8. Колдина Д. Н. Детское творчество. Лепка с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий

9. Мамаева О. А. Детское творчество. Мастерим с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий

10. Колдина Д. Н. Детское творчество. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий

11. Колдина Д. Н. Детское творчество. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий

12. Колдина Д. Н. Детское творчество. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий

Рабочие тетради по программе

2-я младшая групппа

1. Денисова Д., Дорожин Ю. Прописи для малышей. 3 . Младшая группа.

2. Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для малышей. 3 . Младшая группа.

3. Денисова Д., Дорожин Ю. Развитие речи у малышей. 3 . Младшая группа.

4. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для малышей. 3 . Младшая группа.

Средняя группа

1. Денисова Д., Дорожин Ю. Прописи для малышей. 4 . Средняя группа.

2. Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для малышей. 4 . Средняя группа.

3. Денисова Д., Дорожин Ю. Развитие речи у малышей. 4 . Средняя группа.

4. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для малышей. 4 . Средняя группа.

Старшая группа

1. Денисова Д., Дорожин Ю. Прописи для дошкольников. 5 . Старшая группа.

2. Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для дошкольников. 5 . Старшая группа.

3. Денисова Д., Дорожин Ю. Развитие речи у дошкольников. 5 . Старшая группа.

4. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. 5 . Старшая группа.

Подготовительная группа

1. Денисова Д., Дорожин Ю. Прописи для дошкольников. 6 . Подготовительная группа.

2. Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для дошкольников. 6 . Подготовительная группа.

3. Денисова Д., Дорожин Ю. Развитие речи у дошкольников. 6 . Подготовительная группа.

4. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. 6 . Подготовительная группа.

Для работы педагога-психолога

1. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. ФГТ Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст. (0-3 года)

2. Веракса Н. Е. ФГОС Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника (5-7 лет)

3. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. ФГОС Практический психолог в детском саду

Список необходимых детских игрушек для ребенка раннего возраста

1. Игрушки для развития предметной деятельности: совочки, лопаточки для копания; ложечки и тарелочки для кормления кукол; молоточки и колышки для забивания; удочки с магнитом для ловли рыбок; сачки для вылавливания игрушек.

Динамические игрушки: игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, сороконожка, утенок-барабанщик); крутящиеся (юла, волчок и др.); качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка); катящиеся (дорожка для катания шариков — кегельбан, мячи); лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат); шагающие игрушки (шагающие куклы).

2. Детские игрушки для сюжетных и подвижных игр: достаточно, если у ребенка будет 2–3 разные куклы: тряпичные (высота — до 30 см); пластиковые; кукла-голыш с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками); кукольная утварь, соответствующая размерам кукол: набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.); мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик, стол); «предметы гигиены» для кукол — расчески, щетки, мыло и пр.; «продукты питания» — наборы овощей, фруктов.

Игрушечные животные — маленькие и средних размеров с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью. Несколько машин, лучше грузовиков большого размера, чтобы в них можно было перевозить кубики, кукол и т. д. Наборы «Доктор», «Магазин».

Наряду с реалистическими игрушками для детской игры требуются предметы неопределенного назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.

Важно помнить, что образные детские игрушки (куклы, мягкие игрушки и фигурки животных) должны быть простыми и открытыми для игровых действий малыша. С такими игрушками удобно действовать: куклу можно легко посадить на стульчик или уложить в кроватку, собачка может встать на задние лапки, а мишка может хлопать в ладоши. Образ игрушки должен быть четким, реалистичным и узнаваемым для ребенка.

Про пособия:  Пособие на ребенка не посещающегодетский сад после 1,5 лет

Интерактивные детские игрушки (плачущие и писающие пупсы, интерактивные роботы-трансформеры и пр.) не позволяют начать игру, поскольку исключают игровые действия и фантазию ребенка!

3. Игрушки для игр, развивающих познавательную деятельность: набор «Строитель» деревянный (кубики, конусы и другие модули разной формы и величины); средняя пирамида (5 колец); 4 пирамидки разного цвета на четыре кольца; матрешка — 5 мест (средняя); игры-шнуровки из дерева и вспененной резины; рамки-вкладыши Монтессори — планшеты и вкладыши разных форм и тематики («Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Машинки», «Рыбы» и пр.). Дидактические игры и пособия для всестороннего развития детей раннего возраста. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

4. Детские игрушки для развития речи: картинки с изображением животных, людей, предметов и игрушек (животные — мишка, зайчик, лиса, кошка, собачка; предметы — стул, стол, чашка, ложка; игрушки — кукла, машинка, пирамидка и т. д.); сюжетные картинки с изображением действий (девочка играет в куклы, мальчик спит, умывается, кушает и т. д.); наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей (например, птичка сидит на дереве, под деревом и летает над деревом), чтобы малыш учился понимать пространственные предлоги. Лото, книжки с детскими стихами (например, А. Барто).

5. Игрушки для формирования продуктивных видов деятельности: для рисования — мольберт, пальцевые краски, набор мелков, цветных карандашей, гуашь, кисти (крупные и средние); набор бумаги (можно использовать обои).

6. Игрушки для игр, развивающих мелкую моторику рук: бусы, баночки с сыпучим материалом (горох, чечевица, фасоль и пр.).

7. Детские игрушки для развития навыков самообслуживания: полотенце, наборы (один для куклы, другой для ребенка — расческа, щетка, зубная щетка, зеркальце; предметы столового обихода — ложка, чашка, тарелка (для куклы); различные виды детской одежды с разными застежками: пуговицы, кнопки, липучки, молния.

Примерный набор игровых материалов для первой младшей группы

Материалы для сюжетной игры

Тип материала

Наименование

Игрушки-персонажи

Куклы крупные (35-50 см)

Куклы средние (25-35 см)

Мягкие антропоморфные животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см)

Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см)

Звери надувные, крупные

Игрушки- предметы оперирования

Набор чайной посуды (крупной)

Набор кухонной посуды (крупной)

Миски (тазики)

Молоток (Пластмассовый)

Набор овощей и фруктов (объемные-муляжи)

Комплект постельных принадлежностей для кукол

Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)

Тележка-ящик (крупная)

Звери и птицы на колесах (каталки – с палочкой или шнурком)

Автомобили с открытым верхом (крупные и средние)

Кукольные каляски, соразерные куклам (складные)

Конь (или другие животные) на колесах/ качалка

Телефон

Ведерки

Маркеры игрового пространства

Кукольный стол (крупный)

Кукольный стул (крупный)

Кукольная кровать

Кукольный диванчик

Шкафчик для кукольного белья

Кухонный шкафчик (соразмерный ребенку)

Кухонная плита (соразмерная ребенку)

Ширма-остов домика

Складной остов автобуса (вагончика) с рулем

Полифункциональные материалы

Объемные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды)

Ящик с мелкими предметами- заместителями

2. Требования к подбору и содержанию игрушек для детей младшего

дошкольного возраста

Значение игрушки для развития ребенка тем выше, чем меньше ребенок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей разных возрастов и, особенно, для малышей.

В младшем дошкольном возрасте основными воспитательными задачами являются:

— охрана и укрепление здоровья ребенка;

— развитие движений;

— развитие действий с предметами;

— развитие речи;

Соответственно этим задачам подбираются игрушки:

— без острых углов, нетяжелые, безопасные для детей;

— крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки (их дети перевозят с места на место, возят на них кубики, катают кукол);

— матрешки, бочонки, пирамидки, вкладыши (они должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т.д., то есть решать задачи сенсорного воспитания в этом возрасте);

— сюжетно-образные игрушки: куклы, животные, предметы обихода (по содержанию они отражают окружающий мир, близкий детям);

-обязательно нужны игрушки-забавы (их малыши сами еще не приводят в действие — это делает воспитатель; дети лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек);

-строительные игрушки-материалы (деревянные или пластмассовые кубики, кирпичики, досточки);

-музыкальные игрушки (дудочка, губная гармошка и т.д.)

В средней группе воспитательные задачи усложняются. Кроме того, у дошкольников более отчетливо выделяются роли в игре. Следовательно, усложняется и подбор игрушек:

-шире становится подбор сюжетно-образных игрушек (куклы-девочки и куклы-мальчики, куклы разных национальностей, дополнительные предметы к ним: шапка матроса, халат врача и т.п.)

-шире становится подбор строительного материала, так как дети уже создают более сложные конструкции (он должен быть в разных наборах, с дополнительными деталями: арки, дуги и т.д.)

-усложняются в подборе музыкально-озвученные игрушки (детское пианино, барабан);

-нужны комплектные игрушки, так как дети уже умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки (например, «домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо в поле)

Дошкольники старших групп шире соприкасаются с жизнью, они уже могут использовать игрушки, дающие возможность для развития сложных сюжетов. Поэтому в этих возрастных группах должны быть представлены все виды игрушек в разнообразном ассортименте. Большое значение приобретают технические, спортивно-моторные, театральные игрушки.

Вывод: правильный подбор игрушек содействует полноценному развитию ребенка в соответствии с его возрастными возможностями. 

С трех лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи.

Игрушки-предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается также их тематическое разнообразие), т.е. по параметру внешнего облика игрушки осуществляется движение в сторону ее большей реалистичности. Вместе с тем, в соответствии с усложнением игры ребенка, условность игрушек по параметрам размера и готовности, напротив, должна усиливаться (это могут быть уже игрушки меньших размеров, соразмерные не самому ребенку, а небольшой кукле, по отношению к которой осуществляется орудийное действие — ее кормят, катают в машине и т.п.).

Игрушки-маркеры условного пространства для детей 3-4 лет сохраняют свои характеристики, являясь примерно такими же, как и в первой младшей группе. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой-«прилавком» (имеющей многофункциональное значение — магазина, аптеки и пр., в зависимости от расширяющихся детских игровых интересов).

Игрушки-персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) для детей 3-4 лет приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размерах (до среднего). Также для этого возраста полезны прототипические по облику игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера — до 10-15 см.), с которыми ребенок может разыгрывать соответствующие сюжетные события.

Для такой игры необходим набор персонажей (по крайней мере, два персонажа) из одного смыслового контекста (например, Филя, Хрюша и Каркуша из телепередачи «Спокойной ночи, малыши»; Красная шапочка и Серый волк; крокодил Гена и Чебурашка и т.п.). Полезны будут эти персонажи как в виде обычных кукол, так и в виде наручных кукол би-ба-бо, плоскостных фигур на подставках (все — среднего размера).

Полифункциональные материалы практически те же, что и в первой младшей группе. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, для гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры).

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

Используется тот же принцип, что и в предыдущей возрастной группе, но сюжетообразующие наборы становятся более мобильными. Воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т.е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки.

Материалы для игры с правилами

К материалам предыдущей возрастной группы добавляется более разнообразный материал для игры с правилами на физическую компетенцию — ловкость, требующие поочередных действий играющих. Это настольные наборы типа «Поймай рыбку» и т.п.

Примерный набор игровых материалов для младшего дошкольного возраста

Тип материала

Наименование

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Куклы крупные (35-50 см.)

Куклы средние (20-30 см.)

Мягкие антропоморфные животные, крупные

Мягкие антропоморфные животные, средние

Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см.)

Набор наручных кукол би-ба-бо: семья

Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи

Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи

Набор солдатиков (среднего размера)

Фигурки-человечки (объемные, 10-15 см.)

Белая шапочка

Плащ-накидка

Фуражка/бескозырка

Каска

Набор масок сказочных животных

Игрушки-предметы опериро-вания

Набор чайной посуды (крупной и средней)

Набор кухонной посуды (крупной и средней)

Миски (тазики)

Ведерки

Молоток (пластмассовый)

Набор овощей и фруктов (объемные — муляжи)

Комплект кукольных постельных принадлежностей

Утюг

Гладильная доска

Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)

Тележка-ящик (крупная)

Автомобили с открытым верхом, крупные

Автомобили с открытым верхом, средних размеров

Пожарная машина, средних размеров

Машина «скорой помощи», средних размеров

Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров

Лодка, средних размеров

Самолет, средних размеров

Кукольные коляски (складные)

Конь или другие животные на колесах/качалка

Конь на палочке

Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель)

Полосатый жезл

Бинокль (подзорная труба)

Телефон

Руль

Весы

Сумки, корзинки, рюкзачки

Маркеры игрового пространства

Кукольный стол (крупный)

Кукольный стул (крупный)

Кукольная кровать

Кукольный диванчик

Шкафчик для кукольного белья

Кухонная плита/шкафчик(соразмерная ребенку)

Ширма-остов домика

Ширма-остов автобуса (вагончика) с рулем

Ширма-прилавок

Набор мебели для кукол среднего размера

Бензоколонка (крупная)

Полифункциональные материалы

Объемные модули (набивные и надувные: кубы, валики, параллепипеды)

Крупный строительный набор

Ящик с мелкими предметами-заместителями

Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)

Для игр на ловкость

Шар и воротца (набор)

Желоб для прокатывания шаров и тележек

Мячи (разного размера)

Кегли (набор)

Настольные игры:

«Поймай рыбку»

«Прокати шарик через воротца»

«Загони шарик в лунку»

3. Требования к подбору и содержанию игрушек для детей среднего

дошкольного возраста

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

 Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

 Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

 Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

 Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

 Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему?

На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, на-правленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим.

 На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

У детей 3 — 5 лет большой любовью пользуются куклы, домашняя обстановка, посуда, животные. Это позволяет детям в творческих играх отображать окружающую действительность. Детям полезны дидактические (обучающие) игрушки для ориентировки в форме, величине, цвете.

В доступной и занимательной форме игрушка должна побуждать детей к творческой игре, к совместным действиям, к дружеским взаимоотношениям. Кукла не должна раздражать своей позой или выражением лица. Пропорции ее не должны вызывать у ребенка желание изменить, сломать игрушку (например, согнуть слишком высокие и прямые ноги куклы, которая «не хочет сидеть»).

Техническая игрушка должна по возможности разбираться или быть прозрачной (есть такие игрушки: паровоз, часы), так как у детей восприятие еще во многом детальное и, ломая автомобиль, они просто хотят выяснить, из каких частей он состоит, а собрать его потом уже не могут.

Игрушка может быть юмористична, но не уродлива. Одежда куклы должна быть удобной для переодевания и быть похожей на одежду ребенка (девочки и мальчика), прическа не должна копировать последнюю «моду» взрослых. Гигиенические требования к игрушке: безопасность пользования, покрытие стойкими безвредными красками, прочность; легкая, не громоздкая по размеру; легко подвергающаяся гигиенической обработке; в одежде и деталях игрушки не должно быть ничего, что ребенок мог бы проглотить, поранить себя или другого ребенка; она должна быть эстетичной и не шумной.

Материалы для сюжетной игры

Характерным для сюжетной игры детей 4-5 лет является овладение гибким ролевым поведением и переход к самостоятельной организации игровойобстановки «под замысел».

Игрушки- предметы оперирования становятся, с одной стороны, все более реалистическими, детализированными, более разнообразными по тематической направленности. С другой стороны, усиливается условность игрушек по параметрам размера и готовности: они соразмерны средним и мелким игрушкам-персонажам, по отношению к которым осуществляются игровые действия. Увеличивается доля игрушек-трансформеров (самолет-автомобиль, робот-ракета), сборно-разборных игрушек.

Игрушки-маркеры условного пространства с 4-х лет становятся особенно ценными для детской игры. Они претерпевают изменения в двух направлениях. Первое — изменение в сторону большей реалистичности и уменьшения в размерах. Это средней величины кукольные дома и мебель для них, различного рода строения — гаражи, фермы, соразмерные кукольным персонажам, а также строительные наборы специального назначения — для возведения замка, крепости, сборных домиков и пр.

Второе направление — изменение крупных прототипических маркеров в сторону предметов, все более прототипических и, в конечном итоге, условных, не имеющих определенной тематической нагрузки, могущих обозначать все, что замыслено самими детьми в игру. Это, например, скамеечка с рулем-штурвалом на конце, на которой могут уместиться и «водитель», и «пассажир», универсальная складная рама, обозначающая по прихоти детей контур корабля или самолета, и т.п.

Игрушки-персонажи также приобретают все больше реалистических черт и уменьшаются в размерах. Для детей 4-5 лет нужны средних размеров антропоморфные животные, куклы (в разнообразной одежде мальчиков и девочек), кукольные семьи, наборы наручных и плоскостных фигурок-персонажей (сказочных, из мультфильмов). Необходимы также фигурки зверей и птиц, отдельные и в наборах, средней величины и мелкие.

Полифункциональные материалы представлены крупными объемными набивными модулями (их количество увеличивается, а форма становится разнообразнее, по сравнению с младшими группами), крупным строительным материалом (напольным). Большое значение в качестве полифункционального материала получают крупные (напольные) кнопочные конструкторы, среднего размера деревянные строительные наборы, кнопочные строительные наборы типа «Дупло».

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

В средней группе предметно-игровая среда должна быть существенным образом (если не сказать — радикально) изменена, по сравнению с младшими группами. Постоянные сюжетообразующие наборы (тематические зоны) уступают место более гибким сочетаниям сюжетообразующих игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.

Про пособия:  Возрастная анатомия и физиология

Тематические «зоны» редуцируются до ключевого маркера условного пространства, а «начинка» этого пространства (подходящие предметы оперирования, игрушки-персонажи) располагаются в стеллажах, полках, в непосредственной близости.

Так, довольно подробно обставленная в младших группах «кухня» для крупных кукол, в этой возрастной группе уже должна быть представлена мобильной плитой/шкафчиком на колесах; кукольная «спальня» и «столовая» — одной кукольной кроватью, столиком и диванчиком, которые легко перемещаются; все остальное может быть достроено детьми из крупных полифункциональных материалов.

Универсальная «водительская» зона также становится мобильной и представлена штурвалом или рулем на подставке, который легко переносится с места на место, или скамеечкой на колесах со съемным рулем. Пара низких (30-50 см.) пятичастных ширм (рам) обеспечивает «огораживание» любого условного игрового пространства (дома, корабля и пр.).

Материалы для игры с правилами

Дети 4-5 лет овладевают игрой с правилами во всей ее структурной полноте (ориентация на выигрыш, состязательные отношения). Это происходит прежде всего в играх «на удачу». Поэтому к предметному материалу, поддерживающему простые игры на ловкость, присоединяется материал, обеспечивающий детские аналоги игр «на удачу».

Тип материала

Наименование

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Куклы крупные

Куклы средние

Мягкие антропоморфные животные, крупные

Мягкие антропоморфные животные, средние

Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного материала, мелкие, 7-10 см.)

Набор наручных кукол би-ба-бо: семья

Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи

Фигурки-человечки, объемные, мелкие (7-10 см.)

Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие)

Набор солдатиков (средние и мелкие, 7-15 см.)

Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие, 7-15 см.)

Набор фигурок: семья (7-15 см.)

Белая шапочка

Плащ-накидка

Фуражка/бескозырка

Каска

Набор масок (животные; сказочные персонажи)

Игрушки-предметы оперирования

Набор чайной посуды, крупный

Набор чайной посуды, средний

Набор кухонной посуды

Молоток

Комплект кукольных постельных принадлежностей

Грузовик, крупный

Тележка-ящик, крупная

Автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными крышами, средних размеров

Пожарная машина, средних размеров

Машина «скорой помощи», средних размеров

Подъемный кран, крупный

Набор: железная дорога (средних размеров)

Кораблики, лодки, самолеты, средних размеров

Ракета-робот (трансформер), средних размеров

Автомобили мелкие

Кукольная коляска, средних размеров (складная)

Набор медицинских принадлежностей

Полосатый жезл

Весы

Часы

Телефон

Подзорная труба, бинокль

Сумки, корзинки, рюкзачки

Маркеры игрового пространства

Кукольный стол, крупный

Кукольная кровать или диванчик (крупный)

Кухонная плита/шкафчик (на колесах, крупная)

Набор мебели для кукол среднего размера

Скамеечка на колесах со съемным рулем

Руль на подставке

Штурвал на подставке

Универсальная складная рама/ширма — пятистворчатая (30-50 см. высотой)

Трехстворчатая ширма/театр (70 см.)

Кукольный дом (для кукол среднего размера)

Бензозаправочная станция -гараж (для мелких автомобилей)

Макет «скотный двор» (для фигурок животных средней величины)

Ландшафтный макет (коврик)

Светофор

город

замок (крепость)

ферма (зоопарк)

Полифункциональные материалы

Объемные модули, крупные, разных форм

Крупный строительный набор

Крупный кнопочный конструктор

Ящик с мелкими предметами-заместителями

Крупные куски ткани (полотнo, разного цвета, 1х1 м.)

Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры

Для игр на ловкость

Настольная игра «Поймай рыбку»

Настольный билльярд, средний («закати шарик в лунку»)

Настольный кегельбан

Бирюльки

Кегли (набор)

Кольцеброс (напольный)

Мячи разного размера

Для игр «на удачу»

Настольная игра «лото» (с картами из 6-8 частей)

Настольная игра «гусек» (с маршрутом до 20-25 остановок, игральным кубиком 1-3 очка)

4. Требования к подбору и содержанию игрушек для детей старшего

дошкольного возраста и детей подготовительной группы

Какой же должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку развиваться. Активно проявлять себя в игре, жить радостной жизнью? Для этого она обязательно должна соответствовать определенным педагогическим требованиям.

Требования к игрушке:

1. Учет возрастных особенностей детей при подборе игрушек для них (это главное требование, которое определила Н.К.Крупская)

2. «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности» Е.А. Флерина

3. Игрушка должна быть динамичной, то есть давать детям возможность производить с ней разнообразные действия (этому требованию не соответствует игрушка со строго зафиксированной позой — куклы, животные и др.) А.Е. Флерина это требование сформулировала так:

4. Привлекательное, красочное оформление игрушки (гармоничное сочетание конструкции, формы и цвета). Хорошо оформленная игрушка будит в ребенке эстетические переживания, прививает художественный вкус.

5. Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований (окрашивается она стойкими и безопасными красками, должна легко подвергаться гигиенической обработке).

Вывод: все вышеуказанные требования очень важны; не учет хотя бы одного из них приводит к тому, что ребенок не сможет играть данной игрушкой, либо она будет неполноценно решать воспитательные задачи.

Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне 5-7 лет изменяются в двух направлениях. С одной стороны, это усиление реалистичности облика игрушки с одновременным уменьшением ее размеров и степени готовности к использованию. Это готовые реалистические игрушки-модели (например, автомобильчики разных марок), вплоть до действующих моделей (например, механические подъемный кран, лебедка, заводные и управляемые электрифицированные железная дорога, автомобили, луноходы и пр.), а также сборные модели (самолеты, яхты и пр., действующие сборные модели типа «лего», сборные мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов») и игрушки-трансформеры (игрушки-модели, сборно-разборные игрушки являются одновременно и хорошим материалом для познавательно-исследовательской деятельности).

С другой стороны, весьма привлекательными для детей в этом возрасте становятся игрушки, реалистические по облику и соразмерные настоящей вещи, позволяющие ребенку осуществлять действие, приближающееся к реальному, не просто его изображающее, а имеющее определенный практический результат.

Например, набор дротиков позволяет «охотнику» в рамках сюжетной игры реально упражняться в ловкости; игрушечная швейная машина, которая действительно шьет, позволяет «портнихе» в самом деле одевать обитателей кукольного дома и т.п. Такого рода реалистично действующие игрушки-предметы оперирования позволяют перекидывать мост от сюжетной игры к результативному практическому действию.

Игрушки-маркеры условного пространства также претерпевают изменения в двух направлениях. Первое направление — изменение в сторону большей реалистичности и, одновременно, уменьшения размеров.

Очень большое значение приобретают макеты — предметы, представляющие в уменьшенном виде реальные сооружения и территории. Макеты как мелкие маркеры условного пространства становятся опорой в построении детьми достаточно сложных игровых «миров» в режиссерской игре (совместной и индивидуальной).

Целесообразно предоставить детям несколько универсальных (многотемных) макетов, позволяющих реализовать широкий спектр игровых интересов: кукольный дом, замок (крепость), ландшафтные макеты (моделирующие городской и природный ландшафт).

Также необходимы для построения игровых «миров» мелкие маркеры разной степени готовности (различного рода строения — гаражи, бензозаправочные станции, фермы, соразмерные мелким фигуркам-персонажам, строительные наборы специального назначения для возведения сборных замка, крепости, домиков и пр.).

Второе направление — изменение крупных прототипических маркеров в сторону все большей условности. Они теряют определенную тематически-смысловую нагрузку и приближаются к крупным полифункциональным предметам, как бы смыкаются с ними. Например, складная многочастная рама (ширма), которая по прихоти детей может обозначить контур корабля или самолета, или автомобиля (как и набор крупных набивных модулей, из которых может быть сооружено все, что угодно).

В пределе, мы имеем дело в этом направлении уже не с игрушками как таковыми (т.е. предметами, специально предназначенными для игры), а с любым крупным подсобным материалом (диванные подушки, перевернутые стулья, стол со спущенной скатертью, который становится «пещерой», и пр.). Крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников.

Игрушки- персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) выступают в двух видах: с одной стороны, они меняются в направлении еще большей реалистичности, стремясь к ее крайнему полюсу, с другой стороны, большое значение приобретают крайне условные игрушки. И те, и другие уменьшаются в размерах, т.е. по этому параметру они приближаются к полюсу максимальной условности.

Необходимость реалистичной игрушки-персонажа обусловлена предпочтениями детей, которые стремятся организовать свой игровой «мир» как настоящий. Большую ценность для ребенка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства («наполненный» макет) или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту.

Стремление к реалистичности проявляется у девочек в желании иметь небольшого размера куклу (кукол) с «прикладом» —разнообразной одеждой, подходящим по размерам реалистическим антуражем (этот спрос уловлен современной зарубежной промышленностью, но доведен до недетского гротеска в виде куклы Барби и ее мира).

Те же предпочтения проявляются и у мальчиков в традиционном увлечении наборами солдатиков, ковбоев, рыцарей, туземных воинов, роботов и пр., выполненными в реалистической манере (с правдоподобными деталями этнографического, исторического или футурологического характера).

Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные — динозавры и пр., позволяющие ребенку «творить» более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя ее исторические и географические рамки для себя.

Как уже указывалось, в старшем дошкольном возрасте, несмотря на стремление самих детей к реалистичности в игрушке, разнообразие игровых тем и активность воображения стимулируются в большей степени условными игрушками. Это относится и к игрушкам-персонажам.

В этом возрасте для игры полезны мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности, так сказать, суперусловные, которые могут обслужить любую задуманную ребенком тему игры. Это человеческие фигурки размером 5-6 см., с условным телом (конусом или цилиндром) и головой с намеченными в общем виде чертами лица.

Ребенок может приписать им любые роли (ведь предусмотреть все многообразие интересующих детей ролей и предоставить для этого реалистические игрушки не представляется возможным). Такого рода игрушки служат опорой для игры как мальчиков, так и девочек.

Данные в наборе, они часто используются ребенком для разыгрывания разного рода семейных коллизий (моделирования семейных конфликтов и изживания их, построения идеальных на его вкус отношений и пр.). Для реализации семейной тематики достаточно, например, набора из четырех условных человечков, намекающих на возможных членов семьи.

Полифункциональные материалы для данного возраста остаются примерно такими же, как и в средней группе.

В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками.

Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.

Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб — это игровые макеты с «насельниками» (тематическими наборами фигурок-персонажей) и сомасштабными им предметами оперирования («прикладом»).

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

«Полные» сюжетообразующие наборы — макеты типа «лего» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть предоставлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развертыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые «населяются» и достраиваются по собственным замыслам детей.

Материалы для игры с правилами

В возрасте 5-7 лет в арсенал детской деятельности, кроме игр с правилами на физическую компетенцию (на ловкость), на «удачу», начинают входить и игры на умственную компетенцию. Часть из них (так называемые словесные игры) не нуждаются в предметной поддержке, часть — игры комбинаторного характера (стратегические) — требуют специального игрового материала. Это наборы для игры в домино, в шашки, в шахматы.

Материал для игр на «удачу» усложняется: это разнообразные тематические «лото» (с 8-12 частями), цифровое лото, «гусек» с большим полем (до 50 ходов) и игральным кубиком до 6 очков (примерное тематическое содержание игровых наборов см. в разделе «Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности»).

Усложняются и материалы для игры с правилами на ловкость. Это летающие колпачки, мишень с дротиками и т.п. материалы, требующие более развитой ручной моторики и глазомера. Частично эти материалы совпадают с материалами для двигательной активности (см. соответствующий раздел).

Тип материала

Наименование

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Куклы (средние)

Мягкие антропоморфные животные ( средние и мелкие)

Набор кукол: семья (средние)

Наручные куклы би-ба-бо

Набор персонажей для плоскостного театра

домашние животные

дикие животные

динозавры

сказочные персонажи

фантастические персонажи

солдатики (рыцари, богатыри)

семья

Условные фигурки человечков, мелкие (5-7 см.)

Белая шапочка

Плащ-накидка

Фуражка/бескозырка

Каска/шлем

Корона, кокошник

Ремень ковбоя

Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи)

Игрушки-предметы оперирования

Набор чайной посуды (средний)

Набор кухонной посуды (средний)

Набор чайной посуды (мелкий)

«Приклад» к куклам среднего размера

«Приклад» к мелким куклам

Набор медицинских принадлежностей

Весы

Чековая касса

Коляска для средних кукол, складная

Телефон

Часы

Бинокль/подзорная труба

Грузовик средних размеров

Автомобили разного назначения (средних размеров)

Корабль, лодка (средних размеров)

Самолет, вертолет (средних размеров)

Ракета-трансформер (средних размеров)

Автомобили мелкие (легковые, гоночные, грузовички и др.)

Набор: военная техника

Набор: самолеты (мелкие)

Набор: корабли (мелкие)

Ракета-робот (трансформер), мелкая

Подъемный кран (сборно-разборный, средний)

Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная)

Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль

Луноход (автомобиль) с дистанционным управлением

Маркеры игрового пространства

Универсальная складная ширма/рама

Стойка с рулем/штурвалом (съемным)

Стойка-флагшток

Трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширма-театр)

Ландшафтный макет (коврик)

Кукольный дом (макет) для средних кукол

Кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей)

Макет: замок/крепость

город

крестьянское подворье (ферма)

зоопарк

крепость

домик (мелкий, сборно-разборный)

гараж/бензозаправка (сборно-разборная)

маяк

Набор дорожных знаков и светофор, для мелкого транспорта

Набор мебели для средних кукол

Набор мебели для мелких персонажей

Набор мебели «школа» (для мелких персонажей)

Объемные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов)

Полифункциональные материалы

Объемные модули, крупные, разных форм

Крупный строительный набор

Ящик с мелкими предметами-заместителями

Крупные куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)

Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры

Для игр на ловкость

Летающие колпачки

Настольный кегельбан

Настольный футбол или хоккей

Детский биллиард

Бирюльки (набор)

Блошки (набор)

Кольцеброс настольный

Кольцеброс напольный

Городки (набор)

Кегли (набор)

Серсо

Мишень с дротиками (набор)

Коврик с разметкой для игры в «классики»

Мячи, разные

Для игр на «удачу»

Гусек (с маршрутом до 50 ходов и игральным кубиком на 6 очков)

Лото (картиночное, поле до 8-12 частей)

Лото цифровое

Для игр на умственную компетенцию

Домино (с картинками)

Домино точечное

Шашки

Шахматы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *