Гуськова Светлана Владимировна Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие | Read books online — free download E-library thebooks.su

Моисеева а.п. основы теории коммуникации: учебное пособие

119

У ягуара герой видит большой ствол горящей йатобы. Рядомуложен

ные камни, как это теперь бывает уиндейцев, устраивающих очаг (ки). Та

ким образом, герой в первый раз ест приготовленное мясо.

Но жена ягуара, которая была индеанкой, не любит молодого человека

и зовет его«ме-он-кра-тум» (чужой сын, подкидыш). Тем не менее ягуар, не

имеющий детей, решает усыновить мальчика.

Каждый день ягуар уходит на охоту, оставляя своего приемного сына

с женой, которая выказывает подкидышу всевозрастающую неприязнь. Она

дает ему есть только старое и черствое мясо и листья. Когда мальчик жалует

ся, она царапает ему лицо и несчастный вынужден спасаться в лесу.

Ягуар ругает жену, но все напрасно. В один прекрасный день он дает

Ботокуэ совсем новый лук и стрелы, показывает, как этим пользоваться,

и советует в случае необходимости использовать лук против мачехи. Ботокуэ

убивает мачеху, послав стрелу ей прямо в грудь. Испуганный, он убегает, за

хватив с собой лук, стрелы и кусок жареного мяса.

Ночью он приходит в свою деревню, ощупью находит в темноте ложе

матери, которая не без труда признает сына (ибо все считают его мертвым),

рассказывает свою историю и раздает мясо. Индейцы решают овладеть огнем.

Когда они прибывают к ягуару, там никого нет. А поскольку жена

ягуара мертва, дичь, убитая накануне, осталась сырой. Индейцы жарят ее

и уносят огонь. В первый раз можно осветить ночью деревню, поесть жаре

ного мяса и обогреться у очага.

Но ягуар, разгневанный неблагодарностью своего приемного сына, ук

равшего «огонь и секрет лука и стрел», переполнен яростью ко всем живым

существам, особенно к людям. Лишь отблеск огня мерцает теперь в его зрач

ках. Он охотится с помощью своих клыков и ест сырое мясо, торжественно

отрекшись от мяса жареного.

Племя Кайапо-Кубен-кран-кеги: происхождение огня

Когда-то у людей не было огня. Убивая дичь, они резали мясо на узкие

полоски, которые растягивали на камнях и сушили на солнце: таким образом,

они питались тухлым мясом.

Однажды некий человек заметил двух ара, которые вились вокруг от

верстия в стене утеса. Чтобы разорить их гнездо, он заставляет юного свояка,

брата жены, карабкаться по длинному стволу дерева с предварительно нане

сенными насечками. Но в гнезде оказываются только круглые камни. Возни

кает спор, который переходит в ссору и заканчивается, как и в предыдущей

версии. Только в этом случае молодой человек, спровоцированный своим зя

тем, сознательно бросает камни и ранит его.

Обеспокоенной жене индеец говорит, что мальчик заблудился, и чтобы

усыпить подозрения, делает вид, будто собирается на поиски. В это время,

умирая от голода и жажды, герой вынужден есть свои экскременты и пить

свою мочу.

§

106

Важнейшей характеристикой канала коммуникации является его дос

тупность и соответствие целевой аудитории. Эффективность рекламной ком

муникации в большей степени зависит от того, кто представляет коммуника

тора, в чьиуста вкладывается рекламное обращение. Среди качеств, которы

ми должен обладать источник коммуникации, основными являются добросо

вестность, привлекательность, профессионализм.

Получателем, адресатом, в рекламной коммуникации являются те кон

кретные люди, та целевая аудитория, которым предназначена реклама. При

определении целевой аудитории важно определить не только того, кто при

нимает решение о покупке, но и того, кто на это решение влияет. Ответная

реакция представляет собой набор откликов получателей рекламной инфор

мации, отклики могут состояться, а могут и не состояться, поскольку процесс

принятия решения о покупке имеет несколько этапов: незнание, осведомлен

ность, знание, благорасположение, убежденность, совершение покупки, по

вторная покупка. Иногда решение о покупке требует длительного времени

для подготовки потенциального покупателя. Обратная связь представляет

собой ту часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения

отправителя. В качестве проявления обратной связи могут рассматриваться

ситуации, когда получатели обращаются к коммуникатору за дополнитель

ной информацией, когда происходит апробирование рекламируемого товара,

его узнавание в массе аналогичных марок, его запоминание. В процессе рек

ламной коммуникации возникают и различного рода помехи. Этим термином

обозначаются незапланированные искажения (или барьеры) при вмешатель

стве в процесс коммуникации факторов внешней среды. Большинство из этих

помех не в состоянии заблокировать рекламный процесс, но они могут стать

причиной снижения эффективности рекламного послания.

Рекламную коммуникацию еще называют рекламным процессом.

И часто можно встретить схему рекламного процесса, состоящую из четырех

звеньев: рекламодатель, рекламное агентство, средства распространения рек

ламы и потребитель. Эта схема рекламного процесса, как видим, очень напо

минает классическую схему коммуникации: адресантсообщениеканал

адресат.

В то же время мы обращаем внимание на специфику рекламной ком

муникации. Специфика рекламной коммуникации проявляется в громадном

воздействии рекламы на человека, в психологии рекламы, т. е. в социально

психологических основах рекламы. Поэтому в качестве специфических черт

рекламной коммуникации рассмотрим ее социально-психологические осно

вы. Но прежде обратим внимание на то обстоятельство, что на процесс пове

дения человека в рекламной среде оказывают влияние как внешние факторы,

так и внутренние. Внешние факторыэто то, что происходит вокруг нас

в данный момент времени (люди, находящиеся рядом, погодные условия и т. д.).

Внутренние факторыэто то, что происходит внутри нас в тот же самый

момент (социально-психологическая установка сознания, состояние здоро

§

Гуськова Светлана Владимировна Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие   | Read books online - free download E-library thebooks.su

91

редакцию, выступления по радио и выступления по телевидению и т. д. Пе

речисленные коммуникативные события являются точкой пересечения дея

тельности специалистов СО и журналистов.

В системе деятельности СО используется так называемая нетрадици

онная, неформальная коммуникация типа слухов. Автор трехтомной работы

«Россия: критика исторического опыта» Ахиезер А.С. дает следующее опре

деление слухов: «Слухинеофицальная форма связи в большом обществе,

постоянный процесс освоения событий в дуальной оппозиции: комфортное

дискомфортное состояние, тайный шепот широких масс, формирующий об

щую духовную атмосферув обществе, против которой бессильны как систе

ма массовой информации, так и самые крайние методы массового террора.

Слухи достигая определенной степени интенсивности, порождают страх, фо

бии, дискомфортное состояние, могут превратиться в массовые действия,

в неповиновение власти…скупку товаров и т. д

38

Слухи создаются на основе социальных коммуникаций с акцентом на

личные, неформальные каналы коммуникации. Нередко слухи как «незакон

ные новости» могут даже вытеснять официальные сообщения, в то же время

слухи всегда обладают такими качествами, как важность и неопределенность.

Слухи широко распространяются в отсутствии четких свидетельств,

опровергающихих. Это отделяет слухи от фактически обоснованных ново

стей и достоверных сплетен.

Сплетни от слухов отличаются, как правило, тем, что сплетняэто уз

ко локальная, внутренняя новость, в ее фокусе находится небольшая группа,

где речь идет об интимных, личных фактах. В тоже время сплетни интересны

людям как повод пообщаться, причем общение происходит, как правило, ме

жду людьми одного круга.

В то время как слух приходит из мира, находящегося за пределами

личного бытия, личностного общения, слухи в основном внеличностны и по

вествуют о деяниях людей малознакомых или занимающих высокое соци

альное положение. Слухи можно различать по их содержаниюполитиче

ские, экономические, экологические и т. д. Осуществляют классификацию

слухов и по тому, какие эмоциональные потребности людей они удовлетво

ряют, в зависимости от этого существуют слухи-мечты, слухи-пугало, слухи

разделители.

Почему люди используют такую неформальную коммуникацию, как

слухи, в чем причина? Как правило, такими причинами выступает недоста

точность информации по какимлибо проблемам, наличие нестабильных

и труднопредсказуемых ситуаций, в том числе политических ситуаций. В

системе политических коммуникаций слухи нередко используются как спо

соб борьбы против политического противника, т. е. в борьбе за власть. Но

каждый слух имеет свой жизненный циклслухи рождаются, распространя

ются, трансформируются и затухают, исчезают. Исчезают слухи тогда, когда

38

Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта. Т. 3. М., 1991. С. 339.

§

83

кивает муху, дует на нее, расправляет ей крылышки и не пьет пиво, русский

(неприхотливый и любящий выпить) выпивает пиво, не заметив мухи, аме

риканец (уверенный в своих правах) зовет официанта, устраивает скандал

и требует другую кружку, китаец (китайская кухня включает самые неожи

данные блюда) вынимает муху, пьет пиво и закусывает мухой, еврей (мер

кантильный) пьет пиво, а муху продает китайцам. (Анекдот взят из книги

Про пособия:  Дипломная работа на тему «Особенности назначения и выплаты пособий беременным женщинам и гражданам, имеющим детей» | Дипломные работы «Психология»

С. Тер-Минасовой «Язык и межкультурная коммуникация»).

Наличие большого количества анекдотов по подобной проблематике

свидетельствует о том, что из этого источника можно черпать информацию,

но с большой осторожностью, и информация эта весьма и весьма приблизи

тельна и юмористична в соответствии с жанром.

Еще одним источником, отражающим особенности национального ха

рактера, является национальная литература. Русские дали миру Пушкина,

Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова. Эти писатели и поэты переда

ют тонкий, душевный мир их героев, их духовные искания, психологический

тип национального характера, базирующийся подчас на сознании собствен

ного превосходства. Нередко они передают типичное для национального

обыденного самосознания каждой национальной культуры разграничение

положительное отношение к«своим» и отрицательноек «чужим»

Мотивация такого разграниченияформа самоутверждения, основы

вающаяся на сознании национального превосходства. Необходимо отметить,

что социально-психологический образ «чужого» зависит от многих факторов,

таких, как конкретные социально-исторические условия, включая характер

и интенсивность общения с представителями другой национальности. Ярким

примером«чужого» может служить героиня из рассказа А. П. Чехова «Дочь

Альбиона». В рассказе идет речь об англичанке-гувернантке, служащей у

помещика Грябова. «Возле него (Грябова) стоялавысокая, тонкая англичанка

с выпуклыми рачьими глазами и большим птичьим носом, похожим скорей

на крючок, чем на нос. Одета она была в белое кисейное платье, сквозь кото

рое сильно просвечивали тощие, желтые плечи. Вчера в Хапоньеве пресвя

щенный служил, а я не поехал, здесь просидел вот с этой стерлядью,… с чер

товкой этойДа черт с ней! Все одно ни бельмеса по-русски не смыслит, ты

хоть ее хвали, хоть бранией все равно! Ты на нос посмотри! От одного но

са в обморок упадешь! Сидим по целым дням вместе, хоть бы одно слово!

Стоит как чучело, и бельмы на воду таращит

Национальные особенности культуры проявляются также в устном на

родном творчестве, в фольклорных произведениях. Основной герой русских

сказок и притч Иванушка-дурачок, неказистый, смешной, нелепый. Он со

ткан из противоречий, но в критические минуты оказывается умным, дейст

вует смело и быстро. Владимир Солоухин воспроизводит образ такого Ива

нушки в поэтической форме:

§

75

средств массовой информации Нейла Постмана «Развлекая себя до смерти»

(1985 г.). Постман исходит из того, что каждое средство массовой коммуни

кации обладает своей спецификой, эта специфика влияет на характер нашего

восприятия информации. И если теоретик информационного общества

М. Маклюэн говорит о расширении возможностей человека за счет новых

технических средств коммуникации в условиях становящегося информаци

онного общества, то Постман, наоборот, подчеркивает, что каждое средство

массовой коммуникации и телевидение, в частности, имеет содержанием су

перидеологию развлечения. Постман считает, что такое содержание выгодно

прежде всего государству, ибо во всех средствах массовой коммуникации

лежит установка: «материалы должны нас развлекать и доставлять удо

вольствие».

Рассматривая средства массовой информации, Постман обращается

к двум известным утопическим версиям общества, изложенным в романе

Дж. Оруэлла «1984», с одной стороны, и О. Хаксли в романе «О дивный но

вый мир» с другой. Угроза свободе информации, по мнению Оруэлла, исхо

дит от государства, от Министерства Правды, которое насильственно насаж

дает цензуру. Контроль за информационным пространством осуществляется

посредством запрета книг. Постман считает, что это и есть опасность духов

ного порабощения, которая исходит от «мягкого, улыбающегося врага». Да

лее, в этой связи Постман опирается на выводы Хаксли.

Хаксли в своем произведении показал вымышленное общество, люди

в котором находились под воздействием особого препарата «сома» (напоми

нает по названию действие пьянящего напитка из индийской мифологии.)

С помощью этого препарата людей удерживали в состоянии, когда их инте

ресы были сконцентрированы исключительно на удовольствии. В условиях,

когда все внимание людей сосредоточено на банальных, поверхностных раз

влечениях, меры внешнего контроля становятся излишними. Люди смеются,

вместо того чтобы мыслить, и не знают, почему они смеются и почему они

перестали думать. Таким образом, ту роль, которую Хаксли отводит препара

ту «сома», Постман отводит современному телевидению, средствам массовой

коммуникации. Отрицательная роль современного телевидения, рассуждает

Постман, проявляется в том, что в подавляющем большинстве случаев теле

визионная информация не предполагает изложение необходимого, политиче

ского, экономического, культурного ряда событий; вместо этого нам предла

гается «поток образов», который далек от истинного понимания происходя

щего. Выход из ситуации, которую Постман видит в том, чтобы научить лю

дей как следует смотреть телевидение.

Средствам массовой коммуникации отводится значительная роль

и в постмодернистском теоретизировании. Коммуникационная революция,

на результаты которой (среди прочего) опирается в своих исканиях постмо

дернизм, предполагает и новое «измерение» времени и пространства, полу

чившее название виртуального (термин «виртуальная реальность» ассоции

§

Гуськова Светлана Владимировна Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие   | Read books online - free download E-library thebooks.su

69

Массовая коммуникация выступает также основой для приобретения из

вестности, позиционирования личности. Массовая коммуникация имеет свою

специфику, влияющую на политическую деятельность, но вместе с тем и поли

тические отношения могут воздействовать на массовую коммуникацию.

Как видим, массовая коммуникация является специфическим социальным

феноменом, для функционирования которой требуется, как мы уже подчеркива

ли, наличие техническихсредств, обеспечивающих быструю реализацию массо

вой информации. К техническим средствам относятся собственно СМИ и средст

ва массового воздействия СМИ (пресса, телефон, телетайп и т. д.). Средства мас

сового воздействияэто также кино, театр, цирк, другие зрелищные представле

ния и художественная литература. СМИ обеспечивают регулярность и широкое

распространение информации и поэтому являются важным фактором воздейст

вия на массовую аудиторию.

Эффективность информации зависит от того, насколько она отвечает

запросам массовой аудитории и соответственно как массовая аудитория, ко

торая воспринимает информацию, реагирует на нее сообразно своим интере

сам и потребностям.

Массовая аудитория как важный компонент массового сознания яви

лась предметом анализа многих исследователей. В частности, Б. А. Грушин

в работе «Массовое сознание» выделяет четыре признака, характеризующие

массовую аудиторию. Во-первых, это статическая общность массовой ауди

тории, которая находит выражение в совпадении ее со множеством отдельно

взятых характеристик ее личностей, не образующих никакой самостоятель

ной целостной организации (это не союз, не общественное движение, не ми

тинг, не собрание). Во-вторых, это непостоянство состава массовой аудито

рии, ее случайный характер, что выражается в необязательности вхождения

в нее. Границы массовой аудитории всегда открыты, прозрачны, что делает

состав массовой аудитории неопределенным по численности, случайным по

составу. В-третьих, акцентируется внимание на разнородности массовой ау

дитории (ее гетерогенности), что разрушает все существующие в обществе

барьеры и границы (этнические, социально-политические, религиозные, об

разовательные и др.). В-четвертых, ситуативный характер массовой аудито

рии, что подтверждается ее связью с событиями массовой деятельности.

23

По мнению преподпвателя МГИМО В.П. Терина, «...улюдей, составляю

щих массовую аудиторию, есть, очевидно, общие потребности, которые в прин

ципе не могут быть ими удовлетворены в пределахдругих общностей. Именно

эти потребности и побуждают их обращаться к услугам радио, кино, прессы и

телевидения, а позднее и других технологий информационного общения, состав

ляя тем самым совокупность потребителей сообщений прессы, радио, телевиде

ния, информационных сетей «Интернет», т. е. аудитория массовой коммуника

ции (массовая аудитория) не совпадает с социальными группами, с человечески

ми общностями, устойчиво существующими ранее в пределах той или иной со

23

ГрушинБ. Массовое сознание. М., 1987. С. 18.

§

56

Бывает счастливый смех, демонстрирующий радость, удовольствие,

одобрение, особенно когда человек слышит то, что хочет. Наконец, смех бы

вает искусственный, т. е. насильственный, вымученный, смех-маска, игра

для достижения каких-то намерений.

Во время разговора человек может произносить также разнообразные

звуки, у которых нет словесного содержания, но они «говорят». Эти звуки

могут иметь различное значение, в зависимости от той или иной ситуации.

Произносящие такие звуки люди, как правило, не осознают этого, поэтому

мы можем зафиксировать их повторяемость у одних и тех же людей. Так, на

пример, есть люди, которые находят все, что происходит, трагичным, безыс

ходным, поэтому они, не отдавая себев этом отчета, постоянно вздыхают

ипостанывают.

Такие человеческие проявления во время коммуникации, как кашель

илипокашливание, не всегда свидетельствуют о специфическихвозбудите

Про пособия:  Теория вероятностей | Расширенный список литературы |

лях (например, дыме), иногда это желание «нечто прокашлять». Подобным

образом интерпретируются и часто проявляющиеся отдышки: когда человек

«чем-то» терзаем изнутри, то он это «что-то» хочет символически отрыгнуть.

Итак, параи экстралингвистические особенности речи позволяют по

лучить самую разнообразную информацию, дополняющую язык тела, и де

лать выводы о личностных особенностях человека, его характере, внутрен

них состояниях и чувствах.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикос

новения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что дина

мические прикосновения являются биологически необходимой формой сти

муляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого обще

ния. Использование в общении динамических прикосновений определяется

многими факторами. Среди них особую силуимеют статус партнера, возраст,

пол, степень их знакомства.

Рукопожатие, например, делится на 3 типа: доминирующее (рука

сверху, ладонь повернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь повернута

вверх) и равноправное. Обычной формой выступает крепкое пожатие, а затем

некоторое «потряхивание» рук. Если пожатие чужой руки слишком сильное

или, наоборот, очень вялое, – это может произвести неприятное впечатление.

Двойное рукопожатие говорит о глубоком уважении. Пожатия рук уместны

во многих случаях: при встречах, поздравлениях, как выражение договорен

ности, дружбы. Если кто-то отказывается пожать руку в ответ на приглаше

ние собеседника, он может показаться грубым и невоспитанным.

Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу или обнима

ние партнера за плечо, подчеркивает дружеские взаимоотношения. Однако

для многих людей подобная форма проявления чувств просто неприемлема

и неприятна.

Некоторым людям нравится любая разновидность прикосновений

к ним. Другие этого не любят и недовольны навязчивостью со стороны собе

седника.

§

50

странстве – «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя:

обе руки упираются в подбородок и т. п. На совещании или на приеме обра

тите внимание на небольшие группы людей, стоящих со скрещенными рука

ми и ногами. Вы наверняка заметите, что они стоят гораздо дальше друг от

друга, чем все остальные. Если же они одеты в пиджаки или костюмы, то

скорее всего окажутся застегнуты на все пуговицы. Если Вы заговорите

с этими людьми, то обнаружите, что один из них или все сразу в этом обще

стве впервые. Именно такую позу часто занимают люди, очутившиеся в об

ществе недостаточно знакомых им людей. Если в группе из 4-х и более чело

век Вы скрестили руки (ноги) в оборонительной позиции, то вскоре можно

ждать, что другие члены группы последуют Вашему примеру. Вы обнаружи

те, что очень легко занять такую позицию и трудно изменить ее для достиже

ния открытого взаимодействия. Помните: до тех пор, пока человек будет

держать руки (ноги) скрещенными, он будет сохранять отрицательное распо

ложение. Поэтому необходимо принять меры для «оттаивания аудитории»:

пересмотреть то, что мы делаем или говорим, протянуть собеседнику лист

бумаги, макет, ручку, т. е. все что угодно, чтобы он разомкнул руки, изменил

позу и снова был готов воспринимать информацию.

«Открытые» же позы(стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки

раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия,

доброжелательности, психологического комфорта. Отзеркаливание, т. е. при

нятие одной позы с собеседником, является средством, с помощью которого

один человек сообщает другому, что он согласен с его мнением и взглядами.

Если Вы хотите установить полное взаимопонимание с собеседником и соз

дать непринужденную атмосферу, единственное, чтоВам нужно сделать, это

скопировать его позу, и Вы добьетесь цели.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), по

зы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут

к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ори

ентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону и откидываться на

зад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять пря

мо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись

руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус

и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуж

денной позе.

Специфика проявляется также и в том, что в разных культурах исполь

зуются разные жесты для обозначения одних и тех же понятий, в частности,

для того, чтобы показать самоубийственность того или иного действия, ре

шения, американцы приставляют один или два пальца к голове, как бы пока

зывая тем самым пистолет. Но несмотря на то, что конкретный смысл от

дельных жестов различен в разных культурах, во всех культурах есть сход

ные жесты, среди которых можно выделить:

1. Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения

внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные и т. п.), например,

§

Гуськова Светлана Владимировна Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие   | Read books online - free download E-library thebooks.su

36

Развивая общую теорию знака на основе разных взаимоотношений ме

жду означающим(формой) и означаемым(содержанием), Ч. Пирс выделял

три типа знаков: 1) иконический, действие которого основано на фактиче

ском подобии означающего и означаемого (например, рисунок льва и сам

лев); 2) индекс, действие которого основано на реальной смежности озна

чающего и означаемого (например, стон является индексом ранения, болез

ни; веселый, жизнерадостный смехиндексом радости, счастья); 3) символ,

действие которого основано на условной, установленной «по соглашению»

связи означаемого и означающего(например, кивок головой, как правило,

означает утвердительный ответ, однако, у некоторыхнародов это движение

характеризуется как ответ отрицательный). Здесь мы видим, что связь между

означающим и означаемым обозначает не отдельный предмет или вещь,

а род вещи и зависит от менталитета той или иной культуры. Выделяя пере

численные типологии знаков, Пирс полагал, что иконический знак является

самым простым, поскольку передавая информацию, он в принципе, принад

лежит прошлому опыту. Индекс способен передавать информацию. Но

и иконические знаки, и индексы не способны образовать суждение. Только

символы могут породить суждение и воздействовать на мышление человека,

только символы способны вызвать ту или иную реакцию партнерав процессе

коммуникации и способны воздействовать на поведение партнера. Знак,

в данном случае, выполняет прагматическую функцию, важнейшую функ

цию социальной коммуникации. А поэтому знак имеет важное значение для

осуществления целей коммуникации. Если человек не знает социально обу

словленного значения принятого в данном обществе и культуре символиче

ского значения цвета или предмета, это обстоятельство может привести к то

му, что коммуникация либо не состоится, либо будет существенно затрудне

на. Так, например, чехословацкий исследователь Гизел Оствальд, анализируя

цветовую символику, обнаружил ограничение использования цвета в некото

рых странах. В частности, белый цвет нежелателен в Испании, Китае, Юж

ной Африке, так как он обозначает траур и смерть. Сочетание красного, бе

лого и голубого не рекомендуется в Тайланде. Голубой цвет, по политиче

ским мотивам, не любят арабы.

8

Знания о социальной обусловленности знака очень важны, ибо это спо

собствует успешному и результативному общению, коммуникации. Знак вы

ступает посредником между субъектами определенной, конкретной общест

венной системы и способствует взаимопониманиюпониманию между ними

только на основе символики, принятой в данном сообществе. Знак интер

субъективен. Социальная интерпретация знака в различных обществах может

не совпадать. Это, как правило, обусловлено рядом обстоятельств, таких, как

социально-экономические отношения, культурные традиции и даже новации

8

Найденская Н.Г. и др. Человек. Образ. Стиль. М.: Издо «Познавательная книга»,

2002. С. 174.

§

29

Выразители теории социальной стратификации опираются на непо

средственные наблюдения и анализ исторического материала, где бы ни воз

никала социальная среда, она всегда оказывалась определенным образом ор

ганизованной, т. е. одни люди выступают в качестве лидеров и организато

ров, другиеисполнителей. Без такой системы иерархических отношений

невозможно эффективное взаимодействие и результат совместной деятельно

сти, невозможны коммуникации.

Естественной основой социальной стратификации являются социаль

ные связи людей, в соответствии с которыми выстраивается система стату

сов, ролей, норм. Стратифицированный характер отношений людей является

основой упорядочивания социума и выделения в процессах расслоения эко

номических, политических отношений, выделения таких структурных еди

ниц, как классы, профессиональные группы, социальные институты и т. д.

Также существует ценностная основа стратификации, поскольку любое соот

ношение социальных статусов, ролей и норм получает соответствующую

оценку. Использование ценностных шкал позволяет людям ориентироваться

в системе ролей и статусов и согласовывать их с собственными потребностя

ми. В процессе коммуникации люди изучают ценностные предпочтения

Про пособия:  Кто имеет право получить оплачиваемый больничный по ТК РФ, зачем нужны социальные взносы на работе

и символы различных социальных слоев и классов.

Следующим основанием стратификации являются система мотиваций,

поощряющих одни действия, и запретов, запрещающих другие. Таким обра

зом, мотивационно-запрещающие основания как бы очерчивают пределы,

в которых развиваются необходимые для общества формы организации и от

вергаются разрушительные. Мотивации, мотивационные системы могут рез

ко изменяться в период реформ, войн и революций, когда одна мотивацион

ная система быстро разрушается, а другая еще не закреплена. Подобная си

туация позволяет вычленить разные типы мотиваций, которые в устойчивые

периоды социального бытия не выступают отчетливо.

На социальную стратификацию большое влияние оказывает и демо

графический фактор, такие особенности, как антропологические качества

людей, пол, физические, психологические способностивсе это проявляется

и имеет значение и в процессе коммуникации. Основными элементами соци

альной стратификации выступают такие, как «класс», «социальный слой»,

«социальная группа», обозначающие различные социальные общности. Со

циальные общности определяются формой социального взаимодействия,

а также местом и социальными позициями, которые общность занимает в со

циальном пространстве.

Социальная интеграция (восстановление, соединение) – процесс, ре

зультатом которого является достижение единства, целостности и согласо

ванности внутри системы, основанной на взаимозависимости и взаимодо

полняемости элементов. Социальная интеграцияэто характеристика меры

совпадения целей, интересов различных социальных групп, индивидов. Со

циальная интеграция может быть естественной и принудительной. При есте

ственной интеграции объединение вокруг общих целей возникает на основе

совпадения индивидуальных и групповых интересов (единства убеждений,

§

11

ловека в самореализации, самовыражении и самоутверждении. Разумеется,

с развитием высших потребностей низшие не исчезают, а нередко преобра

зуются, совершенствуются.

Учитывая, что потребность, а нередко и интерес, и мотивисходная

причина коммуникаций, а функцияэто круг деятельности, назначение дея

тельности субъекта, то можно вести речь о функциях коммуникации в целом

(о ее роли в жизни и деятельности человеческого общества и человека).

Можно говорить и о функциях отдельных коммуникационных актов, комму

никационных событий. Функции коммуникации, как правило, выделяются

только в целях анализа коммуникаций. В коммуникативном процессе могут

сочетаться несколько функций, одна или две из которых могут быть опреде

ляющими. Исходя из того, какая функция является ведущей, можно постро

ить классификацию коммуникативных процессов, руководствуясь видами

деятельности, потребностями и интересами, которые реализуются в комму

никации. Например, некоторые исследователи(А. А. Леонтьев) выделяют

магическую или заклинательную функцию, этническую, объединяющую на

род, биологическую функцию, необходимую для коммуникации животных.

Другой исследователь (психолог и лингвист Карл Бюлер) предпочитает ми

нимизировать количество функций, выделяя лишь основные и считая прочие

лишь разновидностью основных. В частности, Бюлер выделил три функции ре

чевой или языковой коммуникациифункцию выражения, функцию обраще

ния и функцию обращения, соотносимую с предметом речи. Традиционно так

же выделяются две или три функции речевой коммуникации, которые нередко

пересекаются друг с другом. Считается, что язык в первую очередь выполняет

познавательную или информационную функцию выражение идей, понятий,

мыслей и сообщение их другим коммуникантам. Вторая функция языкаэто

оценочная, когда формулируются личные оценки и отношения, и третьяаф

фективная, выражение эмоций и чувств. Роджер Т. Белл, американский автор

работ по лингвистике, соотносит с этими тремя функциями языка три сферы

гуманитарных наук: лингвистику и философию (познавательная функция),

социологию и социальную психологию (оценочная функция), психологию и

литературоведение (аффективная функция). Рассмотрим интерпретацию

коммуникации Романа Якобсона, который в своей работе «Лингвистика и по

этика» представил речевую коммуникацию в виде шести факторов, каждому

из которых соответствует особая коммуникативная функция, в частности,

эмотивная (экспрессивная) функция связана с адресантом и отражает чувства

и переживания по отношению к тому, что он говорит, т. е. экспрессивное от

ношение к передаваемой информации может обнаруживать себя в опреде

ленной речевой ситуации. И самое важноето, чтобы аудитория или инди

вид, которым передается послание, эти интонации усваивали.

Коннативная функция выражает ориентацию на адресата, но уже в дру

гом ракурсе. В процессе воздействия на адресата какое-либо понятийное зна

чение сопровождают многочисленными добавочными смысловыми и оце

Гойхман о.я. надеина т.м. речевая коммуникация

использовании языковых средств.

Каждыйфункциональныйстильреализуетсявречевыхжанрах.Жанр

этоконкретныйвидтекстов,обладающихспецифическимичертами,

отличающимижанрыдруготдруга,атакжеобщностью,котораяобусловлена

тем,чтоопределенныегруппыжанровпринадлежатодномуфункциональному

стилю.Например,вофициально-деловомстилевыделяютсяжанрыделового

письма, заявления, инструкции и т.д.

Вкнижномязыкесуществуеттриосновныхфункциональныхстиля:

научный, официально-деловой, публицистический.

Научныйстильхарактеризуетсяотвлеченностью,строгойлогикой

изложения,большимчисломспециальныхтерминов,определенными

особенностямисинтаксиса.Внемиспользуетсяпреимущественнокнижная,

специальная,атакжестилистическинейтральнаялексика.Внаучномстиле

выделяют следующие жанры: статья, монография, диссертация, учебник,

рецензия, обзор, аннотация и т.п.

Официально-деловойстильотличаетсяточностьюформулировок,

безличностью и сухостью изложения, высокой стандартностью, большим

количествомустойчивыхоборотов,клише(например,вменитьвобязанность,

ввидуотсутствия,принятьмерыит.д.).Вэтомстилесуществуетбольшое

количествожанров:закон,резолюция,нота,договор,инструкция,объявление,

жалоба и др.

Публицистическийстильхарактеренпреждевсегодлясредств

массовойинформации.Егоспецифичностьсостоитвсочетаниидвухфункций

языка:информационнойиагитационнойцельювоздействияначитателяили

слушателя).Онхарактеризуетсяиспользованиемэкспрессивно-оценочной

лексики(нарядуснейтральнойиобщефункциональной),атакжефразеологии.

Выделяютследующиежанрыпублицистическогостиля:передоваястатья,

доклад, очерк, репортаж, фельетон и т.п.

Нарядусперечисленнымистилямивобщенародномязыкесуществует

еще языкхудожественнойлитературы. Иногдаегоотносяткчетвертому

функциональномустилюкнижногоязыкаилиошибочноназывают

литературнымязыком.Однакодляхудожественнойречихарактерното,что

здесь могут использоватьсявсе языковые средства: не толькослова и

выражения литературного языка, но и элементы просторечия, жаргонов,

территориальныхдиалектов.Авторхудожественноготекстаиспользуетэти

средствадлявыраженияидеипроизведения,приданияемуэкспрессивности,

отражения местного колорита и т.п.

2.ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ДИАЛЕКТЫ

Диалектомназываетсяразновидностьобщенародногоязыка,

употребляемая в качестве средства общения между людьми, связанными тесной

территориальной общностью.

Вобщенародномрусскомязыкевыделяютсятригруппы

территориальныхдиалектов:севернорусские,южнорусскиеисреднерусские.

§

отличаются между собой с точки зренияпроисхождения и времени появления в

языке.Вкачествепримераможнопривестиследующиепривычныедлявсех

слова,входящиевслойнейтральнойлексики:школазаимствовановXIV в.

излатинскогоязыка,всвоюочередьзаимствовавшегоизгреческого;тетрадь

заимствованов XI в.изгреческогоязыка,буквальноозначает«четвертая

часть листа»;урокдревнерусское слово;учительобщеславянское; бумага

заимствованов XV в.изитальянскогоязыка;портфельнедавнее

заимствованиеизфранцузского;карандашзаимствованиеизтюркских

языков; книга — общеславянское слово.

Составлексикирусскогоязыканепрерывноменялсянапротяжении

времени.Однисловазабывались,другиеменялисвоезначение,некоторые

дошлидонашеговременибезизменений.Вразличныеисторическиеэпохив

связисбурнымразвитиемконтактовсдругиминациямиврусскомязыке

появилосьмногоиностранныхслов,которыеназываютиноязычными,или

заимствованными.Процессзаимствованиясловпродолжаетсядонастоящего

времени.Большинствопоявившихсясловсвязаносвозникновениемновых

понятий,предметов,явлений(радио,телефон,телевизорит.д.).Вцелом

заимствование иноязычной лексики способствует обогащению синонимической

системы русского языка, формированию международной терминологии, то есть

служитразвитиюлексическогосостава.Так,значительнуючасть

заимствованнойлексикисоставляюттакназываемыеинтернационализмы,то

естьслова,представленныевразличных,причемнеближайшеродственных

языках(ассоциация,бюрократия,гуманный,демонстрация,индустрия,

коммунизм,мораль,паника,профессияидр.).Спецификаинтернационализмов

состоитвтом,чтоунихкакбы«нетродины»,тоестьтрудноуказатьязык,из

которогоонинепосредственнозаимствованы.Однаковсеони,какправило,

восходятклатинскимсловамипоэтомучастоупотребляютсявкачестве

терминов.

Другойтипиноязычныхсловэкзотизмы,тоестьиноязычныепо

происхождению наименования вещей и понятий, свойственных жизни и

культуретогоилииногонарода.Обычноэтоназванияобрядов,обычаев,

предметов быта,домашнейутвари, одежды, денежныхединицит.п. Например,

крузейроденежнаяединицаБразилии,кебодноконныйэкипажвАнглии,

фолькетинг — парламент в Дании и т.п.

Большинствоиноязычныхсловупотребляетсяпреимущественнов

книжном языке, в научной и технической литературе. В бытовой речи

употреблениеиностранныхсловчастонеявляетсянеобходимостью,особенно

еслиимеютсяблизкиепосмыслурусскиеслова.Например,вместо

лимитировать почтивсегдаболееуместнымявляетсяглагол ограничивать,

вместокоррективыпоправки,вместодефицит временинехватка,

недостатоквремениит.п.Иноязычныеслова,которыеиспользуютсявместо

обиходныхрусскихсловвтехслучаях,когдаихиспользованиене

соответствуетситуацииобщения,называютсяварваризмами.Примерами

варваризмовмогутслужитьсловаанонс(вместообъявление),шоу(вместо

представление),презент(вместоподарок),тинэйджер(вместоподросток)и

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *