Уроки биологии. 5-6 классы. Пособие для учителя — Пасечник В.В. и др.

Биология. 5–9 классы. методическое пособие

Пособие конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение
учебных часов на изучение каждого раздела курса.

Особое внимание уделено в нём содержанию, способствующему формированию современной естественно#научной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко#проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,

классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Предлагаемое пособие предназначено для работы по учебникам биологии, созданным коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника. Учебное содержание курса биологии включает:

  • Бактерии, грибы, растения. 35 ч, 1 ч в неделю (5 класс);
  • Многообразие покрытосеменных растений. 35 ч, 1 ч в неделю (6 класс);
  • Животные. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);
  • Человек. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
  • Введение в общую биологию. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс).

Такой порядок содержания сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Он предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

Биология. индивидуально-групповая деятельность. поурочные разработки. 8 класс — в. в. пасечник | литрес

Предлагаемое пособие – элемент информационно-образовательной среды УМК по биологии «Линия жизни» для 8 класса. В первой части пособия даны общие методические рекомендации и примерное поурочно-тематическое планирование по организации индивидуально-групповой деятельности учащихся. Во второй части пособия представлен план организации индивидуально-групповой деятельности учащихся при помощи Технологической карты для учителя и Инструктивной карточки для работы учащихся в группе с учётом требований ФГОС.

Предлагаемое пособие адресовано учителям общеобразовательных организаций, работающим по учебнику серии «Линия жизни» для 8 класса.

Линия умк в. в. пасечника. биология (5-9) – методические пособия – корпорация российский учебник (издательство дрофа – вентана)

Нужна помощь?

Линия умк в. в. пасечника. биология (5-9) для 5 класса – материалы и мероприятия – корпорация российский учебник (издательство дрофа – вентана)

Методический день учителя биологии. Практический семинар.

Правильное питание — основа здорового образа жизни

Использование электронных образовательных ресурсов для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

Что мы знаем о вирусах и методах защиты от них?

Методический портфель учителя биологии

Смешанное обучение: методики для эффективного образования

Подготовка к олимпиаде по биологии по разделу «Позвоночные животные»

Изменения в ФПУ. Новый УМК линейного курса биологии для 5-9 классов Пасечника В.В.

Изменения в ФПУ. Линии УМК по биологии, экологии, естествознанию: структура, содержание, ресурсы

Биология: современная дидактика и подготовка к итоговой аттестации

Интеграция биологии и литературы для проведения необычных занятий в основной школе

Информационные технологии в преподавании биологии

Подготовка к ОГЭ и ВПР по биологии. Часть 6

Изучаем новый ФПУ. Обучение биологии на современном этапе развития образования

Возможности образовательных ресурсов и сервисов корпорации «Российский учебник» как фактор повышения качества образования

Подготовка к ОГЭ и ВПР по биологии. Часть 5

Исследовательская деятельность школьников по полевой экологии

Подготовка к ОГЭ и ВПР по биологии. Часть 4

Проектная и исследовательская деятельность школьников по биологии. Часть 3

ЭФУ как конструктор современного урока

Содержание и методический аппарат УМК по биологии для достижения образовательных результатов

Содержание и методический аппарат УМК по биологии для достижения образовательных результатов

«Экологическое образование в условиях реализации ФГОС»

«Ресурсы и сервисы корпорации «Российский учебник» в инновационном образовательном пространстве школы»

Проектная и исследовательская деятельность школьников по биологии

Подготовка к ОГЭ и ВПР по биологии 2022

Проектная и исследовательская деятельность по экологии

Современные информационные ресурсы по биологии

Про пособия:  Уроки биологии 5-6 классы Пособие для учителя Пасечник

Нужна помощь?

§

§

Методическое пособие к учебникам в. в. пасечника, в. в. латюшина, д. в. колесова, а. а. каменского «биология». 5—9 классы

Пособие предназначено для учителей, работающих по учебникам «Биология» для 5—9 классов (авторы В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Латюшин, В. А. Шапкин, Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев, Г. Г. Швецов). Учебники соответствуют ФГОС основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень учебников. Пособие позволит учителю-предметнику не только грамотно составить рабочую программу, но и организовать деятельность учащихся на уроке, контролировать ее результаты, использовать различные средства обучения, в том числе электронные приложения к учебникам и интернет-ресурсы.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Методическое пособие к учебникам В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, Д. В. Колесова, А. А. Каменского «Биология». 5—9 классы» Пасечник Владимир Васильевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Поурочные планы по биологии 8 класс в.в.пасечник | образовательная социальная сеть

УРОК №18                                                          Дата__________

Тема:  «Состав и функции крови»

Задачи:

1. Продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах.

2. Раскрыть понятие «гомеостаз».

3. Проанализировать функции плазмы и форменных элементов крови, ввести понятия «фагоцитоз», «антигены», «антитела».

4. Рассмотреть механизм свертывания крови.

5. Разъяснить роль анализа крови для диагностики.

I. Проверка знаний.

1. Рассказать о мерах первой помощи при ушибах.

2. Рассказать о мерах первой помощи при переломах, вывихах суставов.

II. Новый материал

Внутренняя среда организма – совокупность жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), принимающих участие в процессах обмена веществ и поддерживающих гомеостаз организма.

http://festival.1september.ru/articles/567641/1.gif

Внутренняя среда

Кровь

Лимфа

Тканевая жидкость

Состав

Плазма (50-69% объема крови): Н2О – 90-92%, белки – 7%, жиры – 0,8%, глюкоза – 0,1%, минеральные соли – 0,9%, ферменты, гормоны.

Форменные элементы (40-50%): эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Н2О с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки – 1-2%, лимфоциты, лейкоциты.

Н2О, растворенные в ней питательные вещества и неорганические в-ва, О2, СО2, продукты распада.

Местонахождение

Сердце и кровеносные сосуды.

Лимфатическая система.

Между клетками всех тканей.

Источник и место образования

За счет поглощения белков, жиров, углеводов, минеральных солей, Н2О из органов пищеварения, лимфатических сосудов.

За счет тканевой жидкости, всосавшейся в мешочки на концах лимфатических капилляров.

За счет плазмы крови и продуктов жизнедеятельности клеток.

Функции

  1. транспортная
  2. дыхательная
  3. питательная
  4. выделительная
  5. терморегуляторная
  6. гомеостаз
  7. защитная
  8. гуморальная регуляция
  1. возвращение в кровеносное русло тканевой жидкости
  2. фильтрация
  3. обеззараживание

1. перенос О2 и СО2.

Про пособия:  Книга "ОБЖ. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник. ФГОС" - Сергей Алексеев, Данченко Сергей Петрович, Костецкая Галина Анатольевна, Ладнов Сергей Николаевич. Цены, рецензии, файлы, тесты, цитаты

Форменные элементы крови:

В состоянии покоя 50% крови находится в депо (печень, селезенка).

Суммарная площадь поверхности всех Er=34000 м2.

Ежедневно отмирает 2 млрд. Er (0,01% их общего количества).

В каждом Er содержится 265 млн. молекул Hb.

В каждом мм3 крови – 5 млн. Er, в 5 л. = 25 трлн. Если выложить все Er в ряд, то получится цепочка на 200 тыс. км. (5 раз опояшет земной шар).

Сборка молекулы Hb занимает 90 секунд. Ежесекундно синтезируется 6,5*1019 молекул Hb.

Состав крови. Если кровь предохранить от свертывания и дать ей отстояться, то произойдет ее разложение на составные части. Сверху окажется прозрачная, слегка желтоватая жидкость – плазма крови. Вниз осядут форменные элементы, которые составят примерно 1/3 общего объема. Небольшой тонкий слой над эритроцитами образуют лейкоциты.

Уроки биологии. 5-6 классы. Пособие для учителя - Пасечник В.В. и др.

Функции крови:

  1. трофическая (питательная) – транспорт питательных веществ к тканям
  2. выделительная – транспорт продуктов метаболизма из тканей к органам выделения
  3. защитная – осуществляется за счет фагоцитарной активности клеток и выработки лимфоцитами антител, обезвреживающих генетически чужеродные вещества
  4. участие в гуморальной регуляции – транспорт гормонов
  5. дыхательная – перенос кислорода
  6. термолягуляторная – регуляция термоотдачи через кожу
  7. гомеостатическая – поддержание постоянства внутреннейсреды организма
  8. свертывание крови, препятствует кровопотере

Плазма крови имеет относительно постоянный солевой состав. Около 0,9% плазмы приходится на поваренную соль, есть в ней и соли калия, кальция, фосфорной кислоты. Около 7% плазмы составляют белки. Среди них белок фибриноген, который принимает участие в свертывании крови. В плазме крови есть углекислый газ, глюкоза, а также другие питательные вещества и продукты распада.

Уроки биологии. 5-6 классы. Пособие для учителя - Пасечник В.В. и др.

Эритроциты – красные кровяные клетки, транспортирующие кислород к тканям и углекислый газ к легким. Эритроцит имеет форму двояковогнутого диска, что увеличивает его поверхность. Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества – гемоглобина. В легких он присоединяет к себе кислород и становится оксигемоглобином. В тканях это соединение распадается на кислород и гемоглобин. Кислород используется клетками организма, а гемоглобин, присоединив к себе углекислый газ, возвращается в легкие, отдает углекислый газ и вновь присоединяет кислород. Гемоглобин обозначают символом Hb. Равенство реакции образования и распада оксигемоглобина выглядит так:

в легких Hb 4O2 = HbO8 ; в тканях HbO8  = Hb 4О2

Оксигемоглобин имеет более светлую окраску, и потому обогащенная кислородом артериальная кровь выглядит ярко-алой. Гемоглобин, оставшийся без кислорода, темно-красный. Поэтому венозная кровь значительно темнее артериальной.

У всех позвоночных, кроме млекопитающих зрелые эритроциты ядер не имеют: они утрачиваются в процессе развития. Двояковогнутая форма эритроцита и отсутствие ядра способствуют переносу газов, так как увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки кислорода и углекислый газ весь объем клетки.

У мужчин в 1 мм3 крови содержится в среднем 4,5 – 5 млн. эритроцитов, у женщин – 4 – 4,5 млн.

Лейкоциты – клетки крови с хорошо развитыми ядрами. Их называют белыми кровяными клетками, хотя на самом деле они бесцветные. Основная функция лейкоцитов – распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма. Известны различные виды лейкоцитов.

Число лейкоцитов варьирует в пределах 4 – 8 тыс. в 1 мм3, что связано с наличием инфекции в организме, со временем суток, едой. Некоторые лейкоциты способны к амебоидному движению. Обнаружив чужеродное тело. Они ложноножками захватывают его, поглощают и уничтожают. Это явление было открыто Ильей Ильичем Мечниковым (1845 – 1916) и названо фагоцитозом, а сами лейкоциты фагоцитами, что означает «клетки-пожиратели» (прослушивание сообщений о И.И. Мечникове, фагоцитозе).

Про пособия:  Порядок выплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет с 1 июня 2020 года

Большая группа клеток крови называется лимфоцитами, поскольку созревание их завершается в лимфатических узлах и в вилочковой железе. Эти клетки способны опознавать химическую структуру чужеродных соединений антигенов и вырабатывать особые химические вещества – антитела. Которые нейтрализуют или уничтожают эти антигены.

Способностью к фагоцитозу обладают не только лейкоциты крови, но и находящиеся в тканях более крупные клетки – макрофаги. При проникновении микроорганизмов через кожу или слизистые во внутреннюю среду организма макрофаги перемещаются к ним и участвуют в их уничтожении.

Тромбоциты, или кровяные пластинки, принимают участие в свертывании крови. Если происходит травма и кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают целую цепочку химических реакций, ведущих к свертыванию крови. Свертывание крови возможно потому, что в ней находится жидкий белок фибриноген, который под действием ферментов превращается в нити нерастворимого белка фибрина. Образуется сетка, в которой задерживаются клетки крови. Этот кровяной сгусток, закрывающий рану, и останавливает кровотечение.

Форменные элементы крови (Самостоятельное заполнение таблицы).

Свертывание крови – это защитное приспособление, предохраняющее организм от потери крови.

Механизм свертывания крови

                                                        Соли кальция

                                                                ↓                

                                образование                        ↓                 образование

        разрушение                продуктов,                        ↓                фибрина

                        →        способствующих→фибриноген→                и кровяного

        тромбоцитов        свертыванию                                        сгустка

Для образования сгустка необходимо, чтобы в крови были соли кальция, витамин К и некоторые другие вещества. Если соли кальция удалены или в крови нет витамина К, кровь свертываться не будет. Обычно, когда хотят предохранить кровь от свертывания, например при ее переливании, из крови удаляют один из указанных компонентов, чаще всего соли кальция. Такую кровь можно сохранить длительное время.

Анализ крови. Состав крови является важной характеристикой наиболее часто проводимых исследований. При анализе крови определяют количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ). При наличии какого-нибудь воспалительного процесса СОЭ увеличивается. Норма СОЭ для мужчин 2 – 10 мм/ч, для женщин 2 – 15 мм/ч.

При нарушении функций красного костного мозга, недостатке в организме железа и некоторых других веществ, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие. При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина. Норма гемоглобина у мужчин 13 – 16 г %, у женщин 12 – 14г %.

Кроветворение. Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты образуются в красном костном мозге. Однако дозревание многих лимфоцитов происходит в тимусе и лимфатических узлах. Эти лимфоциты попадают в кровь вместе с лимфой.

Кроветворение – очень интенсивный процесс, так как продолжительность жизни форменных элементов крови небольшая. Лейкоциты живут от нескольких часов до 3 – 5 суток, эритроциты – 120 – 130 суток, тромбоцит – 5 – 7 суток.

Гемофилия – заболевание, наследственное, при котором кровь не сворачивается.

III. Закрепление

  1. Уточнение значения терминов на странице 88.
  2. Ответы на вопросы под символом «?»

IV. Д/з *17

Доклад о резус-факторе.

Вопрос 3(п) стр. 89

Уроки биологии 5-6 классы пособие для учителя пасечник

Пример из учебника

Материал, посвящённый достижениям отечественной науки, даёт возможность учителю формировать у школьников чувство патриотизма. Краеведческий подход, реализованный через задания (практические и теоретические), позволяет воспитывать бережное отношение к природным богатствам страны и ответственность за них. Практическая ориентированность курса обеспечивает становление личностного поиска, созидательную творческую деятельность учащихся, воспитание ценностного отношения к окружаю-щей действительности, к себе, другим людям.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальней-шей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов.

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *