Запуск речи у неговорящих детей. программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3х лет.
Loading…
Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3 лет.
Подготовили:
учитель- логопед Кочка Н.В.,
педагог- психолог Пронина С.А.,
воспитатель Щеренкова О.А.
муз. руководитель Шемчук Л.В.
старший воспитатель Чуприна А.В.
2022г.
Содержание:
- Пояснительная записка. ———————————————————————— -2-
- Особенности речевого развития детей с ЗРР. ——————————————— -5-
- Цели и задачи программы. ——————————————————————— -9-
- Структура программы. ————————————————————————— -12 —
- Ожидаемые результаты.————————————————————————— — 13-
- Перспективный план занятий для детей 3 года жизни.———————————— — 14-
- Диагностический инструментарий для детей 3 года жизни.—————————— -21 —
- Литература.——————————————————————————————- -28-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных. В настоящее время количество детей с задержкой речевого развития растет. Очень важно своевременно их выявлять и как можно раньше начинать оказывать коррекционную помощь.
Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.
Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста.
Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой и др.
Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение.
У.В. Ульенков отмечает, что развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:
- развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка
- овладение словарным запасом и правилами синтаксиса
- активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается
- овладение смысловой стороной речи.
В своих занятиях для развития речи детей младшего дошкольного возраста мы используем игровую форму занятий, ввели музыкальные игры, слушанье музыкальных произведений, музыка сопровождает все действия и речь взрослого и детей.
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».
Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.
Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗРР
Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.
Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.
Т.Б. Епифанцева выделяет причины возникновения задержки речевого развития:
- невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желание, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
- замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически).
- заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).
- нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
- различные заболевания впервые годы жизни.
- наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально — волевой сферы и дефициту в развитии речи.
О.Е. Грибова перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития:
- Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
- Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
- Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
- Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
- Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
- Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
- Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
- Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
- Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
- Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)
Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития
(по Р. Е. Левиной)
Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы.
Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — ли, дедушка — де), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами (петух —уту, киска — тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей — ки).
В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.
Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность.
Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т. п.
Названия действий дети часто заменяют названиями предметов (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать).
Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой — открой).
Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.
На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (например, рамка — марка, деревья — деревня).
Фразовая речь у детей первого уровня речевого развития почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПРОГРАММЫ: дети 2-3 лет, родители.
В группу принимаются дети с ЗРР, ЗПР.
Противопоказания: дети с аутистическим спектром.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создать условия для запуска спонтанного речевого развития у неговорящих детей 2-3х лет.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
— развить общие речевые умения;
— расширить пассивный и активный словарный запас ребенка;
— способствовать повышению мотивации к общению;
— улучшить коммуникативные навыки.
Организация занятий: совместные детско- родительские групповые занятия 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из двух частей: 1 часть занятие логопеда, 2 часть – занятие психолога или логоритмиста.
Сроки реализации: 8 месяцев
Сроки | Количество логопедических занятий | Количество занятий с психологом | Количество занятий |
8 месяцев | 60 | 30 | 30 |
В системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗРР используют игровые упражнения:
- с элементами логоритмики;
- на развитие артикуляционной моторики;
- на развитие тонких движение пальцев рук и общей моторики;
- на развитие дыхания;
- на развитие эмоциональной сферы ребенка;
- на расширение пассивного и активного словаря
- на развитие психических процессов.
Направления работы логопеда
— развитие у детей познавательной активности, интереса к окружающей действительности
— формирование когнитивных предпосылок речевой деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления).
— преодоление речевого негативизма; развитие языкового чутья;
-формирование элементарных общих речевых умений;
-формирование навыков взаимодействия «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок» с использованием невербальных и вербальных (речевых) средств общения.
Направления работы психолога:
— сенсомоторная коррекция,
-развития навыков игровой деятельности «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок»,
-овладение психомоторными навыками,
— улучшение функционирования высших психических функций и развитие межполушарного взаимодействия;
-снятие психологических барьеров.
Направления работы музыкального руководителя на логоритмических занятиях:
— развитие темпа и ритма речевого дыхания,
-развитие темпо-ритмических и методико-интонационных характеристик речи,
-развитие умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму,
— формирование пространственных представлений у детей.
Принцип целостного построения коррекционно-развивающей работы предполагает такую организацию, при которой отработка определенных умений и навыков проводится во всех видах детской деятельности.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют словарь, понятие величины, формы, цвета, предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, выполняют артикуляционные упражнения, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Комплексно игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое восприятие занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно поднимает результативность усвоения знаний.
Каждое занятие включает в себя пальчиковые игры, подвижные, артикуляционные упражнения, дидактические игры. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных поэтов. Сюжеты занятий основаны на знакомых сказках, окончание которых дети стараются придумать сами.
Все упражнения проводятся по подражанию. В процессе повторений дети заучивают тексты и движения.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Структура логопедических занятий:
— Приветствие, разминка.
— Артикуляционная, пальчиковая гимнастика.
— Развитие речевого дыхания.
— Речевые игры, логоритмические упражнения.
— Продуктивная деятельность по теме: рисование, лепка и т.д.
— Рефлексия.
Структура цикла:
- Диагностический этап. Проводится на предварительной встрече психолога и логопеда и на заключительном занятии. Следящая диагностика (заполнение дневников речевого развития).
Задача: диагностика уровня речевого развития ребенка, стиля семейного воспитания, особенностей межличностных отношений в семье, уровня коммуникативных навыков детей.
- Практические (совместные) занятия для родителей и детей.
Основные задачи:
- Знакомство участников, формирование в группе атмосферы доверия и безопасности.
- Обучение навыкам сотрудничества родителя и ребенка.
- Снятие у детей барьеров в общении со взрослыми и другими детьми.
- Развитие навыков рефлексии у родителей.
- ИОбучение родителей навыкам эффективного общения с детьми.
- Апробация и освоение новых способов общения и взаимодействия, рефлексия полученного опыта.
- Создание условия для запуска спонтанного речевого развития у детей,
- Развитие общих речевых умений у детей,
- Расширение пассивного и активного словарного запаса ребенка.
- Завершающий этап.
Основные задачи:
- Подведение итогов.
- Подтверждение эффективности программы посредством диагностики участников.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
— расширение коммуникативных навыков в диаде «взрослый- ребенок», «ребенок- ребенок»,
-расширение пассивного и активного словаря детей,
-овладение новыми формами и видами игровой деятельности в диаде «взрослый- ребенок», «ребенок- ребенок»,
-развитие высших психических процессов.
Планирование Программы коррекции задержки речевого развития детей 2-3 лет
составлено с учетом возраста детей на основе современных коррекционно-развивающих программ Министерства Образования РФ и методических пособий: «Программа развития и обучения дошкольника. От 1 до 3 лет. Мой первый словарь» Герасимова А. С., «Ранняя диагностика речевых нарушений у детей младенческого возраста» Жарова В.А.,«Методика формирования начального детского лексикона» Громова О.Е «Программа по преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет», Шемякина О.В., «Расти, малыш! Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) с расстройствами речевого и интеллектуального развития. ФГОС» Нищева Н.,Гавришева Л., Кириллова Ю. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Стребелева Е.А. и др.
Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским и др.
Календарно -тематическое планирование
работы учителя- логопеда в группе на 2022- 2022 учебный год
Сроки | Лексическая тема | Цели занятия | Программное содержание |
Сентябрь 1 – 4 неделя | Обследование | ||
I период обучения | |||
Октябрь 1 неделя | Игрушки | 1.Формировать знания об игрушках. 2.Вввести в активный словарь детей названия игрушек, их цвет, форму. 3.Развивать мелкую моторику. 4.Формировать правильную артикуляцию. | Двигательное упражнение «Мы едем на машине». Дидактическая игра « Какая у тебя игрушка». Дыхательное упражнение «Ветерок». Дидактическая игра «Какая игрушка спряталась». |
Октябрь 2 неделя | Части тела | 1.Формировать знания о частях тела. 2.Вввести в активный словарь детей названия частей тела. 3.Развивать мелкую моторику. 4.Формировать правильную артикуляцию. | Двигательное упражнение «Девочки и мальчики», «Топаем и хлопаем» Дидактическая игра «Покажи», «Умоем куклу», Дыхательное упражнение «Ветер». Пальчиковая игра «Прятки». |
Октябрь 3 неделя | Семья | 1.Формировать представления о членах семьи. 2.Расширять активный словарь по данной теме. 3.Развивать мелкую моторику. 4.Формировать правильную артикуляцию. | Дидактическая игра «Моя семья», «Кто ушел?». Пальчиковая игра «Моя семья». Русская народная сказка «Курочка Ряба». |
Октябрь 4 неделя | Осень | 1.Упражнять детей в умении договаривать слова песенок, сопровождая их движениями. 2.Учить различать и называть цвета. 3.Формировать правильную артикуляцию. | Массаж бедер «Дождик». Мимическое упр. «Тучка улыбается и сердится» Двигательное упражнение «Осенние листочки» Танец- игра с листьями. |
Ноябрь 1 неделя | Овощи | 1.Формировать знания об овощах. 2.Вввести в активный словарь детей названия овощей, их цвет, форму, вкус. 3.Развивать мелкую моторику. 4.Формировать правильную артикуляцию. | Дидактическая игра «Что в корзинке». Пальчиковая игра «Зайцы». Русская народная сказка «Колобок». Подвижная игра «Огород». Сказка о веселом язычке. Ритмическая игра «Дождик». |
Ноябрь 2 неделя | Фрукты | 1.Активизировать словарь детей по теме «Фрукты». 2.Формировать умение соотносить муляж с картинкой. 3.Развивать координацию движений. 4.Формировать правильную артикуляцию. | Дидактическая игра»Угостим гостей фруктами». Музыкальная игра «Собери в корзинку». Ритмическая игра «Дождик веселей». Пальчиковая игра «Этот пальчик». |
Ноябрь 3 неделя | Посуда | 1.Ввести в активный словарь детей названия посуды и действия с ней. 2. Учить строить предложения. 3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма. | Дид. игра « Помоги кукле купить посуду». Дыхательное упражнение «Горячий чай». Пальчиковая игра «Ладушки». |
Ноябрь 4 неделя | Одежда | 1.Ввести в активный словарь детей названия одежды и действия с ней. 2. Учить строить предложения. 3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма. | Дидактическая игра «Выбери одежду», «Что купили кукле», «Где чья одежда». Мимическая гимнастика «Дети удивляются». Логоритмическая игра «Споем вместе». |
Ноябрь 5 неделя | Обувь | 1.Ввести в активный словарь детей названия обуви и действия с ней. 2. Учить строить предложения. 3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма. | Дидактическая игра «Выбери обувь», «Собери картинку», «Где чья обувь». Мимическая гимнастика «Дети удивляются». Игра «Споем вместе». |
II период обучения | |||
Декабрь 1 неделя | Мебель | 1.Ввести в активный словарь детей названия мебели и действия с ней. 2. Учить строить предложения. 3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма. | Дидактическая игра «В гостях у Маши», «Где лежат игрушки, одежда, посуда». Логоритмическая игра «Оркестр» Сказка «Три медведя» |
Декабрь 2 неделя | Дом | 1.Расширять активный словарь по теме. 2. Учить строить предложения. 3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма. | Дидактическая игра «В гостях у Зайчика», «Подарки зайчику». Логоритмическая игра «Оркестр» |
Декабрь 3 неделя | Новый год | 1.Закреплять умение договаривать предложения, отбирая нужное слово. 2. Формировать умение соотносить слова и движения. 3.Формировать правильную артикуляцию. | Игра «Снежинки и Дед мороз» Музыкальная игра «Как у дедушки мороза». Дидактическая игра «Что принес Дед Мороз». Пальчиковая игра «Наряжаем елку». |
Каникулы | |||
Январь 2 неделя | Зима | 1.Развивать умение договаривать стихотворения. 2.Учить соотносить слова и движения. 3.Формировать артикуляцию, правильно брать дыхание. | Дыхательные упр. «Снежинки». Чтение стихотворения о зиме, сопровождая его движениями. Музыкальная игра «Игра в снежки» |
Январь 3 неделя | Зимние забавы | 1. Формировать артикуляцию, правильно брать дыхание 2. Развитие игровых действий с мячом. 3. Учить понимать формы единственного и множественного числа. 4. Расширять глагольный словарь. | Дидактическая игра «Собери картинку», «Что в мешке», «Слепим снеговика». Мимическая гимнастика «Дети удивляются». Пальчиковая гимнастика «Весело зимой» Логоритмическая игра «Зимние забавы». |
Январь 4 неделя | Зимняя одежда | 1.Ввести в активный словарь детей названия одежды и действия с ней. 2. Учить строить предложения. 3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма. | Дидактическая игра «Выбери одежду», «Снежок», «Где, чья одежда». Мимическая гимнастика «Дети удивляются». Пальчиковая игра «Весело зимой». |
Февраль 1 неделя | Домашние животные | 1.Развивать умения детей соотносить голоса животных и образ, называть их. 2. Ввести в активный словарь детей названия домашних животных. 3. Вызвать желание договаривать слова в стихотворениях. 4.Учить выражать в движениях образ животных. 5. Развивать умение координировать слово и движение. 6.Формировать правильную артикуляцию. | Музыкально-дидактическая игра «Пастушок» Рассказывание сказки «День рождение у кошки». Изображение животных под соответствующие мелодии. Пальчиковая я игра «Расскажи про кошку» Русская народная потешка «Кисонька – мурысонька» Танец котят Игра «Киса и мышка» Показ движений – котенок улыбается Логоритмическая игра «Котенок и щенок» Музыкально- дидактическая игра «Кошка и котенок». Слушание стихотворений о животных и их малышах |
Февраль 2 неделя | Домашние птицы | 1.Развивать умения детей соотносить голоса птиц и образ, называть их. 2. Ввести в активный словарь детей названия домашних птиц. 3. Вызвать желание договаривать слова в стихотворениях. 4.Учить выражать в движениях образ птиц. 5. Развивать умение координировать слово и движение. 6.Формировать правильную артикуляцию. | Дидактическая игра «Кто пришел?», «Чей голосок?», «Кто спрятался», «Зернышки для курочки» Логоритмическая игра «Петушок» Пальчиковая игра «Курочка» |
Февраль 3 неделя | Дикие животные | 1.Активизировать в речи детей названия обитателей леса и их детенышей. 2.Развивать умение координировать слово и движение. 3. Формировать правильную артикуляцию. | Двигательное упражнение «Поезд». Песня –инсценировка «Случай в лесу» Дидактическая игра «Поможем белочке». Подвижная игра «Зайцы и волк». Упр. на дыхание «Гудок». Русская народная сказка «Теремок». Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом». |
Февраль 4 неделя | 23 февраля | 1.Формироать умение выражать словами признаки предметов. 2.Развивать умение соотносить текст и движения. 3.Развивать умение переключаться с одного движения на другое. | Дидактическая игра «Подарок для папы», «Наведи порядок» Дыхательное упражнение «Погреем руки» Пальчиковая игра «Семья» Беседа по картинке «Что делает папа, мама?» |
III период обучения | |||
Март 1 неделя | Мамин праздник | 1.Формироать умение выражать словами признаки предметов. 2.Развивать умение соотносить текст и движения. 3.Развивать умение переключаться с одного движения на другое. | Дидактическая игра «Что любит мама». Пальчиковая игра «Мамочка». Музыкально – ритмическое упражнение «Красивое движение» |
Март 2 неделя | Транспорт | 1.Ввести в активный словарь детей названия и назначение различного вида транспорта. 2.Учить строить предложения. 3.Развивать чувство ритма. | Фонопедическое упражнение «Машины». Дидактическая игра «Кто на чем едет». Музыкально-дидактическая игра «Едем, летим, плывем». |
Март 3 неделя | Птицы | 1.Закрепить умение отражать в речи признаки весны. 2.Развивать умение согласовывать слова и движения 3.Формировать правильную артикуляцию. | Мимическое упражнение «Солнышко веселое и грустное» Дидактическая игра «Расскажем мишке о весне». Массаж пальцев «Воробьи». |
Март 4 неделя | Весна | 1.Активизировать словарь детей о весенних явлениях. 2.Формировать умение строить предложения. 3.Развивать умение согласовывать речь и движения. | Ритмическая игра «Капель». Упражнение «Солнышко» Двигательное упражнение «Солнечные зайчики». Двигательное упр. «Поездка в парк». Рассматривание картинок о занятиях детей в парке весной. Песня «Весна» |
Апрель 1 неделя | Весенняя одежда | 1.Ввести в активный словарь детей названия одежды и действия с ней. 2. Учить строить предложения. 3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма. | Дидактическая игра «Одеваем куклу», «Какая одежда», «Где, чья одежда», «Подбери заплатки». Пальчиковая игра «Шьем штанишки для мишки». |
Апрель 2 неделя | Деревья | 1.Ввести в активный словарь детей названия деревьев, их частей. 2.Закрепить знания о природных явлениях весной и отразить в речи. 3.Развивать мелкую моторику. | Двигательные упр. «Дерево». Дидактическая игра «Собери листочки», «Дети потерялись», «Посади дерево». Беседа по картинке «В лесу». Пальчиковая игра «Деревья и кусты». Дыхательное упражнение «Ветерок» |
Апрель 3 неделя | Рыбы | 1.Ввести в активный словарь детей названия рыб, частей тела. 2.Закрепить знания о природных явлениях весной и отразить в речи. 3.Развивать мелкую моторику. | Двигательные упражнение «Рыбки плавают в пруду». Дидактическая игра «Поймай рыбку», «Собери картинку». Пальчиковая игра «Рыбка». Дыхательное упражнение «Кораблик» |
Апрель 4 неделя | Сад-огород | 1.Ввести в активный словарь детей названия деревьев, их частей. 2.Закрепить знания о природных явлениях весной и отразить в речи. 3.Развивать мелкую моторику. | Двигательные упражнение «Огород». Дидактическая игра «Посади овощи». Беседа по картинке «В саду». Пальчиковая игра «Деревья и кусты». Дыхательное упражнение «Ветерок» |
Апрель 5 неделя | Цветы | 1.Ввести в активный словарь детей названия цветов, их частей. 2.Закрепить знания о природных явлениях весной и отразить в речи. 3.Развивать мелкую моторику. | Двигательные упражнение «Дети на полянке». Дидактическая игра «Прогулка куклы Кати». Пальчиковая игра «Цветок». Дыхательное упражнение «Одуванчик» |
Май 1 неделя | День Победы | 1.Формироать умение выражать словами признаки предметов. 2.Развивать умение соотносить текст и движения. 3.Развивать умение переключаться с одного движения на другое. | Логоритмическое упражнение «Солдаты на параде» Дидактическая игра «стром дорогу», игры с кубиками. Дыхательное упражнение «Салют» Пальчиковая игра «Флажок» Беседа по картинке «Парад» |
Май 2 неделя | Насекомые | 1.Активизировать словарь детей о насекомых. 2.Воспитывать бережное отношение к природе. 3.Формировать правильную артикуляцию. | Дидактическая игра «Где спрятался жук», «Бабочка ищет цветочек». Подвижная игра «Жуки». Пальчиковая игра «Цветы». Дыхательное упр. »Бабочка». |
Май 3 неделя | Лето | 1.Учить отвечать на вопросы. 2. Учить проговаривать и заучивать двустишия и простые потешки. 3. 3.Формировать правильную артикуляцию. 3.Развивать мелкую моторику. | Двигательное упражнение «Загораем на солнце». Дидактическая игра «На грядке и на клумбе», «Куда села бабочка», «Соберем букет» Дыхательное упражнение «Бабочка» Беседа по картинке «На речке» |
Май 4 неделя | Заключительная диагностика |
Приложение 1.
Речевое обследование детей 2 – 3 лет.
Фамилия, имя ребенка, возраст________________________________
- Слуховое внимание
- Дифференциация звучащих игрушек
Инструкция: «Посмотри, у меня есть дудочка, послушай, как она звучит, скажи, что это? (также обыгрываются барабан, погремушка). А теперь, давай поиграем: я буду играть на какой-то игрушке, а ты будешь называть (показывать) на чем я играла» Ребенок отворачивается или взрослый играет за ширмой.
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начальный этап | Завершающий этап | |
Барабан | ||
Дудка | ||
Погремушка |
- Определение звучания игрушки.
Инструкция: «А сейчас мы поиграем в игру: «Угадай где звенит». Ты закроешь глазки, и будешь показывать, где звенит погремушка (колокольчик)»
Направление звучания | Ответы | |
Начальный этап | Завершающий этап | |
Вверху | ||
Внизу | ||
Справа | ||
Слева | ||
Сзади |
- Ручная моторика.
- Лепка
Инструкция: в таблице записываем – владеет, выполняет с помощью взрослого, не владеет
Навыки лепки | Ответы | |
Начальный этап | Завершающий этап | |
«Колбаска» | ||
Шарик | ||
Сплющивание шарика | ||
Отрывание кусочка | ||
Соединение 2 форм |
- Навыки самообслуживания
Инструкция: в таблице записываем, что конкретно может ребенок сам, с помощью взрослого или ничего не умеет.
Начало заезда | |
Конец заезда |
- Воспроизведение звукоподражания.
Инструкция: «Скажи мне, пожалуйста, как…»
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начальный этап | Завершающий этап | |
Машина гудит | ||
Молоток стучит | ||
Кошка мяукает | ||
Собачка лает | ||
Самолет гудит |
- Связная речь.
- Сопровождение речью игрового и бытового действия (приборматывание).
Инструкция: указываем – сопровождает свои действия речью или нет.
Начальный этап | Завершающий этап |
- Использование речи, как средства общения со сверстниками и взрослыми
Инструкция: указываем – общается ли ребенок , выполняет ли это с удовольствием или обращается только по необходимости.
Начальный этап | Завершающий этап |
- Рассказывание знакомых сказок.
Инструкция: Предложить ребенку рассказать знакомую сказку, используя настольный театр, игрушки и т.п. («Репка», «Колобок», «Теремок»).
Указать в таблице качество речи ребенка – лепет, отдельные слова, фразы из 2 – 3 слов; самостоятельный пересказ, с помощью взрослого, отказ.
Начальный этап | Завершающий этап |
- Предметный словарь.
- Игрушки.
Инструкция: «Посмотри и скажи, что это». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где мяч, …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начальный этап | Завершающий этап | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Машина | ||||
Кукла | ||||
Мяч | ||||
Книга | ||||
Кубики |
- Части тела.
Инструкция: «Посмотри на куклу и скажи, что у нее есть». Если ребенок не разговаривает, просим показать на кукле — где у неё глазки,
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начальный этап | Завершающий этап | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Глаза | ||||
Нос | ||||
Спина | ||||
Голова | ||||
Живот |
- Животные.
Инструкция: «Посмотри на картинку (игрушку) и скажи, кто это». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начальный этап | Завершающий этап | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Кошка | ||||
Собака | ||||
Корова | ||||
Заяц | ||||
Медведь |
- Посуда.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что это». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начальный этап | Завершающий этап | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Тарелка | ||||
Чашка | ||||
Ложка | ||||
Кастрюля | ||||
Вилка |
- Одежда.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что это». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начальный этап | Завершающий этап | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Майка | ||||
Носки | ||||
Рубашка | ||||
Платье | ||||
Колготки |
- Словарь действий.
Инструкция: «Посмотри на меня и скажи, что я делаю». Если ребенок не разговаривает, просим выполнить действия.
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начальный этап | Завершающий этап | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Хлопаю (в ладоши) | ||||
Топаю (ногами) | ||||
Улыбаюсь | ||||
Иду, шагаю | ||||
Прыгаю |
VII.Словарь определений.
Инструкция: «Посмотри на картинку (игрушку) и скажи, какая (какой) предмет». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начальный этап | Завершающий этап | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Красный(ая) | ||||
Большой(ая) | ||||
Маленький(ая) | ||||
Веселый(ая) | ||||
Сладкий(ая) |
VIII. Грамматический строй.
- Единственное и множественное число .
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что на ней нарисовано». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начальный этап | Завершающий этап | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Мяч – мячи | ||||
Стол – столы | ||||
Рука – руки | ||||
Книга – книги | ||||
Игрушка — игрушки |
- Существительные родительного падежа.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру: «Чего не стало?»».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начальный этап | Завершающий этап | |
Нет кубика | ||
Нет шарика | ||
Нет карандаша | ||
Нет лопатки | ||
Нет машины |
- Уменьшительно — ласкательная форма существительных.
Инструкция: «Давай сейчас будем говорить ласковые слова: тебя зовут Маша, а ласково – Машенька. А как ласково назвать …»
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начальный этап | Завершающий этап | |
Мама – мамочка | ||
Сын – сыночек / дочь — доченька | ||
Рука – ручка | ||
Дом – домик | ||
Стол – столик |
Приложение 2
Примерные темы консультаций для родителей
- «Ранний возраст – это серьезно».
- «Когда следует обратиться за помощью к логопеду».
3. «Сотрудничество логопеда с родителями детей раннего возраста». - «Почему ребенок говорит неправильно».
5. «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».
6. «Обогащаем словарь детей».
7. «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей».
8. «Развитие связной речи детей в семье».
9. «Играем пальчиками и развиваем речь».
10. «Совершенствуем внимание и память ребенка».
11. «Игровая школа мышления».
12. «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи»
ЛИТЕРАТУРА:
- Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду.-М.:ТЦ «Сфера», 2003.
- Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы// Особый ребёнок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. –М.: Центр лечебной педагогики,1999. –Вып.2
- Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка.- М.: Просвещение, 1987.
- Грибова О. Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. — М.: Айрис-пресс,2004.
- Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Дедюхина Г. В., Кирилова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком.- М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ,1997.
- Картушин М. Ю. Конспекты логоримических занятий с детьми 2-3 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
- Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М, 1977 8. Нестерюк Т. В. Психосоматическая гимнастика. — М.: Книголюб,2006.
- Нищева Н.,Гавришева Л.,Кириллова Ю. «Расти, малыш! Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) с расстройствами речевого и интеллектуального развития. ФГОС»- СПб.: Детство- Пресс, 2022 г.
- 10. Полякова М. А. Как правильно учить ребёнка говорить /стимулирование развития речи детей, предупреждение и коррекция речевых нарушений, постановка речи у неговорящих детей. М.:ЛОГО ЭЙДОС, 2022
10. Шемякина О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет.- М.: Гном, 2022 г.