Социальная работа — басов н.ф. социальная работа с различными группами населения — n1.doc
Доступные файлы (1):
Социальная работа
с различными группами населения
учебное пособие для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по направлению
подготовки «Социальная работа»
(квалификация бакалавр)
Под редакцией
доктора педагогических наук,
профессора Н.Ф.Басова
Авторы:
Н.Ф.Басов – доктор педагогических наук, редактор, введение, глава 2.1, глава 3, глава 4.1, глава 13 (в соавторстве с Е.Ю. Смирновой), приложения;
В.М.Басова – доктор педагогических наук, глава 1.2, глава 2.3.
С.В.Бойцова – кандидат педагогических наук, глава 4.2, глава 4.5 (в соавторстве с Е.Ю. Смирновой), глава 5 (в соавторстве с О.Н.Веричевой), глава 6, глава 7.
Е.Н.Бобкова – кандидат педагогических наук, глава 4.4 (в соавторстве с О.Н.Веричевой)
О.Н.Веричева — кандидат педагогических наук, глава 2.2, глава 4.3, глава 4.4 (в соавторстве с Е.Н.Бобковой), глава 5 (в соавторстве с С.В.Бойцовой), глава 8
А.В.Воронцова — кандидат педагогических наук, глава 12 (в соавторстве с Д.Б.Воронцовым)
Д.Б.Воронцов – кандидат педагогических наук, глава 1.1, глава 12 (в соавторстве с А.В.Воронцовой)
И.Н.Грушецкая – кандидат педагогических наук, глава 2.4, глава 4.7.
О.М.Забелина – кандидат педагогических наук, глава 10.
Ж.А.Захарова – доктор педагогических наук, глава 9 (в соавторстве с Ю.В.Румянцевым)
О.А.Павлова – кандидат педагогических наук, глава 2.7. (в соавторстве с А.И.Тимониным)
Ю.В.Румянцев – кандидат педагогических наук, глава 9 (в соавторстве с Ж.А.Захаровой)
А.Н.Смолонская – кандидат педагогических наук, глава 1.3.
Е.Е.Смирнова – кандидат педагогических наук, глава 2.6, глава 4.6, глава 9.6.
Е.Ю.Смирнова — глава 4.5. (в соавторстве с С.В.Бойцовой), глава 13 (в соавторстве с Н.Ф.Басовым)
О.Б.Скрябина – кандидат педагогических наук, глава 11
А.И.Тимонин – доктор педагогических наук, глава 2.7 (в соавторстве с О.А.Павловой)
Н.Б.Топка — кандидат педагогических наук, глава 2.5.
О.С.Щербинина – кандидат педагогических наук, глава 1.4.
Аннотация
Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с различными группами населения.
В нем раскрываются основные направления социальной работы с детьми группы риска, молодежью, пожилыми людьми, инвалидами, безработными гражданами, людьми без определенного места жительства.
Особое внимание уделено социальной помощи различным категориям семей (замещающей, многодетной, неполной и т.д.), особенностями социальной работы с военнослужащими, осужденными, мигрантами, клиентами с аддиктивным поведением.
Характеризуется содержание церковной социальной помощи различным группам населения.
Оглавление
Введение | 6 | |
Глава 1.Социальная работа с детьми группы риска | ||
1.1.Общая характеристика детей группы риска | 9 | |
1.2.Социальная помощь и поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | 15 | |
1.3.Содержание, формы и методы оказания социальной помощи «особым» детям группы риска | 30 | |
1.4.Особенности социальной работы с одаренными детьми | 52 | |
Глава 2. Социальная работа с молодежью | ||
2.1.Основные направления социальной работы с молодежью | 71 | |
2.2.Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи | 90 | |
2.3.Социальная помощь уязвимым категориям молодежи | 104 | |
2.4.Социальная работа в сфере молодежного досуга | 121 | |
2.5.Инновационное проектирование в социальной работе с молодежью | 135 | |
2.6.Гендерный подход в социальной работы с молодежью | 156 | |
2.7.Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью | 170 | |
Глава 3. Социальная работа с пожилыми людьми | ||
3.1.Пожилой человек в обществе | 189 | |
3.2.Специфика социальной работы с пожилыми людьми | 209 | |
Глава 4. Социальная работа с инвалидами | ||
4.1.Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов | 226 | |
4.2.Социальная политика в отношении инвалидов | 252 | |
4.3.Технологии социальной работы с инвалидами | 265 | |
4.4.Социальное обслуживание инвалидов | 288 | |
4.5.Социальное обеспечение инвалидов | 299 | |
4.6.Гендерные аспекты социальной работе с инвалидами | 312 | |
4.7.Организация досуговой деятельности инвалидов | 330 | |
Глава 5. Социальная работа с малообеспеченными гражданами | ||
5.1.Малообеспеченность как социально-экономическая проблема | 347 | |
5.2.Формы социальной работы с малообеспеченными гражданами | 355 | |
Глава 6. Социальная работа с безработными гражданами | ||
6.1.Социально-экономическая сущность безработицы | 366 | |
6.2.Методы и формы социальной работы с безработными гражданами | 373 | |
Глава7.Социальная работа с военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы и членами их семьи | ||
7.1.Правовые основы социальной работы с военнослужащими | 388 | |
7.2.Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семьи Глава 8. Социальная работа с гражданами без определенного места жительства | 397 417 | |
8.1.Граждане без определенного места жительства, как объект социальной работы | ||
8.2.Формы социальной работы с гражданами без определенного места жительства | 422 | |
Глава 9. Социальная работа с разными категориями семей | ||
9.1.Комплексная поддержка молодой семьи | 439 | |
9.2.Основные направления социальной работы с семьей инвалида | 449 | |
9.3.Сущность социальной работы с замещающей семьей | 461 | |
9.4.Особенности социальной работы с многодетной семьей | 468 | |
9.5.Неполная семья как объект социальной работы | 476 | |
9.6.Особенности социальной работы с лицами, испытывающими жестокое обращение в семье | 484 | |
Глава 10. Социальная работа с осужденными | ||
10.1.Основные направления социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях | 499 | |
10.2.Специфика социальной работы с несовершеннолетними осужденными в исправительных учреждениях | 507 | |
10.3.Формы социальной работы с осужденными женщинами в исправительных учреждениях | 514 | |
10. 10.4.Содержание социальной работы с осужденными пожилого возраста и и инв и инвалидами в исправительных учреждениях | 524 | |
Глава 11. Социальная работа с мигрантами | ||
11.1.Основные направления социальной поддержки мигрантов в Российской Федерации | 535 | |
11.2.Социальная поддержка мигрантов на рынке труда | 540 | |
11.3.Социальная поддержка молодых мигрантов, получающих образование | 548 | |
11.4.Социальная поддержка беженцев и вынужденных переселенцев | 557 | |
Глава12.Социальная работа с лицами, злоупотребляющими наркотиками | ||
12.1.Наркозависимость, как социальная патология | 567 | |
12.2.Содержание социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками | 574 | |
Глава 13. Церковная социальная помощь различным группам населения | ||
13.1.Социальная помощь Русской Православной Церкви детям и молодежи | 586 | |
13.2.Церковная социальная помощь пожилым людям и инвалидам | 595 | |
13.3.Социальная помощь Русской Православной Церкви военнослужащим | 602 | |
13.4.Социальная помощь Русской Православной Церкви заключенным | 610 | |
Приложения | 618 |
Введение
Вступивший в силу новый Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки – «Социальная работа», квалификация (степень) бакалавр предусматривает профильную подготовку социальных работников. Профиль, это направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности. Профили подготовки бакалавров социальной работы определяются высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. Среди множества вариантов профилей подготовки ведущий и общепризнанный является социальная работа с различными группами населения. Именно данный профиль выбрали многие вузы страны, ведущие подготовку по направлению «Социальная работа».
Целью настоящего учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с различными группами населения. В нем раскрывается содержание основных направлений социальной работы с детьми группы риска (Глава I). К сожалению в стране не снижается число детей – «социальных сирот», инвалидов, безнадзорных. Поэтому в книге охарактеризованы формы и методы помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В учебном пособии основательно представлены технологии социальной работы с молодежью. Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи считается неустойчивым. Неудачи в социальной адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Велик процент молодых людей не имеющих работу, более половины работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобретала в процессе обучения, либо во все не имеет профессии. Отсюда возникла потребность в углубленной подготовке студентов к социальной работе с молодежью. Этим аспектам проблемы посвящена вторая глава учебного пособия, в которой анализируется содержание социальной работы с молодежью, характеризуются формы работы социальных учреждений органов по делам молодежи, социальная работа в сфере молодежного досуга, инновационное проектирование в социальной работе с молодежью и т.д.
Специфике социальной работы с людьми пожилого возраста, технологиям работы с ними посвящена третья глава пособия. Очень важно, чтобы студенты были знакомы с современным состоянием социальной помощи и поддержки пожилых граждан, знали особенности положения в обществе этой социальной группы, особенности их здоровья, психологии, питания, субкультуры, умели организовывать их досуг.
Большие особенности имеются в организации социальной работы с инвалидами. Поэтому в четвертой главе раскрыты социальная политика в отношении инвалидов, технологии работы с ними.
Специальные разделы учебного пособия посвящены характеристике форм социальной работы с малообеспеченными гражданами (глава 5), методов и форм социальной работы с безработными гражданами (глава 6), особенностям социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы и членов их семей (глава 7). Направления социальной помощи гражданам без определенного места жительства, рассмотрены в главе 8.
Немало места в учебном пособии отведено особенностям социальной работы с разными категориями семей: неполной, многодетной, замещающей, инвалидов, молодой семьи (глава 9).
Основные направления и содержание социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях, людей с аддиктивным поведением, а также специфика социальной поддержки мигрантов рассмотрены в главах 10, 11, 12.
В заключительном разделе учебного пособия анализируется церковная социальная помощь различным группам населения.
Надеемся, что издание данной книги будет способствовать совершенствованию системы подготовки социальной работы.
Глава I. Социальная работа с детьми группы риска
1.1 Общая характеристика детей группы риска
Современная ситуация в российском обществе характеризуется наличием многих неблагоприятных факторов, влияющих на возрастание доли детей группы риска. Среди них сохранение высокого уровня социальной и имущественной дифференциации населения, малообеспеченность, распространенность бытового пьянства и алкоголизма, возросшая в последние годы безработица и другие. Все это снижает воспитательные потенциалы семьи и порождает проблемы недостаточного внимания к детям, педагогической запущенности, безнадзорности, что, в свою очередь, проявляется во множественных и различных по содержанию и выраженности поведенческих отклонениях, характерных для детей группы риска.
Понятие «риск» (с греч. «risikon» — утес) часто используется в следующем значении: это возможность, большая вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Так, например, в словаре русского языка С.И. Ожегова «риск» понимается как возможная опасность, действие наудачу, на счастливый исход.
Сферы деятельности, в которых возникает риск, являются основой для выделения его видов: экологический, психологический, социально–психологический, правовой, медико-биологический, экономический и другие. Как следствие, различные виды риска изучаются многими науками и областями знания: социальной и практической психологией, экономикой (в том числе, такой ее областью как контроль экономических рисков), безопасность жизнедеятельности и охрана труда, экология, педагогика и социальная педагогика (в аспектах оказания помощи нуждающимся) и прочие. Каждая из перечисленных наук или областей знания предлагает свое, специфическое понимание риска.
Например, в экономике это понятие означает опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами.
Практическая психология рассматривает «риск» как особенности деятельностной активности, задающие очевидную неопределенность ее результата и порой обусловливающие негативные и даже пагубные последствия для субъекта. В словаре социального психолога отмечается, что «риск» это ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. Этот термин в психологии наиболее часто употребляется в трех значениях: 1) это мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае; 2) это действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом); 3) это ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями).
Довольно близкой по содержанию к уже рассмотренным понятиям, является трактовка, принятая в социальной работе: риск – это деятельность человека, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность качественно и количественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи, поражения, выигрыша, попадания в цель и отклонения от цели.
Все выше обозначенные трактовки обладают рядом характерных черт, которые предполагают, во-первых, неопределенность результатов каких-либо действий; во-вторых, опасность возникновения негативных последствий в результате определенной активности; в-третьих, источник опасности может быть как внешним, так и внутренним.
Когда какие-либо обстоятельства увеличивают степень неблагоприятного исхода ситуации, принято говорить о факторах риска. Фактор прямо не влечет за собой негативных последствий, он может влиять на возрастание их вероятности. Понятие фактора скорее обобщенное, то есть, наличие в жизни конкретного человека совокупности факторов, влияющих на развитие какого-либо заболевания, еще не означает неотвратимости возникновения болезни. Итак, под факторами риска понимаются условия, обстоятельства, конкретные причины, более других ответственные за возникновение и развитие ситуации риска.
В жизненной ситуации определенных групп людей некоторые негативные факторы или их совокупность действуют более интенсивно. Такие группы принято называть группами риска (социального, педагогического и других). Анализ факторов риска помогает определить причины, механизмы и необходимость защиты таких групп. Дети, как одна из наиболее уязвимых категорий населения, нуждаются в особом внимании, помощи и ограждении от факторов риска.
Понятие «дети группы риска» употребляется в психолого-педагогической, социально-педагогической литературе, в социальной работе очень часто и при этом до настоящего момента остается во многом неопределённым. Разнородность конкретных категорий детей, которые причисляются к группе риска и различия в их жизненной ситуации, в содержании и структуре факторов, влияющих на них, затрудняет формирование единого представления об этом понятии.
В зависимости от того, какие факторы или поведенческие проявления личности, ставятся в центр внимания, формируются варианты типологии группы риска.
В советский период, в контексте приоритета общественных интересов, понятие «группа риска» определяло категорию детей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. В последние годы эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения воздействия тех неблагоприятных обстоятельств, которому они сами подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для развития.
В тех случаях, когда отождествляют «трудность» и «риск», к данной категории относят: недисциплинированных, неуспевающих, детей с разного рода психическими и нервными расстройствами, детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, детей из неблагополучных семей.
Достаточно распространенным является поведенчески-ориентированный подход, когда к этой категории относят: 1) детей с «социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспособляются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп, к которым они принадлежат; 2) детей с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в плохих отношениях с другими людьми и со своей семьей, имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости, мстительности (М. Раттер).
Педагогический взгляд на категорию группы риска в центр внимания ставит процесс обучения и воспитания ребенка, при осуществлении которого возникают значительные трудности. В этом случае такие группы включают в себя:
детей, требующих медицинской помощи. Наиболее тяжелой ситуацией, связанной с потерей здоровья, является инвалидность ребенка. В отношении детей, требующих медицинской помощи, ставятся и решаются, как минимум, две задачи: помочь детям развиваться по возможности в соответствии с нормой; минимизировать возможные отрицательные последствия их состояния здоровья и результатов деятельности. Следует помнить, что такие дети обидчивы, неадекватно реагируют на ситуацию, чувствительны к реакциям окружающих, легко впадают в депрессию. Главное в этом случае – научить окружающих принимать таких детей, строить взаимоотношения с ними, эффективно взаимодействовать;
педагогически запущенных детей, к которым, в свою очередь, относят детей и подростков социально дезадаптированных, с отклоняющимся и предпреступным поведением, то есть тех, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы, которые активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. В их отношении риск заключается в опасности совершения ими противоправных действий. Причины поведения таких детей и подростков, многие из которых находятся на, так называемом, внутришкольном учете, кроются в особенностях семейного окружения, работе образовательного учреждения, влиянии подростковой и молодежной субкультуры, средств массовой информации. Выраженными формами педагогической запущенности является детская безнадзорность и беспризорность. Это ситуации, когда родители полностью уклоняются от выполнения своих обязанностей. Кроме того, довольно часто ребенок «выпадает» из школьной системы и здорового социального окружения. В связи с этим возможности помощи таким детям иногда бывают ограничены;
неуспевающих детей, то есть тех, кто испытывает стойкие затруднения при усвоении учебной программы или отдельной дисциплины. К этой же категории нередко относят и тех школьников, результаты деятельности которых отличаются поверхностностью, некачественностью, слабой ориентированностью в школьных предметах. Качественный анализ проблем детей данной группы свидетельствует о том, что присущие им трудности, связанные с неумением анализировать, находить сходства и различия, выделять существенные признаки, не подменять одни формы логических отношений другими; скудность, ограниченность исходной информации и вербального опыта, являются теми барьерами на пути решения возрастных социокультурных задач, которые мешают приобретению необходимых для успешной социализации социальных знаний и навыков;
недисциплинированных детей, чье поведение расценивается взрослыми как плохое, хотя как свидетельствуют выводы многих авторов, у каждого ребенка за этим стоит своя уникальная комбинация причин и целей. Несмотря на кажущуюся простоту этих проступков, нередко такие факты указывают на плохую адаптацию школьников к реальной жизни, неумение анализировать и адекватно оценивать ситуацию, правильно выбирать цели на определенном этапе взросления. Неуверенность в действиях, слабая ориентация во многих социально-бытовых обстоятельствах делают их легко внушаемыми и зависимыми.
В технологии работы практических психологов образования к детям «группы риска» кроме социально и педагогически запущенных, также относят пострадавших от насилия. При таком подходе запущенность определяется как состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания, концентрировано выражается в нарушенном образе «Я», и признается, что социальный и педагогический ее аспекты, как факторы риска, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В частности, неуспешность в деятельности, невладение знаниями социально-экономического характера, неумение строить отношения в игре и учении, то есть низкая социальная компетентность такой группы детей, влияет на уровень их социального развития, адаптацию в образовательном учреждении, среди сверстников, успешность социализации.
Внешними причинами этого процесса являются дефекты семейного воспитания, на которые, как отмечает Р.В. Овчарова, наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду, в школе, в семье и, в частности, дегуманизация педагогического процесса.
Внутренние причины – генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и ряд других .
Неблагоприятные ситуации, признаки и проявления, накапливаясь, переходят в целые комплексы симптомов, затрагивая первоначально поведение, а затем и личностный уровень ребенка, выражаясь в усилении позиции гиперобособления в представлении о себе («не такой как все»), в развитии агрессивных защитных форм поведения.
Таким образом, в группу риска объединяют детей, которые по генетическим, биологическим, социально-психологическим и/или социально-педагогическим причинам не в состоянии без посторонней квалифицированной помощи преодолевать возникающие на их жизненном пути трудности, которые могут привести их к дезадаптированности, нарушить процесс социализации. В такой ситуации возникает необходимость в целенаправленном содействии таким детям в их интеграции в жизнь общества, в формировании у них позитивной системы ценностей, которая становится основой самореализации, профилактики отклоняющегося поведения, развития социальных навыков.