Басов Н.Ф. (ред.) Основы социальной работы

Социальная работа — басов н.ф. социальная работа с различными группами населения — n1.doc

Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения

Доступные файлы (1):

Социальная работа

с различными группами населения

учебное пособие для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по направлению

подготовки «Социальная работа»

(квалификация бакалавр)

Под редакцией

доктора педагогических наук,

профессора Н.Ф.Басова

Авторы:

Н.Ф.Басов – доктор педагогических наук, редактор, введение, глава 2.1, глава 3, глава 4.1, глава 13 (в соавторстве с Е.Ю. Смирновой), приложения;

В.М.Басова – доктор педагогических наук, глава 1.2, глава 2.3.

С.В.Бойцова – кандидат педагогических наук, глава 4.2, глава 4.5 (в соавторстве с Е.Ю. Смирновой), глава 5 (в соавторстве с О.Н.Веричевой), глава 6, глава 7.

Е.Н.Бобкова – кандидат педагогических наук, глава 4.4 (в соавторстве с О.Н.Веричевой)

О.Н.Веричева — кандидат педагогических наук, глава 2.2, глава 4.3, глава 4.4 (в соавторстве с Е.Н.Бобковой), глава 5 (в соавторстве с С.В.Бойцовой), глава 8

А.В.Воронцова — кандидат педагогических наук, глава 12 (в соавторстве с Д.Б.Воронцовым)

Д.Б.Воронцов – кандидат педагогических наук, глава 1.1, глава 12 (в соавторстве с А.В.Воронцовой)

И.Н.Грушецкая – кандидат педагогических наук, глава 2.4, глава 4.7.

О.М.Забелина – кандидат педагогических наук, глава 10.

Ж.А.Захарова – доктор педагогических наук, глава 9 (в соавторстве с Ю.В.Румянцевым)

О.А.Павлова – кандидат педагогических наук, глава 2.7. (в соавторстве с А.И.Тимониным)

Ю.В.Румянцев – кандидат педагогических наук, глава 9 (в соавторстве с Ж.А.Захаровой)

А.Н.Смолонская – кандидат педагогических наук, глава 1.3.

Е.Е.Смирнова – кандидат педагогических наук, глава 2.6, глава 4.6, глава 9.6.

Е.Ю.Смирнова — глава 4.5. (в соавторстве с С.В.Бойцовой), глава 13 (в соавторстве с Н.Ф.Басовым)

О.Б.Скрябина – кандидат педагогических наук, глава 11

А.И.Тимонин – доктор педагогических наук, глава 2.7 (в соавторстве с О.А.Павловой)

Н.Б.Топка — кандидат педагогических наук, глава 2.5.

О.С.Щербинина – кандидат педагогических наук, глава 1.4.
Аннотация

Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с различными группами населения.

В нем раскрываются основные направления социальной работы с детьми группы риска, молодежью, пожилыми людьми, инвалидами, безработными гражданами, людьми без определенного места жительства.

Особое внимание уделено социальной помощи различным категориям семей (замещающей, многодетной, неполной и т.д.), особенностями социальной работы с военнослужащими, осужденными, мигрантами, клиентами с аддиктивным поведением.

Характеризуется содержание церковной социальной помощи различным группам населения.

Оглавление

Введение6
Глава 1.Социальная работа с детьми группы риска
1.1.Общая характеристика детей группы риска9
1.2.Социальная помощь и поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации15
1.3.Содержание, формы и методы оказания социальной помощи «особым» детям группы риска30
1.4.Особенности социальной работы с одаренными детьми52
Глава 2. Социальная работа с молодежью
2.1.Основные направления социальной работы с молодежью71
2.2.Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи90
2.3.Социальная помощь уязвимым категориям молодежи104
2.4.Социальная работа в сфере молодежного досуга121
2.5.Инновационное проектирование в социальной работе с молодежью135
2.6.Гендерный подход в социальной работы с молодежью156
2.7.Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью170
Глава 3. Социальная работа с пожилыми людьми
3.1.Пожилой человек в обществе189
3.2.Специфика социальной работы с пожилыми людьми209
Глава 4. Социальная работа с инвалидами
4.1.Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов226
4.2.Социальная политика в отношении инвалидов252
4.3.Технологии социальной работы с инвалидами265
4.4.Социальное обслуживание инвалидов288
4.5.Социальное обеспечение инвалидов299
4.6.Гендерные аспекты социальной работе с инвалидами312
4.7.Организация досуговой деятельности инвалидов330
Глава 5. Социальная работа с малообеспеченными гражданами
5.1.Малообеспеченность как социально-экономическая проблема347
5.2.Формы социальной работы с малообеспеченными гражданами355
Глава 6. Социальная работа с безработными гражданами
6.1.Социально-экономическая сущность безработицы366
6.2.Методы и формы социальной работы с безработными гражданами373
Глава7.Социальная работа с военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы и членами их семьи
7.1.Правовые основы социальной работы с военнослужащими388
7.2.Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семьи

Глава 8. Социальная работа с гражданами без определенного места жительства

397
417

8.1.Граждане без определенного места жительства, как объект социальной работы

8.2.Формы социальной работы с гражданами без определенного места жительства422
Глава 9. Социальная работа с разными категориями семей
9.1.Комплексная поддержка молодой семьи439
9.2.Основные направления социальной работы с семьей инвалида449
9.3.Сущность социальной работы с замещающей семьей461
9.4.Особенности социальной работы с многодетной семьей468
9.5.Неполная семья как объект социальной работы476
9.6.Особенности социальной работы с лицами, испытывающими жестокое обращение в семье484
Глава 10. Социальная работа с осужденными
10.1.Основные направления социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях499
10.2.Специфика социальной работы с несовершеннолетними осужденными в исправительных учреждениях507
10.3.Формы социальной работы с осужденными женщинами в исправительных учреждениях514
10. 10.4.Содержание социальной работы с осужденными пожилого возраста и и инв и инвалидами в исправительных учреждениях524
Глава 11. Социальная работа с мигрантами
11.1.Основные направления социальной поддержки мигрантов в Российской Федерации535
11.2.Социальная поддержка мигрантов на рынке труда540
11.3.Социальная поддержка молодых мигрантов, получающих образование548
11.4.Социальная поддержка беженцев и вынужденных переселенцев557
Глава12.Социальная работа с лицами, злоупотребляющими наркотиками
12.1.Наркозависимость, как социальная патология567
12.2.Содержание социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками574
Глава 13. Церковная социальная помощь различным группам населения
13.1.Социальная помощь Русской Православной Церкви детям и молодежи586
13.2.Церковная социальная помощь пожилым людям и инвалидам595
13.3.Социальная помощь Русской Православной Церкви военнослужащим602
13.4.Социальная помощь Русской Православной Церкви заключенным610
Приложения618
Про пособия:  15 000 получают все дети до 3-х лет: кто имеет право, как написать заявление, как получить

Введение

Вступивший в силу новый Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки – «Социальная работа», квалификация (степень) бакалавр предусматривает профильную подготовку социальных работников. Профиль, это направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности. Профили подготовки бакалавров социальной работы определяются высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. Среди множества вариантов профилей подготовки ведущий и общепризнанный является социальная работа с различными группами населения. Именно данный профиль выбрали многие вузы страны, ведущие подготовку по направлению «Социальная работа».

Целью настоящего учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с различными группами населения. В нем раскрывается содержание основных направлений социальной работы с детьми группы риска (Глава I). К сожалению в стране не снижается число детей – «социальных сирот», инвалидов, безнадзорных. Поэтому в книге охарактеризованы формы и методы помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В учебном пособии основательно представлены технологии социальной работы с молодежью. Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи считается неустойчивым. Неудачи в социальной адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Велик процент молодых людей не имеющих работу, более половины работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобретала в процессе обучения, либо во все не имеет профессии. Отсюда возникла потребность в углубленной подготовке студентов к социальной работе с молодежью. Этим аспектам проблемы посвящена вторая глава учебного пособия, в которой анализируется содержание социальной работы с молодежью, характеризуются формы работы социальных учреждений органов по делам молодежи, социальная работа в сфере молодежного досуга, инновационное проектирование в социальной работе с молодежью и т.д.

Специфике социальной работы с людьми пожилого возраста, технологиям работы с ними посвящена третья глава пособия. Очень важно, чтобы студенты были знакомы с современным состоянием социальной помощи и поддержки пожилых граждан, знали особенности положения в обществе этой социальной группы, особенности их здоровья, психологии, питания, субкультуры, умели организовывать их досуг.

Большие особенности имеются в организации социальной работы с инвалидами. Поэтому в четвертой главе раскрыты социальная политика в отношении инвалидов, технологии работы с ними.

Специальные разделы учебного пособия посвящены характеристике форм социальной работы с малообеспеченными гражданами (глава 5), методов и форм социальной работы с безработными гражданами (глава 6), особенностям социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы и членов их семей (глава 7). Направления социальной помощи гражданам без определенного места жительства, рассмотрены в главе 8.

Немало места в учебном пособии отведено особенностям социальной работы с разными категориями семей: неполной, многодетной, замещающей, инвалидов, молодой семьи (глава 9).

Основные направления и содержание социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях, людей с аддиктивным поведением, а также специфика социальной поддержки мигрантов рассмотрены в главах 10, 11, 12.

В заключительном разделе учебного пособия анализируется церковная социальная помощь различным группам населения.

Надеемся, что издание данной книги будет способствовать совершенствованию системы подготовки социальной работы.

Глава I. Социальная работа с детьми группы риска

1.1 Общая характеристика детей группы риска

Современная ситуация в российском обществе характеризуется наличием многих неблагоприятных факторов, влияющих на возрастание доли детей группы риска. Среди них сохранение высокого уровня социальной и имущественной дифференциации населения, малообеспеченность, распространенность бытового пьянства и алкоголизма, возросшая в последние годы безработица и другие. Все это снижает воспитательные потенциалы семьи и порождает проблемы недостаточного внимания к детям, педагогической запущенности, безнадзорности, что, в свою очередь, проявляется во множественных и различных по содержанию и выраженности поведенческих отклонениях, характерных для детей группы риска.

Понятие «риск» (с греч. «risikon» — утес) часто используется в следующем значении: это возможность, большая вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Так, например, в словаре русского языка С.И. Ожегова «риск» понимается как возможная опасность, действие наудачу, на счастливый исход.

Про пособия:  Охрана окружающей среды [Учеб. для втузов | Под рел С. В. Белова | download

Сферы деятельности, в которых возникает риск, являются основой для выделения его видов: экологический, психологический, социально–психологический, правовой, медико-биологический, экономический и другие. Как следствие, различные виды риска изучаются многими науками и областями знания: социальной и практической психологией, экономикой (в том числе, такой ее областью как контроль экономических рисков), безопасность жизнедеятельности и охрана труда, экология, педагогика и социальная педагогика (в аспектах оказания помощи нуждающимся) и прочие. Каждая из перечисленных наук или областей знания предлагает свое, специфическое понимание риска.

Например, в экономике это понятие означает опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами.

Практическая психология рассматривает «риск» как особенности деятельностной активности, задающие очевидную неопределенность ее результата и порой обусловливающие негативные и даже пагубные последствия для субъекта. В словаре социального психолога отмечается, что «риск»   это ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. Этот термин в психологии наиболее часто употребляется в трех значениях: 1) это мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае; 2) это действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом); 3) это ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями).

Довольно близкой по содержанию к уже рассмотренным понятиям, является трактовка, принятая в социальной работе: риск – это деятельность человека, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность качественно и количественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи, поражения, выигрыша, попадания в цель и отклонения от цели.

Все выше обозначенные трактовки обладают рядом характерных черт, которые предполагают, во-первых, неопределенность результатов каких-либо действий; во-вторых, опасность возникновения негативных последствий в результате определенной активности; в-третьих, источник опасности может быть как внешним, так и внутренним.

Когда какие-либо обстоятельства увеличивают степень неблагоприятного исхода ситуации, принято говорить о факторах риска. Фактор прямо не влечет за собой негативных последствий, он может влиять на возрастание их вероятности. Понятие фактора скорее обобщенное, то есть, наличие в жизни конкретного человека совокупности факторов, влияющих на развитие какого-либо заболевания, еще не означает неотвратимости возникновения болезни. Итак, под факторами риска понимаются условия, обстоятельства, конкретные причины, более других ответственные за возникновение и развитие ситуации риска.

В жизненной ситуации определенных групп людей некоторые негативные факторы или их совокупность действуют более интенсивно. Такие группы принято называть группами риска (социального, педагогического и других). Анализ факторов риска помогает определить причины, механизмы и необходимость защиты таких групп. Дети, как одна из наиболее уязвимых категорий населения, нуждаются в особом внимании, помощи и ограждении от факторов риска.

Понятие «дети группы риска» употребляется в психолого-педагогической, социально-педагогической литературе, в социальной работе очень часто и при этом до настоящего момента остается во многом неопределённым. Разнородность конкретных категорий детей, которые причисляются к группе риска и различия в их жизненной ситуации, в содержании и структуре факторов, влияющих на них, затрудняет формирование единого представления об этом понятии.

В зависимости от того, какие факторы или поведенческие проявления личности, ставятся в центр внимания, формируются варианты типологии группы риска.

В советский период, в контексте приоритета общественных интересов, понятие «группа риска» определяло категорию детей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. В последние годы эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения воздействия тех неблагоприятных обстоятельств, которому они сами подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для развития.

В тех случаях, когда отождествляют «трудность» и «риск», к данной категории относят: недисциплинированных, неуспевающих, детей с разного рода психическими и нервными расстройствами, детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, детей из неблагополучных семей.

Достаточно распространенным является поведенчески-ориентированный подход, когда к этой категории относят: 1) детей с «социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспособляются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп, к которым они принадлежат; 2) детей с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в плохих отношениях с другими людьми и со своей семьей, имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости, мстительности (М. Раттер).

Про пособия:  Санитария и гигиена на предприятиях общественного питания, Дунец Е.Г., Тамова М.Ю., Куликов И.А., 2012

Педагогический взгляд на категорию группы риска в центр внимания ставит процесс обучения и воспитания ребенка, при осуществлении которого возникают значительные трудности. В этом случае такие группы включают в себя:

  детей, требующих медицинской помощи. Наиболее тяжелой ситуацией, связанной с потерей здоровья, является инвалидность ребенка. В отношении детей, требующих медицинской помощи, ставятся и решаются, как минимум, две задачи: помочь детям развиваться по возможности в соответствии с нормой; минимизировать возможные отрицательные последствия их состояния здоровья и результатов деятельности. Следует помнить, что такие дети обидчивы, неадекватно реагируют на ситуацию, чувствительны к реакциям окружающих, легко впадают в депрессию. Главное в этом случае – научить окружающих принимать таких детей, строить взаимоотношения с ними, эффективно взаимодействовать;

  педагогически запущенных детей, к которым, в свою очередь, относят детей и подростков социально дезадаптированных, с отклоняющимся и предпреступным поведением, то есть тех, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы, которые активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. В их отношении риск заключается в опасности совершения ими противоправных действий. Причины поведения таких детей и подростков, многие из которых находятся на, так называемом, внутришкольном учете, кроются в особенностях семейного окружения, работе образовательного учреждения, влиянии подростковой и молодежной субкультуры, средств массовой информации. Выраженными формами педагогической запущенности является детская безнадзорность и беспризорность. Это ситуации, когда родители полностью уклоняются от выполнения своих обязанностей. Кроме того, довольно часто ребенок «выпадает» из школьной системы и здорового социального окружения. В связи с этим возможности помощи таким детям иногда бывают ограничены;

  неуспевающих детей, то есть тех, кто испытывает стойкие затруднения при усвоении учебной программы или отдельной дисциплины. К этой же категории нередко относят и тех школьников, результаты деятельности которых отличаются поверхностностью, некачественностью, слабой ориентированностью в школьных предметах. Качественный анализ проблем детей данной группы свидетельствует о том, что присущие им трудности, связанные с неумением анализировать, находить сходства и различия, выделять существенные признаки, не подменять одни формы логических отношений другими; скудность, ограниченность исходной информации и вербального опыта, являются теми барьерами на пути решения возрастных социокультурных задач, которые мешают приобретению необходимых для успешной социализации социальных знаний и навыков;

  недисциплинированных детей, чье поведение расценивается взрослыми как плохое, хотя как свидетельствуют выводы многих авторов, у каждого ребенка за этим стоит своя уникальная комбинация причин и целей. Несмотря на кажущуюся простоту этих проступков, нередко такие факты указывают на плохую адаптацию школьников к реальной жизни, неумение анализировать и адекватно оценивать ситуацию, правильно выбирать цели на определенном этапе взросления. Неуверенность в действиях, слабая ориентация во многих социально-бытовых обстоятельствах делают их легко внушаемыми и зависимыми.

В технологии работы практических психологов образования к детям «группы риска» кроме социально и педагогически запущенных, также относят пострадавших от насилия. При таком подходе запущенность определяется как состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания, концентрировано выражается в нарушенном образе «Я», и признается, что социальный и педагогический ее аспекты, как факторы риска, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В частности, неуспешность в деятельности, невладение знаниями социально-экономического характера, неумение строить отношения в игре и учении, то есть низкая социальная компетентность такой группы детей, влияет на уровень их социального развития, адаптацию в образовательном учреждении, среди сверстников, успешность социализации.

Внешними причинами этого процесса являются дефекты семейного воспитания, на которые, как отмечает Р.В. Овчарова, наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду, в школе, в семье и, в частности, дегуманизация педагогического процесса.

Внутренние причины – генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и ряд других .

Неблагоприятные ситуации, признаки и проявления, накапливаясь, переходят в целые комплексы симптомов, затрагивая первоначально поведение, а затем и личностный уровень ребенка, выражаясь в усилении позиции гиперобособления в представлении о себе («не такой как все»), в развитии агрессивных защитных форм поведения.

Таким образом, в группу риска объединяют детей, которые по генетическим, биологическим, социально-психологическим и/или социально-педагогическим причинам не в состоянии без посторонней квалифицированной помощи преодолевать возникающие на их жизненном пути трудности, которые могут привести их к дезадаптированности, нарушить процесс социализации. В такой ситуации возникает необходимость в целенаправленном содействии таким детям в их интеграции в жизнь общества, в формировании у них позитивной системы ценностей, которая становится основой самореализации, профилактики отклоняющегося поведения, развития социальных навыков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *