«все это требует больших денежных затрат»
Пособие по уходу за инвалидами и пожилыми не повышается, потому что в России развивается альтернативная система поддержки такой категории граждан — система долговременного ухода (СДУ). Об этом Светлане Штарковой неоднократно говорили чиновники в федеральных ведомствах.
В 2022 году СДУ стартовала в России в виде пилотных проектов. На ее реализацию было выделено 100 млн руб. в 2022 году, 300 млн руб. в 2022-м, а в 2020-м и 2021-м — по 2 млрд руб.
В рамках СДУ предоставляются бесплатные услуги сиделки или дневного центра, в котором может находиться инвалид или пожилой человек, пока его родственники на работе. Кроме этого, в регионах с СДУ должны работать пункты проката ТСР (технических средств реабилитации — инвалидных кресел, противопролежневых матрацев, функциональных кроватей), а также школы ухода для родственников. Должна измениться организация ухода и в стационарных учреждениях.
Также СДУ предполагает возможность трудоустройства родственников на должность помощников по уходу за их близкими — это даст возможность людям, которые по разным причинам не могут оставить своих родных на сиделку, получать зарплату, отпуск, трудовую пенсию.
В рамках СДУ получателями услуг становятся пожилые и инвалиды, которых условно делят на три группы нуждаемости. Руководитель аналитического отдела благотворительного фонда «Старость в радость» Елена Иванова поясняет, что этим людям необходима посторонняя помощь для того, чтобы ухаживать за собой, принимать пищу, ходить.
3 декабря 2020 года, в Международный день инвалида, на встрече президента России с общественными организациями депутат Госдумы Михаил Терентьев от лица Всероссийского общества инвалидов задал вопрос о повышении пособия ЛОУ. Президент России переадресовал этот вопрос министру труда и социальной защиты населения Антону Котякову, а тот сообщил, что создаваемая в стране система долговременного ухода полностью решает проблемы ЛОУ, поэтому Минтруд считает нецелесообразным повышение пособия по уходу.
Министр Котяков пообещал, что в 2022 году СДУ заработает по всей России и решит основные проблемы, связанные с уходом за инвалидами. Таковы были планы правительства РФ в 2020-м. Но осуществить их не удалось. К началу 2022-го года лишь 34 российских региона реализовали на своих территориях пилотные проекты СДУ.
25 мая 2022 года на заседании Госсовета, посвященном социальной поддержке граждан, вице-премьер Татьяна Голикова попросила дополнительное финансирование для системы долговременного ухода — чтобы построить полноценную СДУ в пяти регионах.
На эти цели вице-премьер попросила 17 млрд руб. Однако министр финансов России Антон Силуанов предложение вице-премьера не поддержал, сообщив, что сейчас у страны и так много расходов. «Хочу сказать, что сейчас нужно очень осторожно принимать новые обязательства,— сказал министр.
— У нас новые задачи — это и восстановление экономик новых территорий, и обеспечение высокого уровня боеспособности нашей армии, нужен новый импульс поддержке экономики в условиях ограничений. Все это требует больших денежных затрат, бюджетных затрат… Особо хотел отнестись к предложению по долговременному уходу за отдельными категориями граждан.
У нас действительно сегодня проводится эксперимент — не в полном объеме, не по всем учреждениям, не по всем людям, которые требуют такого ухода. Если… провести такой полноценный эксперимент в пяти регионах, это потребует около 17 млрд руб. Но если мы примем это решение как эксперимент, а следующим шагом, естественно, мы будем распространять на всю страну, это уже больше 380 млрд руб.
Понятно, что это важные мероприятия, но мы отвечаем за финансы. Поэтому хочу сказать, что сначала нужно принимать решения по финансам, которые обеспечивают действующие обязательства, по которым у целого ряда регионов еще есть проблемы, а потом уже генерировать новые решения, которые будут требовать дополнительных ресурсов».
Сегодня услугами СДУ в России пользуются лишь 108 тыс. человек. В каждом из 34 регионов пилотная СДУ реализуется лишь в двух-трех муниципалитетах.
«Очевидно, что система пока не стала обязательной для всех,— говорит Штаркова.— И теперь ясно и то, что даже к 2023 году она не заработает по всей стране. А в повышении пособия ЛОУ нам отказывали именно на основании того, что есть СДУ и она будет всеобщей».
В благотворительном фонде «Старость в радость», который участвует в пилотном проекте с 2022 года и занимается методической поддержкой СДУ в регионах, поясняют, что охват граждан услугами СДУ зависит от размера финансирования, а оно до сих пор не было полноценным.
«В последние годы на СДУ выделялось по 2 млрд руб. в год,— говорит Елена Иванова.— Кажется, что это огромная сумма и ее должно хватить на все. Но если поделить ее на все пилотные регионы, то получается в среднем по 60–70 млн руб. на каждый (три региона участвуют в пилотном проекте только на свои собственные деньги, без федерального финансирования.— “Ъ”).
А если поделить эти 60 млн руб. на количество людей, нуждающихся в уходе, то этих денег мало, и выходит, что регион может обеспечить такими услугами лишь 200–300 человек. Это два-три муниципальных района».
Руководитель фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина рассказывает, что в одном из регионов 280 человек получали бесплатную помощь в рамках СДУ, а в листе ожидания были записаны еще 100 человек: «И получается, что эти 100 человек должны были ждать, пока умрет кто-то из 280, чтобы начать получать помощь в рамках СДУ.
«люди живут сейчас, и помощь им нужна не завтра, а сегодня»
По мнению Светланы Штарковой, СДУ решит проблемы многих людей с инвалидностью в России, но не всех, и поэтому привязывать вопрос повышения пособий ЛОУ к СДУ нельзя. «Нельзя сказать, что для 100% нуждающихся эта система подойдет,— говорит она.— СДУ вообще не включает услуги детям-инвалидам и работает только для граждан в возрасте 18 .
К тому же СДУ не может полностью решать проблемы ухода за людьми с тяжелой инвалидностью, потому что в ней предусмотрены бесплатные услуги максимально на четыре часа в сутки. Некоторые инвалиды полностью лежачие, и им нужно не четыре часа в сутки, а 15, а то и 20.
Человека нужно периодически переворачивать, чтобы у него не возникали пролежни, возле него нужно дежурить, если у него есть стомы, аппарат ИВЛ. И раз СДУ предлагает услуги только на четыре часа в сутки, остальные 20 часов рядом с больным должен находиться родственник». Светлана Штаркова убеждена, что необходимо оплачивать труд родственников.
В фонде «Старость в радость» с этим согласны, тем более что СДУ предполагает трудоустройство родственников, но пока это практикуется лишь в нескольких регионах.
«Ульяновск, Пенза, Марий Эл, Удмуртия, Челябинск,— Елизавета Олескина перечисляет регионы, в которых начали трудоустраивать людей помощниками по уходу за их близкими.— В июне Алтайский край начал трудоустраивать, подключились Ставрополь, Тамбов.
В Марий Эл молодой человек вернулся со срочной службы, у него бабушка слегла, он решил сам за ней ухаживать, потому что она его воспитала и у него никого нет, кроме нее. Прошел обучение, устроился помощником по уходу на полставки — получает зарплату, бабушка довольна, что внук рядом».
По словам госпожи Олескиной, для многих родителей важна возможность остаться рядом с взрослыми детьми-инвалидами, и став помощниками по уходу, они смогут продолжить ухаживать за детьми и иметь заработок.
Светлана Штаркова соглашается, что официальное трудоустройство родственников, которые и так ухаживают за своими близкими, облегчит жизнь многих: «Сейчас эти люди считаются безработными и живут на пособие ЛОУ 1,2 тыс. руб., а если они станут работать, то станут более социально защищенными».
Но она отмечает, что не во всех регионах будут практиковать такой подход: «На федеральном уровне есть только рекомендации Минтруда по устройству родственников помощниками по уходу. Но законодательно эти рекомендации не закреплены. В некоторых регионах чиновники говорят, что такое решение противоречит Конституции, ведь там говорится, что дети и родители должны друг о друге заботиться безвозмездно, а также Трудовому кодексу, гласящему, что при приеме на работу не может быть преференций для родственников. И пока это не будет законодательно оформлено, многие регионы не будут эти рекомендации выполнять».
По словам собеседников “Ъ”, Минтруд часто напоминает региональным чиновникам соцзащиты, что оформление ухаживающих родственников на ставки в СДУ поможет решить сразу много проблем: в регионах, благодаря СДУ создаются рабочие места; трудоустроенные в СДУ люди платят налоги; если родственники готовы работать как помощники по уходу, то региональным властям не нужно искать персонал — а в этой сфере всегда большие кадровые проблемы.
При этом не все родственники готовы становиться помощниками по уходу — по словам Елизаветы Олескиной, многие предпочитают получить услуги сиделки или дневного центра для своего близкого и выйти на работу. «В двух муниципалитетах Челябинска каждой семье, где есть нуждающийся в уходе человек, предложили на выбор трудоустройство помощником по уходу или бесплатные услуги сиделки,— рассказывает Елизавета.— И 90% попросили помощь в виде сиделки».
«Чтобы родственники могли устроиться работать помощниками по уходу, они должны пройти обучение, оформить медкнижки, быть готовыми к ведению отчетной документации, а также к тому, что качество их работы будут проверять,— объясняет Елена Иванова.— Не все на это готовы.
В фонде «Старость в радость» считают, что у людей, ухаживающих за близкими, должен быть выбор, какой вид помощи им получать: полноценное пособие по уходу, на которое можно жить, либо услуги СДУ.
«СДУ не заработает быстро по всей стране, внедрение такой системы — это долгий процесс, и нельзя отказывать людям в повышении пособий, ссылаясь на то, что через какое-то время СДУ заработает в полную силу,— говорит госпожа Иванова.— Люди живут сейчас, и помощь им нужна не завтра, а сегодня».
Маргарита Урманчеева из ГАООРДИ тоже высказывается за выбор — устраиваться на работу в СДУ или нет, пользоваться услугами сиделки или получать пособие и осуществлять уход самостоятельно: «Если родитель ухаживает за тяжелым ребенком, например, с миодистрофией Дюшенна или спинальной мышечной атрофией, то вряд ли мама доверит уход за ним другим рукам.
«Наше движение выступает за то, чтобы существовали обе системы: и система прямых выплат ЛОУ в виде пособий, и СДУ,— резюмирует Светлана Штаркова.— Но пособие ЛОУ должно быть достаточным для того, чтобы ухаживающий чувствовал себя достойно».
«пособие нужно повышать, оно просто обидное»
У Светланы Штарковой трое детей. Один из них — с тяжелой инвалидностью. Как мать несовершеннолетнего ребенка с инвалидностью, требующего ухода, Светлана получает ежемесячно пособие 10 тыс. руб. Таких, как она, в России еще полмиллиона человек. Пособие не индексируется и в последний раз повышалось в 2022 году.
«Сегодня прожиточный минимум в Москве для трудоспособных граждан — 21 тыс. руб., для пенсионеров и инвалидов — 14 тыс. руб.— говорит Светлана Штаркова.— По стране величина прожиточного минимума с 1 июня — чуть больше 15 тыс. руб. Получается, что, ухаживая за своим сыном, я получаю пособие ниже прожиточного минимума».
Как получатель пособия ЛОУ Светлана не имеет права работать, хотя могла бы — до рождения больного ребенка она была успешным пиарщиком, журналистом. Но закон требует, чтобы она сидела дома и не имела никаких доходов.
«Я часто слышу от чиновников: «Вот ваш инвалид получает пенсию по инвалидности, живите на нее»,— говорит она.— Почему я должна жить на пенсию моего сына? Почему я, трудоспособный человек, должна залезать к сыну-инвалиду в карман?»
Много лет назад Штаркова создала общественное движение «Право на уход» и с тех пор добивается повышения пособия по уходу. По ее словам, борется она не только за себя, а за миллионы людей, которые получают минимальное пособие ЛОУ — 1,2 тыс. руб.
Всего пособие по уходу за инвалидами и пожилыми в России получает 3 млн 434 тыс. 908 человек. Из них пособие в размере 10 тыс. руб. получают только 490 тыс. человек, ухаживающие, как и Светлана, за детьми-инвалидами или взрослыми инвалидами первой группы с детства.
Оставшиеся 2 млн 802 тыс. 330 человек имеют пособие в размере 1,2 тыс. руб., так как ухаживают за взрослыми инвалидами первой группы и людьми старше 80 лет. Если же за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства первой группы ухаживает не родитель, а родственник, то размер пособия — тоже 1,2 тыс. Его получают 152 тыс. человек в России. Эти люди, по словам Штарковой, живут за чертой бедности.
В начале июня она создала петицию, в которой требует повысить пособие ЛОУ. «Почти 3 млн человек в стране вынуждены жить на 1,2 тыс. руб. в месяц! — говорится в петиции.— А это каждый 50-й гражданин страны». Меньше чем за месяц петицию подписали 75 тыс. человек.
«Мы просим власть повысить пособие всем ЛОУ до размера МРОТ, потому что 1,2 тыс. руб.— это унижение,— поясняет Штаркова.— Ведь по закону это пособие может быть единственным доходом человека. Если он пойдет куда-то работать, то пособие потеряет. Если получит пенсию, тоже потеряет».
Это требование поддерживают и другие родительские организации. «Пособие 10 тыс. руб. получают только часть родителей трудоспособного возраста, остальные имеют только пособие 1,2 тыс. руб.,— говорит председатель Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Елена Клочко.
— Система рассчитана на жесткую экономию. У нас нет возмездного опекунства для кровных родителей, то есть эти люди лишены вообще какой-либо помощи». Пособие 1,2 тыс. руб., на которое живет большинство трудоспособных родителей взрослых инвалидов, по ее словам, «даже комментировать трудно».
«Пособие ЛОУ, конечно, нужно повышать, оно просто обидное»,— считает и руководитель Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов ГАООРДИ Маргарита Урманчеева.
Еще одно требование, выдвинутое в петиции, касается критерия трудоспособности ЛОУ — сегодня люди, получающие пенсию, считаются нетрудоспособными и не имеют право на пособие по уходу. «Я через три года стану пенсионером, но мой сын через три года, к сожалению, на ноги не встанет, и я продолжу за ним ухаживать,— говорит Светлана Штаркова.
— Мой сын с каждым годом становится больше и тяжелее, а я не становлюсь моложе и сильнее. То есть уход за ним становится для меня с каждым годом все труднее, но при этом меня лишат помощи в виде пособия по уходу. И поэтому мы просим в нашей петиции, чтобы государство позволило иметь это пособие не только трудоспособным, но и пенсионерам».
Она уточняет, что речь идет не только о пенсионерах, получающих пенсию по возрасту, но и о пенсионерах по инвалидности, по потере кормильца. «Если молодая женщина ухаживает за ребенком-инвалидом, потеряла мужа и стала получать пенсию по потере кормильца, то с этого момента она уже не сможет получать пособие по уходу за ребенком, потому что оно расценивается как вторая пенсия, а две пенсии у нас в государстве могут получать только военные пенсионеры»,— рассказывает Светлана Штаркова.
Отношение государства к гражданам, ухаживающим за родными, Светлана считает унизительным.
«Мы — не бесплатное приложение к нашим инвалидам, мы отдельные люди, граждане страны, наше право на достойную жизнь, отдых, здоровье, работу защищено Конституцией и ратифицированной РФ Конвенцией о правах инвалидов,— говорит Светлана.
— И мы не тунеядцы, хотя де-юре нас ими сделали. Мы выполняем важную для общества работу, тяжелую морально и физически, мы не предали своих немощных родных, не отдали их в интернаты, многие из нас пожертвовали своей жизнью и успехом. Так почему государство к нам относится как к изгоям и попрошайкам?»
Был принят закон
Недавно был принят закон, согласно которому родственник, ухаживающий за инвалидом первой группы, имеет право на основании коллективного договора получить дополнительные неоплачиваемые отпуска в количестве не более 14 дней в году 4. Безусловно, это положительный шаг, но этих мер недостаточно. В развитых странах наблюдается иной подход.
В Ирландии работник имеет право взять специальный неоплачиваемый отпуск по уходу за тяжелобольным в количестве до 104 недель (подряд или вразброс). Если член семьи, друг или коллега получил инвалидность и нуждается в постоянном уходе для поддержания жизнедеятельности, то работодатель по заявлению сотрудника, отработавшего в компании не менее 12 месяцев без перерыва, обязан отпустить его на запрашиваемый период с сохранением рабочего места.
При этом он должен не допустить дискриминации и худших условий труда. Также он обязан засчитать оплачиваемый отпуск за первые 13 недель отсутствия на работе по причине ухода за больным 5. Сотрудник, отправившийся в отпуск по уходу в Ирландии, может получать выплаты из Фонда социального страхования в размере 225 евро в неделю, плюс 20–48 евро в неделю за каждого зависимого от него ребенка 6.
При отсутствии страховых отчислений в нужном размере он также может получить аналогичное пособие по другой программе 7. Сумма составляет 55% от минимальной заработной платы 8. Но самое важное заключается в том, что при получении пособия ухаживающему разрешается работать не более 18,5 часов в неделю, получая чистый доход не более 332,5 евро в неделю (89% от минимального дохода 9).
Таким образом, каждый, кто пожелает проявить заботу об инвалиде, может сделать это, не переживая за свое рабочее место, по возможности работать на парт-тайм, и в итоге получать достойное содержание на тот период жизни, который он посвятил уходу за близким человеком.
В Великобритании пособие по уходу за взрослым инвалидом ниже, чем в Ирландии (67,6 фунтов в неделю). Но получающий его также может работать, хотя и ограничен недельным доходом в 128 фунтов 10, что составляет около 41% от минимальной заработной платы 11. При этом он обязан посвящать не менее 35 часов в неделю уходу за больным.
В Швеции пособие по уходу за ребенком-инвалидом в 2021 году составляло от 2 479 до 9 917 крон (20 300–81 300 рублей) в зависимости от того, в какой степени ребенок нуждается в уходе. Назначенная сумма может быть распределена между родителями. При этом оба родителя могут продолжать работать независимо от уровня их дохода.
Входит ли в трудовой стаж уход за инвалидом 1 группы
Период ухода за инвалидом 1 группы не считается страховым, так как в течение этого времени не перечисляются страховые взносы в ПФР. Но, тем не менее, этот период включают в страховой стаж ухаживающего как не страховой, согласно пункту 6 ч. 1 ст.
Чтобы уход за инвалидом включили в страховой стаж, нужно официально работать до этого периода или после него. Это должна быть именно официальная занятость, в течение которой в ПФР отчисляются страховые взносы.
Если же ухаживающий никогда официально не работал, зачесть в стаж время ухода за инвалидом нельзя.
Во время ухода за инвалидом ухаживающему начисляются пенсионные баллы, количество которых напрямую влияет на размер будущей пенсии. Согласно части 12 ст. 15 закона № 400-ФЗ, за каждый календарный год ухода на лицевой счет ухаживающего начисляется 1,8 пенсионных балла.
Кроме того, на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о досрочном назначении пенсии лицам, ухаживающим за своими родителями с инвалидностью 1 группы. В законопроекте предлагается назначать пенсию по старости в 50 лет женщинам и 55 лет мужчинам, то есть на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Решение по предложенному проекту пока не принято.
Инвалиды
Мы предлагаем в России установить пособие для родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства в размере 85% от МРОТ (11 807 рублей на 2022 год). Также предлагаем установить пособие для ухаживающих за взрослыми инвалидами I-й группы в размере 25% от МРОТ (3 473 рубля на 2022).
Отсутствие ежегодного увеличения данного пособия в зависимости от инфляции и девальвации со временем снижает его значимость. Из-за роста цен размер помощи от государства на уход за инвалидами уменьшается. Предлагаемая привязка пособия к МРОТ актуализирует его по отношению к нынешней экономической ситуации и позволит сохранить актуальность на годы вперед.
Во всех перечисленных выше странах происходит ежегодное повышение пособия по уходу за инвалидами по причине инфляции. Государство было готово установить вышеуказанные пособия в размере 89% и 28% от МРОТ в 2022 и 2008 годах 13. Для предлагаемых 85% и 25% в 2022 году существенных барьеров не наблюдается.
Далее мы предлагаем дать возможность всем, получающим вышеуказанные пособия по уходу за инвалидами, разрешить работать и получать легальный доход, не превышающий 85% от МРОТ, при условии, что работе уделяется не более 70 часов в месяц.
Следующим шагом мы предлагаем предоставить прямым родственникам, ухаживающим за инвалидами I-й группы, детьми-инвалидами и инвалидами с детства, возможность работать на 25% меньше от стандартного рабочего времени, без оплаты, но с сохранением рабочего места.
Описанные выше меры приведут к ряду ощутимых преимуществ для общества и государства:
Ухаживающие за инвалидами граждане будут вовлечены в социально-экономическую деятельность, и количество задействованного в трудовых отношениях населения увеличится.
Инвалиды гораздо в большей степени будут получать заботу непосредственно от своих родных и близких, что является очень важным аспектом для их эмоционального благополучия.
Количество случаев, когда инвалида отдают в интернаты на полное попечение государства, будет сокращаться.
В результате миллионы граждан России получат столь необходимую поддержку, которая поможет им справляться с трудностями, вызванными инвалидностью их родных и близких
Как определяется вина и кто должен вернуть деньги
Если ухаживающий за нетрудоспособным человеком устраивается на работу, выходит на пенсию или получает пособие по безработице, право на выплату теряется. Но условная внучка, которая оформила выплату, может не знать или забыть о своей обязанности сообщить в пенсионный фонд о трудоустройстве.
Был случай, когда одной бабушке за уход внучки выплата приходила два года. Пенсионный фонд знал, что внучка уже трудоустроена — за нее платили взносы и сдавали отчеты, — но все равно сделал ее виноватой, потому что она не отчиталась о своем трудоустройстве.
Обязанность сообщать в ПФР об изменениях, которые приводят к отмене выплаты, никуда не делась — это нужно сделать в течение 5 дней. «Забыл» — это не аргумент. Вина и умысел состоят уже в том, что человек не сообщил, хотя такая возможность у него была. А преступление — это факт получения компенсации, а не сокрытие информации.
Если получаете такую выплату, следите за изменениями в жизни того, кто за вами как будто ухаживает. С учетом того, что ухаживать может даже посторонний человек, которого вы никогда и не видели, — это может быть затруднительно.
Если вы оформлены как ухаживающий человек, вовремя сообщайте в ПФР о трудоустройстве, пособиях, назначении пенсии и других событиях из пункта 9 утвержденных правил. Может случиться так, что денег вы не видели, а вернуть их обязаны. По статье 159.2 УК РФ можно наказывать и тех, кто выплату фактически не получал. Важно, кто ею пользовался.
Какие существуют доплаты к пенсии по инвалидности
— Размер пенсионных доплат напрямую зависит от группы инвалидности. Чем меньше группа, тем больше за нее доплачивают. Именно 1 группа инвалидности считается самой тяжелой, а 3 — самой легкой. В 2021 году ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) государством предоставляются в следующем размере:
- —за первую группу — 4087 рублей;
- —за вторую группу — 2919 рублей;
- —за третью группу — 2336 рублей.
В данную выплату государством заложен специальный набор социальных услуг (НСУ) — 1211 рублей. По умолчанию данные льготы выдаются в натуральном виде, в результате чего из доплаты вычитается стоимость НСУ. Он состоит из трех частей, каждая из которых имеет свою стоимость: лекарства — 933 рубля; санаторий — 144 рубля; проезд — 134 рубля.
- —1 группа: базовый размер — 12088 рублей; с доплатой за 1 иждивенца — 14103 рубля; за 2 иждивенцев — 16118 рублей; за 3 иждивенцев — 18133 рубля;
- —2 группа: базовый размер — 6044 рубля; с доплатой за 1 иждивенца — 8059 рублей; за 2 иждивенцев — 10074 рубля; за 3 иждивенцев — 12088 рублей;
- —3 группа: базовый размер — 3022 рубля; с доплатой за 1 иждивенца — 5037 рублей; за 2 иждивенцев — 7051 рубль; за 3 иждивенцев — 9066 рублей.
Также существует доплата к пенсии за уход. Такая ежемесячная денежная компенсация формально назначается лицу, которое ухаживает за инвалидом 1 группы, и в связи с этим не работает. Выплачивается она вместе с пенсией инвалиду, повышая тем самым ее размер.
Сумма денежной компенсации в месяц составляет: инвалидам 1 группы – 1 200 рублей, инвалидам с детства 1 группы или ребенку-инвалиду (если ухаживает родитель, опекун или попечитель) – 10 000 рублей (с 1 июня 2022 года). Таков основной перечень федеральных доплат, связанных с инвалидностью, однако на региональном уровне могут вводиться дополнительные меры материальной поддержки инвалидов. О них подробнее можно узнать в местных отделениях социальной защиты населения.
Указанная информация касается жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.
Кто может оформить уход за инвалидом 1 группы
Правилами осуществления компенсационных выплат, утвержденными Постановлением Правительства № 343 от 4 июня 2007 г., установлено, что пособие по уходу может оформить гражданин трудоспособного возраста, но фактически неработающий. При этом не важен факт совместного либо раздельного проживания с инвалидом, а также наличие или отсутствие родственной связи с ним.
Не могут оформить пособие по уходу следующие категории граждан:
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться позвонив по телефонам:
8(499) 325-58-38 – Москва; 8(800) 600-64-68 – Бесплатный звонок по всей России
- Официально признанные безработными, то есть состоящие на учете в службе занятости населения и получающие пособие по безработице.
- Пенсионеры, причем не имеет значения, какой вид пенсии они получают.
- Работающие, то есть получающие заработную плату или другие виды выплат, на которые начисляются страховые взносы в ПФР.
Однако оформиться по уходу за инвалидом 1 группы может студент очной формы обучения. Причем факт получения им стипендии никак не влияет на получение компенсации в 1200 рублей.
Разрешается оформление пособия по уходу одновременно за несколькими инвалидами 1 группы, пенсионерами старше 80 лет, а также детьми-инвалидами. При этом компенсационную выплату будут начислять за каждого нетрудоспособного гражданина, нуждающегося в присмотре.
Важная новость!
Россиянам, которые ухаживают за инвалидами I группы и за престарелыми гражданами, нуждающимися в постоянной помощи, не придётся предоставлять в Пенсионный фонд РФ ряд документов. В частности, сведения о том, что заявитель не работает, не получает пособие по безработице сотрудники ПФР должны получить сами из федеральных информационных систем. Об этом 2 марта 2021 года сообщили на сайте кабмина после подписания Михаилом Мишустиным соответствующего постановления Правительства.
Пособие по инвалидности для 2 группы в 2022 году
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности II группы составляет 6044 рублей 48 копеек в месяц.
Категория получателей пенсии | Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учетом повышений к ней |
Инвалиды II группы | Без иждивенцев – 6 044 рублей 48 копеек в месяц С 1 иждивенцем – 8 059,31 рублей в месяц С 2 иждивенцами — 10 074,14 рублей в месяц С 3 иждивенцами — 12 088,97 рублей в месяц |
Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях | Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности и повышения к ней увеличиваются на соответствующий районный коэффициент |
Инвалиды II группы, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин | Без иждивенцев — 9 066,72 рублей в месяц С 1 иждивенцем – 12 088,97 рублей в месяц С 2 иждивенцами — 15 111,22 рублей в месяц С 3 иждивенцами — 18 133,47 рублей в месяц (независимо от места жительства) |
Инвалиды II группы, проработавшие не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин | Без иждивенцев — 7 857,82 рублей в месяц С 1 иждивенцем — 10 477,10 рублей в месяц С 2 иждивенцами — 13 096,38 рублей в месяц С 3 иждивенцами — 15 715,66 рублей в месяц (независимо от места жительства) |
Размер ЕДВ составляет 2919 руб.
Размер ДЕМО такой же, как и для инвалидов 1 группы – 1000 и 500 руб., в зависимости от статуса получателя. Федеральная дотация выплачивается при условии, что доход гражданина ниже прожиточного минимума.
Льготы:
Также у инвалидов 2 группы есть право на улучшение жилищных условий – они могут воспользоваться жилищной субсидией для покупки недвижимости.
Ухаживающим за инвалидами i группы предлагается установить индексируемую ежемесячную выплату в размере 10 тыс. руб.
Законопроект, поступивший сегодня в Госдуму, призван скорректировать условия назначения и расчета ежемесячных выплат для неработающих граждан, осуществляющих уход за инвалидами I группы. Для лиц, ухаживающих за инвалидами I группы, предлагается1 установить ежемесячную выплату в размере 10 тыс. руб. (с учетом районных коэффициентов). Кроме того, предусмотреть ежегодную индексациию ежемесячных выплат гражданам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I первой группы. Таким образом, при назначении такой выплаты планируется не применять к указанным лицам признак их трудоспособности. Полномочия по расчету коэффициента индексации предлагается возложить на Правительство РФ, а финансирование данных выплат осуществлять за счет федерального бюджета.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, действующим законодательством предусмотрена ежемесячная выплата для неработающих трудоспособных лиц, ухаживающих за инвалидом I группы или престарелым, достигшим 80 лет, в размере 1,2 тыс. руб. (Указ Президента РФ от 26 декабря 2006 года № 1455). Индексация данной выплаты не предусмотрена.
При этом Указом Президента РФ от 26 февраля 2022 года № 175 неработающему трудоспособному родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы, установлена ежемесячная выплата с 1 июля 2022 года в размере 10 тыс. руб. Ее индексация также не предусмотрена.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Авторы законопроекта отмечают, что уход за инвалидом I группы не отличается от ухода за инвалидом с детства I группы, а разница в размерах выплат вызывает социальную напряженность и чувство социальной несправедливости. Родители (усыновители) или опекуны (попечители), осуществляющие уход за инвалидами с детства I группы, инвалидами I группы, при достижении ими пенсионного возраста лишаются указанной ежемесячной выплаты по уходу, хотя будучи в преклонном возрасте продолжают данный уход осуществлять. Лишение их ежемесячной выплаты по уходу крайне негативно сказывается на уровне их жизни. По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит решить данную проблему предоставлением для лиц, обеспечивающих уход за инвалидами всех указанных категорий, права на получение ежемесячной выплаты в размере 10 тыс. руб., а ежегодная индексация указанной выплаты сохранит ее покупательную способность.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 1002482-7 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства 1 группы и инвалидами 1 группы» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.