размер государственных пособий и выплат гражданам, имеющим детей (подготовлено экспертами компании "гарант") | гарант
Размер государственных пособий и выплат гражданам, имеющим детей
1. Пособие по беременности и родам
Выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью:
— 70, в случае многоплодной беременности — 84, календарных дней до родов
и
— 70, в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110, календарных дней после родов.
При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей — 110 календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).
1.2. Женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию
Период | Размер индексации | Размер пособия, руб. |
с 1 февраля 2022 г. | 1,084 | 767,72 |
с 1 февраля 2021 г. | 1,049 | 708,23 |
с 1 февраля 2020 г. | 1,030 | 675,15 |
с 1 февраля 2022 г. | 1,043 | 655,49 |
с 1 февраля 2022 г. | 1,025 | 628,47 |
с 1 февраля 2022 г. | 1,054 | 613,14 |
с 1 февраля 2022 г. | 1,07 | 581,73 |
с 1 января 2022 г. | 1,055 | 543,67 |
с 1 января 2022 г.. | 1,05 | 515,33 |
с 1 января 2022 г. | 1,055 | 490,79 |
с 1 января 2022 г. | 1,06 | 465,20 |
с 1 января 2022 г. | 1,065 | 438,87 |
с 1 января 2022 г. | 1,10 | 412,08 |
с 1 января 2009 г. | 1,13 | 374,62 |
с 1 июля 2008 г. | 1,0185 | 331,52 |
с 1 января 2008 г. | 1,085 | 325,5 |
с 1 января 2007 г. | — | 300 |
2. Единовременное пособие при рождении ребенка, при передаче ребенка в семью, при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами
Период | Размер индексации | Единовременное пособие при рождении ребенка, | Единовременное пособие при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, |
c 1 февраля 2022 г. | 1,084 | 20472,77 | 156428,65 |
c 1 февраля 2021 г. | 1,049 | 18886,32 | 144306,87 |
c 1 февраля 2020 г. | 1,030 | 18004,12 | 137566,13 |
c 1 февраля 2022 г. | 1,043 | 17479,73 | 133559,35 |
c 1 февраля 2022 г. | 1,025 | 16759,09 | 128053,07 |
c 1 февраля 2022 г. | 1,054 | 16350,33 | 124929,83 |
c 1 февраля 2022 г. | 1,07 | 15512,65 | 118529,25 |
с 1 января 2022 г. | 1,055 | 14497,80 | 110775,00 |
с 1 января 2022 г. | 1,05 | 13741,99 | 105000,00 |
с 1 января 2022 г. | 1,055 | 13087,61 | 100000,00 |
с 1 января 2022 г. | 1,06 | 12405,32 | |
с 1 января 2022 г. | 1,065 | 11703,13 | |
с 1 января 2022 г. | 1,10 | 10988,85 | |
с 1 января 2009 г. | 1,13 | 9989,86 | |
с 1 июля 2008 г. | 1,0185 | 8 840,58 | |
с 1 января 2008 г. | 1,085 | 8 680 | |
с 1 января 2007 г. | 8 000 |
3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет
Период | Размер индексации | Минимальный размер, | Максимальный размер, | ||
c 1 февраля 2022 г. | 1,084 | 7677,81 | 15355,62* 31282,82** | ||
с 1 января 2022 г. | — | 7082,85 | 14165,70* 31282,82** | ||
c 1 февраля 2021 г. | 1,049 | 7082,85 | 14165,70* 29600,48** | ||
с 1 января 2021 г. | — | 6752 | 13504* 29600,48** | ||
с 1 июня 2020 г. | — | 6752 | 13504* 27984,66** | ||
на первого ребенка, | на второго и последующих детей, | ||||
c 1 февраля 2020 г. | 1,030 | 3375,77 4852*** | 6751,54 | 13503,10* 27984,66** | |
c 1 января 2020 г. | — | 3277,45 4852*** | 6554,89 | 13109,81* 27984,66** | |
c 1 февраля 2022 г. | 1,043 | 3277,45 4512*** | 6554,89 | 13109,81* 26152,27** | |
c 1 января 2022 г. | — | 3142,33 4512*** | 6284,65 | 12569,33* 26152,27** | |
с 1 мая 2022 г. | 3142,33 4465,2*** | 6284,65 | 12569,33* 24536,57** | ||
c 1 февраля 2022 г. | 1,025 | 3142,33 3795,60*** | 6284,65 | 12569,33* 24536,57** | |
c 1 января 2022 г. | — | 3065,69 3795,60*** | 6131,37 | 12262,76* 24536,57** | |
c 1 июля 2022 г. | — | 3065,69 3120,00*** | 6131,37 | 12262,76* 23120,66** | |
c 1 февраля 2022 г. | 1,054 | 3065,69 | 6131,37 | 12262,76* 23120,66** | |
c 1 января 2022 г. | — | 2908,62 3000,00*** | 5817,24 | 11634,50* 23120,66** | |
c 1 июля 2022 г. | — | 2908,62 3000,00*** | 5817,24 | 11634,50* 21554,82** | |
c 1 февраля 2022 г. | 1,07 | 2908,62 | 5817,24 | 11634,50* 21554,82** | |
с 1 января 2022 г. | — | 2718,34 | 5436,67 | 10873,36* 21554,82** | |
с 1 января 2022 г. | 1,055 | 2718,34 | 5436,67 | 10873,36* 19855,82** | |
с 1 января 2022 г. | 1,05 | 2576,63 | 5153,24 | 10306,50* 17990,11** | |
с 1 января 2022 г. | 1,055 | 2453,93 | 4907,85 | 9815,71* 16241,14** | |
с 1 января 2022 г. | 1,06 | 2326,00 | 4651,99 | 9303,99* 14625,32** | |
с 1 января 2022 г. | 1,065 | 2194,34 | 4388,67 | 8777,35* 13825,75** | |
с 1 января 2022 г. | 1,10 | 2060,41 | 4120,82 | 8241,64* 13833,33** | |
с 1 января 2009 г. | 1,13 | 1873,1 | 3746, 2 | 7492,4 | |
с 1 июля 2008 г. | 1,0185 | 1 657,61 | 3 315,22 | 6 630,44 | |
с 1 января 2008 г. | 1,085 | 1 627,50 | 3 255 | 6 510 | |
с 1 января 2007 г. | — | 1 500 | 3 000 | 6 000 |
_____________________________
* Лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ.
** Лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ. Для указанных лиц максимальный размер ежемесячного пособия не предусмотрен. Указанный в справке размер определен расчетным путем.
С 2022 года ограничена величина среднего дневного заработка: он не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. Размер пособия составляет 40 процентов среднего заработка.
2022 г.:
(912000 966000 руб.) : 730 = 2572,60 руб/день
Maх = 2572,60 руб/день х 30,4 х 40% = 31282,82 руб/месяц
2021 г.:
(865000 912000) : 730 = 2434,25 руб/день
Maх = 2434,25 руб/день х 30,4 х 40% = 29600,48 руб/месяц
*** 40% МРОТ (ч. 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ)
Подробнее см. в Энциклопедии решений:
— Расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком в ситуации, когда заработок отсутствует или ниже МРОТ в расчете за месяц;
— Расчет пособия из МРОТ при неполном рабочем времени
4. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
Период | Размер индексации | Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, | Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
c 1 февраля 2022 г. | 1,084 | 32420,77 | 13894,61 |
с 1 февраля 2021 г. | 1,049 | 29908,46 | 12817,91 |
с 1 февраля 2020 г. | 1,030 | 28511,40 | 12219,17 |
с 1 февраля 2022 г. | 1,043 | 27680,97 | 11863,27 |
с 1 февраля 2022 г. | 1,025 | 26539,76 | 11374,18 |
с 1 февраля 2022 г. | 1,054 | 25892,45 | 11096,76 |
с 1 февраля 2022 г. | 1,07 | 24565,89 | 10528,24 |
с 1 января 2022 г. | 1,055 | 22958,78 | 9839,48 |
с 1 января 2022 г. | 1,05 | 21761,88 | 9326,52 |
с 1 января 2022 г. | 1,055 | 20725,60 | 8882,40 |
с 1 января 2022 г. | 1,06 | 19645,12 | 8419,34 |
с 1 января 2022 г. | 1,065 | 18533,13 | 7942,77 |
с 1 января 2022 г. | 1,10 | 17402 | 7458 |
с 1 января 2009 г. | 1,13 | 15820 | 6780 |
с 1 января 2008 г. | — | 14 000 | 6 000 |
5. Размер материнского капитала
Срок действия программы материнского (семейного) капитала продлен до 31 декабря 2026 г.
Куда можно потратить маткапитал см. статью 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ
О ежемесячной выплате из средств материнского капитала семьям с низким доходом см. раздел 6.2 справки
С 1 января 2020 г. — при рождении первого, второго, третьего или последующего ребенка:
Второй или последующий ребенок родились с 01.01.2007 по 31.12.2022 | Первый ребенок родился с 01.01.2020, второго еще нет | Первый и второй ребенок родились с 01.01.2020 | Первый ребенок родился до 2020 г., а второй после 01.01.2020 | Первый и второй ребенок родились до 2007 г., а третий или последующие после 01.01.2020 | |
На первого ребенка, руб. | |||||
с 01.02.2022 | 524 527,90 | 524 527,90 | |||
с 01.01.2021 | 483 881,83 | 483 881,83 | |||
с 01.01.2020 | 466 617,0 | 466 617,0 | |||
На второго ребенка, руб. | |||||
с 01.02.2022 | 524 527,90 | 168 616,20 | 693 144,10 | ||
с 01.01.2021 | 483 881,83 | 155 550,0 | 639 431,83 | ||
с 01.01.2020 | 466 617,0 | 150 000,0 | 616 617,0 | ||
На третьего или последующего ребенка, руб. | |||||
с 01.02.2022 | 693 144,10 | ||||
с 01.01.2021 | 639 431,83 | ||||
с 01.01.2020 | 616 617,0 |
С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2022 г. — при рождении второго или последующего ребенка:
Период | Размер материнского капитала, руб. | Нормативный акт |
2022 год | 453 026,0 | Федеральный закон от 29 ноября 2022 г. N 459-ФЗ |
2022 год | 453 026,0 | Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 362-ФЗ |
2022 год | 453 026,0 | Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 415-ФЗ |
2022 год | 453 026,0 | Федеральный закон от 14 декабря 2022 г. N 359-ФЗ |
2022 год | 453 026,0 | Федеральный закон от 1 декабря 2022 г. N 384-ФЗ |
2022 год | 429 408,5 | Федеральный закон от 2 декабря 2022 г. N 349-ФЗ |
2022 год | 408 960,5 | Федеральный закон от 3 декабря 2022 г. N 216-ФЗ |
2022 год | 387 640,3 | Федеральный закон от 30 ноября 2022 г. N 371-ФЗ |
2022 год | 365 698,4 | Федеральный закон от 13 декабря 2022 г. N 357-ФЗ |
2022 год | 343 378,8 | Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ |
2009 год | 312 162,5 | Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ |
2008 год | 276 250,0 | Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ |
Базовый размер | 250 000, 0 | Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ |
6. Пособия и выплаты семьям с низким доходом
6.1. Ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности
Условия предоставления:
— срок беременности составляет 6 и более недель и постановка на учет в медицинской организации осуществлена в срок до 12 недель;
— размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ по месту их жительства (пребывания) или фактического проживания, установленную на дату обращения за назначением указанного пособия;
— наличие определенного имущества и сбережений
Период | Размер индексации | Единовременное пособие |
c 1 февраля 2021 г. | 1,049 | 708,23 |
c 1 февраля 2020 г. | 1,030 | 675,15 |
c 1 февраля 2022 г. | 1,043 | 655,49 |
c 1 февраля 2022 г. | 1,025 | 628,47 |
c 1 февраля 2022 г. | 1,054 | 613,14 |
c 1 февраля 2022 г. | 1,07 | 581,73 |
с 1 января 2022 г. | 1,055 | 543,67 |
с 1 января 2022 г. | 1,05 | 515,33 |
с 1 января 2022 г. | 1,055 | 490,79 |
с 1 января 2022 г. | 1,06 | 465,20 |
с 1 января 2022 г. | 1,065 | 438,87 |
с 1 января 2022 г. | 1,10 | 412,08 |
с 1 января 2009 г. | 1,13 | 374,62 |
с 1 июля 2008 г. | 1,0185 | 331,52 |
с 1 января 2008 г. | 1,085 | 325,50 |
с 1 января 2007 г. | — | 300 |
Ежемесячное пособие на ребенка. госуслуги москвы
Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, работников МФЦ
1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, работников МФЦ.
2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляются в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2022 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2022 г. N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», настоящим Регламентом.
3. Заявитель может обратиться с жалобами в случаях:
3.1. Нарушения срока регистрации запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.
3.2. Требования от заявителя:
3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2022 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
3.4. Отказа заявителю:
3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Департамента.
Жалобы на решения руководителя Департамента, в том числе на решения руководителя (уполномоченного заместителя руководителя), принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, подаются заявителями в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственной услуги по принципу «одного окна» в соответствии с соглашением о взаимодействии с Департаментом, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Комитетом государственных услуг города Москвы.
5.5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с настоящим Регламентом (далее — органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:
5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
5.2. Через МФЦ.
5.3. Почтовым отправлением.
5.4. С использованием Портала с момента реализации на Портале соответствующей технической возможности.
5.5. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6. Жалоба должна содержать:
6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.
6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).
6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
6.7. Требования заявителя.
6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
6.9. Дату составления жалобы.
7. Жалоба должна быть подписана заявителем (представителем заявителя). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.
Полномочия представителя заявителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статус и полномочия законного представителя заявителя подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.
8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее поступления.
9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
9.1. Отказа в приеме документов.
9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.
11. Решение должно содержать:
11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя.
11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты города Москвы.
11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы полностью или в части или об отказе в ее удовлетворении).
11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы полностью или в части).
11.10(1). Информацию о действиях, осуществляемых органом исполнительной власти города Москвы, предоставляющим государственную услугу, многофункциональным центром предоставления государственных услуг либо организацией, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2022 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).
11.10(2). Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).
11.11. Порядок обжалования решения.
11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.
12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:
14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
14.4. Наличия:
14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).
15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной или муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:
20.1. Размещения соответствующей информации на Портале, информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.
20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
При выявлении нарушений порядка предоставления государственной услуги города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе, но не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственной услуги.
Пособия по уходу за ребенком в 2021 году: новый порядок оформления и выплаты
В 2021 году вступили в силу новые правила выплаты пособий по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. В связи с этим у работодателей и их сотрудников возникает много вопросов по поводу порядка назначения и выплаты этих пособий.
В 2021 году работодатели больше не выплачивают работникам пособия по уходу за ребенком или есть какие-то исключения?
С 2021 года пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачиваются напрямую из ФСС. Работодатели в выплате этого пособия больше не участвуют (ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 243-ФЗ от 03.07.2022). Это касается всех без исключения работодателей. Теперь их обязанности в реализации права работников на пособие сводятся к формированию и подаче в ФСС комплекта документов, необходимых для назначения и выплаты пособия.
Обязательно ли брать с работника заявление на оформление и выплату пособия по уходу за ребенком или достаточно направить в ФСС реестр сведений?
Да, обязательно. В настоящее время действует заявительный порядок назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет (ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).
В заявлении указывается, в том числе, способ получения пособия (почтовым переводом либо перечислением на банковский счет, открытый в кредитной организации) и сведения о реквизитах такого счета. Указанные сведения подтверждаются подписью заявителя с проставлением даты заполнения заявления (п. 7 приказа Минтруда от 29.09.2020 № 668н).
Какие именно сведения и документы работодатель должен предоставить в ФСС для назначения работнику пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет?
В число таких документов входит заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении/усыновлении ребенка, за которым осуществляется уход, справка о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие. Также потребуется справка с места работы другого родителя о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает соответствующего пособия.
Если другой родитель ребенка не работает либо обучается по очной форме, то необходимо предоставить справку из органов социальной защиты населения о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). К данному комплекту документов работодатель прикладывает сведения о работнике (реестр сведений в электронной форме) и передает их в ФСС.
Когда работодатель должен направить в ФСС документы, необходимые для назначения пособия по уходу за ребенком?
Срок направление документов в ФСС в целях выплаты пособия по уходу за ребенком – не позднее 5 календарных дней со дня обращения сотрудника с соответствующим заявлением (п. 3 постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
Документы передаются в региональное отделение ФСС по месту регистрации работодателя в качестве страхователя.
Правда ли, что период выплаты пособия по уходу за ребенком теперь ограничен моментом подачи заявления и достижением ребенком возраста полутора лет?
Нет, не правда. Переход на прямые выплаты пособий из средств ФСС не изменил продолжительности выплаты пособия. Период выплаты пособия от даты обращения с заявлением не зависит. Пособие, как и прежде, выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а матерям, уволенным в период беременности, – со дня рождения ребенка.
В то же время тянуть с обращением за получением пособия не стоит. Срок подачи заявления ограничен. По действующим правилам ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
Что делать работодателю, если из ФСС пришло извещение о предоставлении дополнительных сведений и документов?
В этом случае работодатель должен будет предоставить в ФСС недостающие документы и сведения. Срок их предоставления – не позднее 5 рабочих дней со дня получения извещения из ФСС (п. 9 постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
В какие сроки ФСС выплатит работнику пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет?
Первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в течение 10 календарных дней со дня получения от работодателя комплекта документов/реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия.
Последующая выплата пособия по уходу за ребенком будет осуществляться ФСС с 1-го по 15-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается пособие (п. 11 постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
Нужно ли подавать в ФСС документы для оформления и выплаты пособия, если сотрудница уже получает пособие по уходу за ребенком с середины 2020 года?
Да, нужно. С 2021 года работодатели не выплачивают работникам пособие по уходу за ребенком. Выплаты производит исключительно ФСС, и если работодатель продолжит платить пособие в 2021 году, то выплаченные суммы работодателю никто не возместит и не зачтет в счет уплаты обязательных страховых взносов.
Чтобы в текущем году работник имел возможность получать ранее оформленное пособие по уходу за ребенком, ему потребуется подать в ФСС заявление по форме, утв. приказом ФСС РФ от 24.11.2022 № 578. Заявление подается через работодателя. Работодатель прикладывает к заявлению имеющийся комплект документов, необходимых для назначения данного пособия (свидетельство о рождении ребенка, справка о сумме заработка и справка с места работы другого родителя о том, что он не получает пособие), и передает их в ФСС.
Документы на пособие по уходу за ребенком подаются в ФСС ежемесячно до достижения ребенком возраста полутора лет?
Нет. Законодательство не требует от работодателей ежемесячного направления в ФСС комплекта документов, необходимого для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком. Эти документы и сведения направляются в ФСС однократно. Однако в некоторых случаях от работодателей все же может потребоваться повторное обращение в ФСС по поводу уже оформленного пособия. К примеру, для перерасчета ранее назначенного пособия.
В январе 2020 года сотруднице было назначено пособие по уходу за ребенком до полутора лет. В феврале она предоставила справку о доходах с прошлого места работы, в связи с чем сейчас требуется пересчитать пособие. Как это сделать?
В подобных случаях перерасчет пособия осуществляется ФСС на основании предоставляемых работником справок о сумме заработка с предыдущих мест работы. При представлении сотрудником заявления о перерасчете и справки (справок) о сумме заработка с предыдущих мест работы работодатель обязан передать эти документы в ФСС.
Заявление о перерасчете и справку о доходах работодатель направляет в ФСС не позднее 5 календарных дней со дня получения от работника соответствующего заявления. Далее ФСС самостоятельно пересчитает назначенное пособие за все прошлое время, но не более чем за 3 года, предшествующие дню представления справки о сумме заработка (п. 3 постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
Обязан ли работодатель извещать ФСС о преждевременной утрате работницей права на получение пособия по уходу за ребенком? Например, в случае, когда она выходит на работу на условиях полного рабочего времени?
Да, работодатель обязательно должен уведомлять ФСС о прекращении права сотрудницы на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Такое уведомление подается в случае прекращения с сотрудницей трудовых отношений, возобновления ею работы на условиях полного рабочего дня и в иных случаях утраты права на получение пособия. Срок направления в ФСС данного уведомления – не позднее 3 дней с момента возникновения соответствующих обстоятельств (п. 6 постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
Как известить ФСС о прекращении выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в момент, когда ребенку исполняется 1,5 года, и нужно ли это делать?
Уведомлять ФСС об утрате права на получение пособия по причине достижения ребенком возраста полутора лет не требуется.
Уведомлять фонд нужно только о случаях утраты права на пособие, о которых фонд в оперативном режиме не может узнать самостоятельно. Например, при увольнении работника. Сведения же об общей продолжительности выплаты пособия и моменте достижения ребенком возраста полутора лет ФСС получает самостоятельно на основании свидетельства о рождении ребенка.
Пособие по уходу за ребенком будет приходить работникам только на карту «Мир»?
Не обязательно. Способ получения пособия выбирает сам работник в подаваемом работодателю заявлении. Кроме карты «Мир», пособие разрешается получать на банковский счет и почтовым переводом через организацию федеральной почтовой связи (п. 11 постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
Что касается других карт, то по закону все государственные пособия, выплачиваемые гражданам в связи с наличием у них детей, в том числе пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, должны зачисляться только на банковскую карту «Мир» (п. 4 постановления Правительства РФ от 01.12.2022 № 1466).