Понятие и виды социальных пособий
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время тема курсовой работы «Социальные пособия и компенсационные выплаты» является актуальной.
Цель социального государства, как известно, снижение бедности, а также улучшение качества жизни тех групп населения, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно решать проблемы своего личного, семейного жизнеобеспечения. Достижение этой цели возможно путем предоставления мер социальной поддержки (выплаты субсидий, пособий, компенсаций, льгот и т.д.), развития системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми.
Действующим законодательством установлен целый ряд мер социальной поддержки в отношении различных категорий граждан. Первоочередное внимание при этом уделяется вопросам защиты материнства и детства. В частности, предусмотрена обязанность не только работодателей, но и социальных служб назначать и выплачивать гражданам несколько видов социальных пособий, к числу которых относятся не только пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые неработающим (незастрахованным) гражданам, но и пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком и ряд других мер поддержки матерей, отцов и опекунов.
Компенсационные выплаты рассматриваются, как правило, в совокупности с социальными пособиями, но последние следует отличать от компенсационных выплат. Эти выплаты адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина. В некоторых случаях законодатель прямо называет их таковыми, а в некоторых применяет иные термины (например, пособие), но предусматривает их компенсационный характер.
Данная отрасль законодательства является одной из наиболее динамично меняющихся в последние годы. При этом изменения касаются не только корректировки размеров пособий. В связи с продолжающейся реформой бюджетного законодательства время от времени меняются принципы назначения и выплаты пособий и компенсационных выплат.
Правом на получение различных видов пособий и компенсационных выплат обладает достаточно большое количество граждан нашей страны. Однако эффективная реализация данного права может быть затруднена вследствие недостаточных знаний гражданами своих прав и способов их реализации и защиты.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области назначения и выплаты социальных пособий и компенсационных выплат.
Предмет исследования составляет законодательство и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов правового регулирования социальных пособий и компенсационных выплат.
Целью работы является исследование и анализ социальных пособий и компенсационных выплат в системе социального обеспечения в Российской Федерации.
Достижение этой цели обеспечивается в процессе решения следующих задач:
— Изучить и проанализировать нормативную и научную литературу по теме исследования;
— Рассмотреть понятие, значение и классификацию социальных пособий;
— Изучить понятие и значение компенсационных выплат, их отличие от социальных пособий;
— Проанализировать отдельные виды пособий в системе социального обеспечения, такие как государственные пособия гражданам, имеющих детей, пособие по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение.
Методологической основой исследования являются методы общенаучного познания: диалектический метод, метод перехода от частного к общему, анализ и синтез.
Теоретической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, приложение и библиографический список.
Сущность и значение пособий в системе социального обеспечения
Понятие и виды социальных пособий
К настоящему времени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые стали именоваться «социальными». Их арсенал пополнился в последние годы весьма значительными новыми, не известными ранее в нашей стране, видами. К ним относятся ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице, ряд компенсационных выплат. В тоже время отдельные пособия прекратили существование как самостоятельные виды, они «растворились» в системе других пособий.
Возникновение новых видов пособий и компенсационных выплат обусловлено главным образом социально-экономическими преобразованиями, которые вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения.
Социальные пособия являются денежной формой обеспечения. Они предоставляются гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения, помощи, поддержки. Социальные пособия выплачиваются обычно непродолжительное время или единовременно. Их получают как работающие так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры. Цель социальных пособий – компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств: рождением ребёнка, смертью члена семьи и т.д.
По сложившейся традиции социальные пособия самим законодателем выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства отражаются в названии соответствующих пособий, например:
1. пособие по временной нетрудоспособности
2. пособие по беременности и родам
3. пособие по случаю рождению ребёнка
4. пособие на период по уходу за ребёнком до достижении им возраста полутора лет
С учётом изложенного можно дать определение социальных пособий – это выплаты, производимые гражданам в установленные законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной помощи.
Многочисленные виды пособий классифицируются по разным основаниям[1]:
1. по целевому назначению – выделяются пособия, цель которых компенсировать полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых – оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств (пособие по беременности и родам, пособие по безработице);
2. по продолжительности выплаты – ежемесячные, периодические и единовременные (пособие на ребёнка, пособие по временной нетрудоспособности, пособие при рождении ребёнка);
3. по источнику выплаты – из внебюджетных целевых фондов и из государственного бюджета;
4. по правовому регулированию – пособия, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами;
5.по субъектам – в зависимости от категорий граждан, которым предоставляются пособия по социальному обеспечению.
Для студентов и слушателей курсов по праву социального обеспечения – социальные пособия классифицируются по смешанному критерию: по видам пособий, целевому назначению и по значимости:
1. по временной нетрудоспособности;
2. гражданам, имеющим детей;
3. пособие по безработице;
4. иные пособия;
Полной классификации социальных пособий в правовой литературе нет.
Гражданам не могут назначаться одновременно два вида компенсирующих заработок пособия (пособие по временной нетрудоспособности и пособие по безработице), и в то же время граждане могут одновременно получать два и более пособий. Имеющих разное целевое назначение (пособие по временной нетрудоспособности и пособие на ребёнка в возрасте до 16 лет). В законе не устанавливаются чёткие критерии, определяющие право на один вид пособия или на возможность получения одновременно двух и более пособий. В нормах, определяющих назначение того или иного вида пособия, прямо оговариваются эти обстоятельства (безработному приостанавливается выплата пособия по безработице на период получения пособия по временной нетрудоспособности; пособия на содержание детей в возрасте до 16 лет выплачиваются независимо от иных социальных выплат).
Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.
Законом установлены некоторые общие правила, касающиеся всех видов пособий, которые предоставляются гражданам, имеющих детей:
Первое правило – касается сроков назначения пособий. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребёнка, а так же ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижении им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребёнка, со дня достижения ребёнком возраста полутора лет.
Второе правило – предусматривает обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплат.
Третье правило – устанавливает ответственность получателей пособий: излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с них лишь в том случае, если переплата произошла по их вине. Удержание производится в размере не выше 20 % либо суммы пособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либо суммы заработной платы получателя в соответствии с законодательством о труде. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежит, за исключением случая счётной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.
Четвёртое правило – устанавливает, что размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.
Размеры пособий могут устанавливаться в процентном отношении к средней заработной плате работника до наступления обстоятельств; в процентном отношении к прожиточному минимуму субъекта Российской Федерации или в твёрдой денежной сумме.
В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размеры всех государственных пособий определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработанной платы, из которой исчисляется размер пособия.
2.1. Понятие и значение компенсационных выплат, их отличие от социальных пособий
Компенсационные выплаты были впервые введены в социально-обеспечительное законодательство в 90-х годах XX в. Исследователи считают, что появление в российском законодательстве о социальном обеспечении компенсаций вызвано необходимостью преодоления ряда негативных последствий перехода к рыночным отношениям, связанных прежде всего с резким снижением уровня жизни неработающих граждан, принятием государством дополнительных мер, направленных на их социальную защиту. Сейчас с уверенностью можно сказать, что компенсационные выплаты в праве социального обеспечения — это не временное явление. Современное федеральное и региональное законодательство подтверждает востребованность этих социальных выплат для возмещения гражданам последствий социальных рисков.
Компенсации являются самостоятельным видом социального обеспечения.
Отраслевое законодательство о социальном обеспечении не содержит определения компенсации, да и правовые нормы о компенсационных выплатах разрознены по нормативно-правовым актам различного уровня. В науке права социального обеспечения компенсационные выплаты либо рассматриваются как новый самостоятельный вид социального обеспечения, либо отождествляются с пособиями. Большинство исследователей отмечают сложность разграничения пособий и компенсаций в праве социального обеспечения. С.Б. Цветков полагает, что «компенсационные выплаты близки по своим целям и правовой природе к пособиям. Их отличие видится в следующем: 1) пособия назначаются на основании федеральных законов, а компенсационные выплаты — на основании подзаконных актов; 2) размер пособий значительно выше размеров компенсационных выплат»[2]. Но эти признаки вряд ли можно назвать существенными, позволяющими их разграничить, а с приведенными автором аргументами сложно согласиться, ведь некоторые компенсации устанавливаются законом, например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает несколько видов компенсационных выплат, а размеры компенсаций не всегда превышают суммы пособий, да и проводить подобное сравнение вряд ли корректно, поскольку законодательство закрепляет различные основания их предоставления.
В.С. Аракчеев, Д.В. Агашев, Л.А. Гречук формулируют следующее определение социально-обеспечительных компенсаций: это предоставления имущественного (натурального) характера, направляемые в адрес нуждающихся граждан с целью оказания им помощи по восстановлению утраченного имущественного положения на основаниях, условиях, в размере и в порядке, которые установлены действующим законодательством[3]. Однако действующее законодательство, на наш взгляд, не дает оснований для рассмотрения компенсационных выплат как натуральной помощи, устанавливая размеры компенсаций в денежных суммах.
И.С. Морозова предлагает рассматривать компенсации как особый правовой механизм, направленный на возмещение причиненного физическому или юридическому лицу ущерба в результате как правомерных, так и противоправных действий контрсубъектов, понесенных расходов, нейтрализацию иных обстоятельств, связанных с ущемлением его интересов[4]. Подобный подход не вызывает принципиальных возражений, но не учитывает специфики социально-обеспечительных правоотношений (особый субъектный состав; объективные, независимые от воли граждан основания возникновения правоотношений).
Н.Л. Смирнова считает, что компенсационные выплаты имеют много общего с пособиями. Сходство устанавливается по следующим признакам: ограничение временными рамками; основания назначения признаются социально значимыми с точки зрения государства; как и часть пособий, являются социально- алиментарными выплатами; предоставляются с определенными целями[5]. Основное отличие — в самой сущности пособий и компенсационных выплат. Практически все компенсации выплачиваются с целью возмещения. Возмещение (частичное) неполученной заработной платы в период длительных отпусков без сохранения заработной платы, вызванных временным прекращением работы, или в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и т.д. Пособия выплачиваются с целью оказания помощи в случаях, установленных в законе.
Разделяя приведенную точку зрения, необходимо отметить следующее. Для того чтобы компенсационные выплаты не растворились в системе пособий и укрепили свой статус самостоятельного вида социальных выплат, законодателю необходимо учитывать и развивать особую природу этих предоставлений как адекватного механизма восстановления имущественного положения, возмещения неблагоприятных последствий, соответствующих характеру вредного воздействия (например, компенсации чернобыльцам) или фактически понесенным расходам (например, компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях дошкольного образования), в случаях, признаваемых государством социально значимыми. Именно компенсаторная, восстановительная функция должна явно прослеживаться в нормативно-правовых актах.
Компенсации предусмотрены не только социально-обеспечительным законодательством, но и трудовым законодательством (компенсация расходов на проезд к месту командировки, компенсация за неиспользованный отпуск и др.) и гражданским законодательством (компенсация морального вреда, компенсации по вкладам и др.). При этом компенсационные выплаты в праве социального обеспечения отличаются от компенсаций, предусмотренных другими отраслями законодательства, тем, что условиями их назначения и выплаты являются наступление социальных рисков, а также определение видов и размеров компенсационных выплат в законодательстве, а не в договорном порядке. Осуществление компенсационных выплат в праве социального обеспечения основано на принципе солидарности, т.е. размер определяется не в индивидуальном порядке, а усредненно.
К числу компенсационных выплат относятся:
— компенсационные выплаты за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемые в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработное платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации, утв. приказом Федеральной службы занятости от 6 марта 1995 г.;
— компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), со стоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
— компенсационные выплаты студентам образовательных учреждений высшего и учащимся среднего профессионального образования, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантурах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно — исследовательских учреждениях, находящимся в академических отпусках;
— компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
— компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
— компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;
— компенсационные выплаты на питание обучающимся в государственных, муниципальные образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
— компенсационная выплата вынужденным переселенцам и беженцам и некоторые другие выплаты.
Целевым предназначением социальных компенсаций является возобновление материального трудового дохода физического лица, объективно (в результате нетрудоспособности или невозможности найти адекватную работу) утратившего возможность самостоятельно реализовать свое право на оплату труда в размере, соответственном социальным стандартам. Социальные компенсации выплачиваются также тем физическим лицам, которые по уважительным причинам (например, необходимость ухода за ребенком до трех лет или постоянного ухода за нетрудоспособным членом семьи и т.п.) не могут трудиться и получать надлежащее материальное вознаграждение.
Порядок предоставления компенсаций регулируется, как правило, на законодательном уровне. Этот вид социального обеспечения также может быть предметом муниципального регулирования, коллективно-договорного или индивидуального соглашения сторон трудового договора. Компенсационные выплаты в системе социального обеспечения предоставляются гражданам безвозмездно и безвозвратно из бюджетных средств.
Таким образом, есть все основания утверждать, что компенсационные выплаты — самостоятельный вид социального обеспечения, обладающий следующими признаками: 1) предоставляются при наступлении социальных рисков с целью возмещения; 2) виды и размеры компенсаций устанавливаются в законодательстве; 3) финансируются из бюджетных средств; 4) предоставляются безвозмездно и безвозвратно.
2. Отдельные виды пособий в системе социального обеспечения
§
В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация — социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Система социальной защиты населения в Российской Федерации постоянно развивается и совершенствуется. Федеральное законодательство закрепляет основные направления государственной политики в области социальной поддержки российских семей. При этом необходимо, чтобы при реализации программ стимулирования рождаемости учитывались реальные проблемы уровня жизни и здоровья российских семей. Также необходимо концентрирование внимания на сохранении здоровья и качестве жизни детей и пожилых членов семей, в том числе средствами права социального обеспечения.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Государственная поддержка граждан, имеющих детей, в Российской Федерации предусмотрена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Федеральный закон N 81-ФЗ).
На общефедеральном уровне законом установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая призвана обеспечить гарантированную материальную поддержку материнства, отцовства и детства, которая включает:
1) пособие по беременности и родам;
2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
3) единовременное пособие при рождении ребенка;
4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
5) ежемесячное пособие на ребенка;
6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
1. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам совпадает с продолжительностью одноименного отпуска, который предоставляется работнице на основании листка временной нетрудоспособности, где указывается предполагаемая дата родов.
Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка. Однако, если женщина имеет страховой стаж менее шести месяцев, размер пособия не может превышать за полный календарный месяц МРОТ. Следовательно, если будущая мама впервые поступила на работу при сроке беременности три месяца или более, она как бы не признается в полной мере застрахованной; заработок, который она получала до ухода в отпуск, во внимание не принимается. Таким образом, уходя в отпуск по беременности и родам, она зачастую лишается необходимых жизненных средств.
С 1 января 2022 г. минимум оплаты труда установлен в размере 6204 руб., а прожиточный минимум в целом по Российской Федерации за 4-й квартал 2022 г. составлял на душу населения 9452 руб., для трудоспособного населения — 10187 руб., для пенсионеров — 7781 руб., для детей — 9197 руб.
Как мы видим, размер пособия не соответствует физиологическому прожиточному минимуму. Безусловно, существующая проблема не вписывается в проводимую государством демографическую политику, так как голодная женщина не может выносить и родить здорового ребенка, а голодный ребенок не может нормально жить и развиваться. Поэтому целесообразно было бы довести размер данного пособия до уровня прожиточного минимума трудоспособного человека.
В случае увольнения беременная женщина, по сути, остается без необходимых средств. Если беременная женщина встанет на учет в качестве безработной, размер пособия по безработице будет в этом случае ниже среднего заработка, а с момента наступления отпуска по беременности и родам женщина утрачивает право на получение пособия по безработице[6].
2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности (до 12 недель). Цель пособия — стимулировать своевременное обращение беременной женщины в медицинское учреждение для наблюдения за состоянием ее здоровья, беременности, тем более что беременность в ряде случаев может привести к гибели женщины.
Чем раньше беременная женщина встанет на учет, тем больше шансов для квалифицированного наблюдения за протеканием беременности. Само пособие выплачивается, когда выдан листок временной нетрудоспособности, т.е. незадолго перед родами. Фактически оно не побуждает обратиться к врачу, а просто увеличивает сумму основного пособия, причем крайне незначительно. (С 2022 г. размер пособия составляет 581,73 руб.)
Право на получение пособия не зависит от ее постановки на учет, от того, посещала ли женщина врача после первичного обращения, а также от соблюдения ею медицинских рекомендаций и т.п.
3. Единовременное пособие при рождении ребенка. Данное пособие предназначено для компенсации повышенных разовых расходов семьи, связанных с рождением ребенка. Назначается и выплачивается пособие, если рождение или усыновление зарегистрировано в органах загса. Последние выдают справку о рождении, которая и служит основанием для назначения и выплаты пособия. Право на получение пособия при рождении ребенка имеет один из родителей (усыновитель ребенка в возрасте до трех месяцев) или лицо, его заменяющее. При многоплодной беременности (или усыновлении двух и более детей до трех месяцев) пособие выплачивается на каждого ребенка. Надо заметить, что каких-либо дополнительных условий для получения данного пособия, кроме факта рождения ребенка, не требуется. Однако если ребенок родился мертвым, пособие выплачиваться не будет.
Размер пособия на 1 февраля 2022 г. составляет 15 512,65руб. Отметим, что эти суммы, даже со всеми иными полагающимися выплатами, ничтожно малы и их хватает лишь на самый минимум обеспечения ребенка на первое время.
4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком установлено в настоящее время для всех категорий граждан.
Лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком, пособие назначается со дня предоставления отпуска и до достижения ребенком возраста полутора лет. В случае осуществления ухода одновременно несколькими лицами право на пособие предоставляется только одному из них. Это право сохраняется, если находящееся в отпуске лицо, продолжая осуществлять уход за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица. При уходе за двумя и более детьми в возрасте до полутора лет размер пособия суммируется, итоговая сумма не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица, но не может быть менее суммированного минимального размера пособия, установленного для неработающих граждан и зависящего от того, за каким по счету ребенком осуществляется уход.
Минимальный размер пособия неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком с 1 февраля 2022 г., в отношении первого ребенка составляет 2908,62 руб., а в отношении второго и последующих детей – 5817,24 руб.
Исключение из общих правил установлено для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Пособие назначается и выплачивается в двойном размере до достижения ребенком трехлетнего возраста[7].
5. Ежемесячное пособие на ребенка. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменил редакцию Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Статья 16 теперь определяет, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. К сожалению, как показывает практика, часто прежний уровень пособия на ребенка не обеспечивается бюджетными возможностями регионов.
6. Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью по состоянию на 1 февраля 2022 г. составляет 15 512,65 руб. Если передаются в семью двое и более детей, то единовременное пособие выплачивается на каждого ребенка.
7. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Право на пособие возникает при сроке беременности не менее 180 дней, т.е. около 26 недель. Размер пособия регулярно индексируется и с 1 февраля 2022 г. составляет 24 565,89 руб.
Установление данного вида пособия — это мера, направленная на сохранение уровня социальной защищенности определенной категории граждан, особенно важной в связи с отменой льготы по предоставлению отсрочки от призыва на военную службу мужа беременной женщины <1>. С 1 января 2008 г. правом на отсрочку от призыва на военную службу пользуются лишь граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеющие ребенка-инвалида в возрасте до трех лет.
8. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Право на пособие имеет мать ребенка военнослужащего, опекун ребенка либо другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним. Оно выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Пособие выплачивается со дня рождения ребенка и до достижения возраста трех лет. Размер пособия с 1 февраля 2022 г. составляет 10528,24 руб.
Еще раз отметим, что размер практически всех пособий ничтожно мал и несоизмерим с необходимыми семейными тратами.
§
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении установленных Законом N 255-ФЗ случаев, а также в случаях, когда заболевание или травма, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее — заболевание или травма), наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Пособие выплачивается за календарные дни (в том числе и нерабочие праздничные дни), приходящиеся на период, за который учитывается заработная плата, или на период временной нетрудоспособности, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается.
Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются:
3.1. Страхователем (работодателем);
3.2. Территориальным органом ФСС РФ;
3.3. Несколькими страхователями (при работе по совместительству).
Пособие назначается и выплачивается страхователем по месту работы (службы, иной деятельности), если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания. Пособие также назначается и выплачивается в случае утраты застрахованным лицом трудоспособности вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности.
При обращении за пособием по временной нетрудоспособности по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом ФСС РФ при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием.
Страхователь назначает пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня представления листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией. При необходимости застрахованное лицо также представляет справку (справки) с места работы о сумме заработка иных выплат и вознаграждений за два календарных года либо ее заверенную копию. При отсутствии указанной справки пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у работодателя сведений и документов.
В случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган ПФР о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.
Назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Выплата пособия осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособия день в порядке, установленном для выплаты заработной платы.
Пособие назначается и выплачивается территориальным органом ФСС РФ в течение 10 календарных дней со дня поступления соответствующего заявления и необходимых документов от:
1. Застрахованных лиц, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (ч. 4 ст. 2, ч. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ);
2. Застрахованного лица, утратившего трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, а также иной категории застрахованных лиц в случаях:
— прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособием по временной нетрудоспособности;
— отсутствия возможности выплаты пособия страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации;
— отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу;
— если на день обращения застрахованного лица за пособием в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя (ч. 3, ч. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется в установленных размерах территориальным органом ФСС РФ, назначившим указанные пособия, через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.
Пособие по нетрудоспособности может назначаться и выплачиваться несколькими страхователями по месту (местам) работы (службы, иной деятельности) застрахованному лицу, работающему по совместительству, при этом законодательством Российской Федерации предусмотрены особенности его назначения.
Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа застрахованного лица и установлен в процентах к его среднему заработку (см. Приложение 1).
Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности определен Законом N 255-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности менялся трижды, и ныне пособие исчисляется из среднего заработка, полученного за два календарных года, предшествовавших году наступления нетрудоспособности[8]. Расчет осуществляется так: суммируется заработок за два указанных календарных года; полученная сумма делится на 730, т.е. на число календарных дней в двух годах (результат — средний заработок в расчете на один день); исходя из дневного заработка определяется размер дневного пособия в процентах к дневному заработку; общая сумма пособия подсчитывается путем умножения дневного пособия на число календарных дней временной нетрудоспособности.
Покажем, к чему приводит исчисление пособия по новым правилам по сравнению с исчислением его по старым правилам на конкретном примере. Застрахованный работал пять месяцев в 2022 г. и семь месяцев в 2022 г. Его заработок составлял за 2022 г. 100 тыс. руб., за 2022 г. — 180 тыс. руб. Ко дню наступления временной нетрудоспособности (к 1 сентября 2022 г.) он получал твердый оклад в сумме 30 тыс. руб. Страховой стаж данного работника семь лет, и он имеет, следовательно, право на получение пособия в размере 80% заработка. Временная нетрудоспособность его продолжалась 30 календарных дней, с 1 по 30 сентября (включительно) 2022 г.
Размер пособия, подсчитанный по новым правилам, составит: общий заработок за 2022 и 2022 календарные годы — 280 тыс. руб. (100 180); средний трудовой доход в день — 383,56 руб. (280000 : 730); размер дневного пособия — 306,65 руб. (383,56 : 100 x 80); общая сумма пособия за 30 календарных дней составит 9199,50 руб. (306,65 x 30). Размер пособия, исчисленный по старым правилам, составит: среднедневной заработок — 1066,67 руб. (32000 : 30); пособие за день — 853,34 руб. (1066,67 : 100 x 80); общая сумма пособия — 25600,20 руб. (853,34 x 30).
Разница — 14933,50 руб. (25600,20 — 10666,67). Такова цена указанного новшества в данном конкретном случае.
Почему пособие ниже? Во-первых, оно теперь исчисляется на основе трудового дохода, полученного за два календарных года, в которые входят как периоды трудовой деятельности (12 месяцев), так и перерывы в ней (12 месяцев), а не на основе среднедневного заработка, подсчитываемого за период трудовой деятельности. Во-вторых, прошлый заработок всегда, как правило, ниже, чем последний заработок, учитывая общую тенденцию роста номинальной оплаты труда, в частности, в связи с высокой инфляцией (в 2022 г. она превысила, например, 11%) и в текущем году вряд ли снизится.
Существенно снизятся пособия тех заболевших застрахованных, средний заработок которых, подсчитанный по новым правилам, оказывается ниже МРОТ, или которые за два календарных года, предшествовавших наступлению временной нетрудоспособности, не трудились вовсе. Пособия назначаются им из заработка, равного МРОТ (5965 руб. в 2022 г.), и составляют в зависимости от длительности трудового стажа 3579, 4772 и 5965 руб. В их числе, в частности, как начинающие трудовую деятельность, так и пенсионеры, возобновляющие работу после длительного перерыва. Их пособия зачастую не достигают и половины суммы полагающегося ранее пособия[9].
Сохранение указанного новшества вряд ли оправданно, оно не только противоречит целям страхового обеспечения, но и не согласуется с конституционным предписанием о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека.
Считаем, необходимо как можно быстрее возродить действовавшие ранее правила исчисления заработка, принимаемого для определения пособий.
Что касается минимального размера пособия, то он в России установлен, но не прямо, а косвенным способом: если средний заработок, рассчитанный за соответствующие периоды, окажется в расчете на полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), средний заработок для исчисления пособия принимается равным МРОТ (на день наступления страхового случая). Таким образом, минимум пособия составит 60, 80 или 100% МРОТ в зависимости, соответственно, от продолжительности страхового стажа застрахованного. Минимальный размер пособия следовало бы установить. Его уровень на первом этапе должен соответствовать хотя бы скудному федеральному МРОТ, а в дальнейшем — полновесному МРОТ, превышающему в два — три раза прожиточный минимум и обеспечивающему достойную жизнь.
§
Социальное пособие на погребение выплачивается на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, то им выплачивается социальное пособие на погребение.
Его размер соответствует стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»), но не выше установленного предельного размера.
Так, с 1 января 2022 г. размер данного пособия составляет 5002 руб. 16 коп. (плюс районный коэффициент, если он есть).
Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти органом ПФР, в котором умерший получал пенсию.
Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.
Обязательным документом для выплаты социального пособия на погребение признается именно справка о смерти, а не свидетельство о смерти, выдаваемое органами загса. Справка о смерти также признается документом, подтверждающим правомерность назначения социального пособия на погребение согласно п. 84 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 7 апреля 2008 г. N 81.
Форма справки о смерти (форма N 33) утверждена Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» и содержит:
— фамилию, имя и отчество умершего, дату рождения и дату смерти;
— дату составления и номер записи акта о смерти;
— место смерти и место государственной регистрации смерти (наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация смерти);
— сведения о причине смерти;
— дату выдачи справки о смерти.
Форма свидетельства о смерти, в свою очередь, утверждена Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния» и отражает следующую информацию:
— фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, гражданство, дату и место смерти умершего;
— дату составления и номер записи акта о смерти;
— место государственной регистрации смерти (наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация смерти);
— дату выдачи свидетельства о смерти.
Таким образом, свидетельство о смерти, по сравнению со справкой о смерти, не содержит в себе только сведения о причине смерти, каковые не имеют правового значения при выплате социального пособия на погребение. Указанное обстоятельство позволяет говорить о том, что свидетельство о смерти также может предъявляться заинтересованным лицом для целей назначения социального пособия на погребение (если данный документ имеется в распоряжении такого лица на момент обращения в компетентный орган (организацию)).
Так, например, ООО «Строительная компания «Д.» обратилось в суд к региональному отделению Фонда социального страхования РФ в лице его филиала с заявлением о признании незаконным решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, в том числе в части выплаченного обществом вдове своего работника пособия на погребение. Основанием для непринятия к зачету данных расходов послужило то, что заявитель произвел выплату социального пособия на погребение на основании свидетельства о смерти работника, а не справки формы N 33, как это предусмотрено действующим законодательством.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что основанием для выплаты социального пособия на погребение является наступление страхового случая (смерти работника), которое подтверждено свидетельством о смерти. Определяющим фактором для решения вопроса о выплате пособия является дата наступления страхового случая, а не дата обращения с заявлением о выплате пособия или дата представления справки о смерти. При этом справка является лишь одним из возможных документов, подтверждающих наступление обстоятельства, являющегося основанием для выплаты пособия. Ответчиком не представлено доказательств того, что пособие было выплачено неоднократно.
Вышестоящей инстанцией решение оставлено в силе (см. Приложение 2).
Заключение
В заключение проделанной работы хотелось бы подвести итог всему вышеописанному, а именно еще раз дать определение социальным пособиям. Итак, пособия – это выплаты, производимые гражданам в установленные законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной помощи.
Многообразие видов пособий, предусмотренных в действующем законодательстве, широта охвата круга лиц, подлежащих обеспечению пособиями, свидетельствуют о большой социальной значимости пособий в поддержании уровня жизни населения РФ.
Действующее законодательство предусматривает следующие виды пособий:
— Пособие по временной нетрудоспособности
— Пособие по безработице
— Пособия гражданам, имеющим детей:
— Пособие по беременности и родам;
— Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
— Единовременное пособие при рождении ребенка;
— Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
— Ежемесячное пособие на ребенка;
— Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
Совокупность пособий представляет собой целостную систему с присущей ей структурой, требующей разграничения составных элементов между собой по отдельным частям этой системы, основываясь на их общих признаках. Это значит: с помощью критериев классификации необходимо разбить пособия на группы, выявляя различия и отмечая черты сходства.
В настоящее время нет единой точки зрения в части выбора оснований классификации пособий.
Самостоятельным видом социального обеспечения являются компенсационные выплаты.
Компенсационные выплаты имеют много общего с пособиями. Сходство устанавливается по следующим признакам: ограничение временными рамками; основания назначения признаются социально значимыми с точки зрения государства; как и часть пособий, являются социально-алиментарными выплатами; предоставляются с определенными целями.
Основное отличие – в самой сущности пособий и компенсационных выплат. Практически все компенсации выплачиваются с целью возмещения. Возмещение (частичное) неполученной заработной платы в период длительных отпусков без сохранения заработной платы, вызванных временным прекращением работы, или в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и т.д. Пособия же выплачиваются с целью оказания помощи в случаях, установленных в законе.
В настоящее время в праве социального обеспечения существует настолько широкий круг компенсационных выплат, что становится достаточно трудно дать им единое определение, каким-то образом классифицировать.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о необходимости законодательного упорядочивания регулирования правоотношений, связанных с выплатой компенсаций.
На современном этапе экономических реформ государство в России оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности. Недостаточность размера пособий, подлежащих выплате государством и иными уполномоченными на выплату органами гражданину, является одной из главных проблем социального обеспечения. Размер пособий не соответствует целевому назначению и недостаточен для удовлетворения тех или иных потребностей. Для решения этой проблемы считаем возможным разработать нормативно-правовой акт, регулирующий фонд выделение денежных средств за счет регионального и федерального бюджетов.
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что нужно обратить внимание на нормативно-правовое регулирование пособий в Российской Федерации, привлечь как можно больше граждан Российской Федерации, в том числе студентов, педагогов и законодателей к выявлению проблем в этой области, а, следовательно, и к путям решения данных недостатков.
Список использованных источников:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993.) с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2022 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 20.12.2001 г. № 197-ФЗ ( ред. от 30.12.2022 N 434-ФЗ) // СЗ РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (ред. от 29.12.2022 N 394-ФЗ) // СЗ РФ, 27.07.2009, N 30, ст. 3738.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 30.12.2022 N 433-ФЗ) // СЗ РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 19.
5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 06.04.2022 N 68-ФЗ ) // СЗ РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1929.
6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ред. от 28.11.2022 N 357-ФЗ) // СЗ РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 146.
7. Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. ФЗ от 09.03.2022 N 55-ФЗ) // СЗ РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.
8. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. ФЗ от 01.12.2022 N 407-ФЗ) // СЗ РФ 19.07.1999, N 29, ст. 3686.
9. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. ФЗ от 29.12.2022 N 394-ФЗ) // СЗ РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3803.
10. Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. ФЗ от 25.03.2022 N 257) // СЗ РФ, 18.06.2007, N 25, ст. 3042.
Учебная и монографическая литература:
1. Анисимов Л.Н., Петюкова О.Н. Прохорова Л.В. Правовое регулирование общественных отношений по охране материнства, отцовства и детства / Под ред. Л.Н. Анисимова. М.: ВАКО, 2022.
2. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России: Учебное пособие. — Томск, 2006.
3. Гусева Т.С. Правовая природа компенсационных выплат в праве социального обеспечения России. // Социальное и пенсионное право. 2022. №3.
4. Гусева Т.С. Правовая природа компенсационных выплат в праве социального обеспечения России // Социальное и пенсионное право. 2022. N 3. С. 11 — 13.
5. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. 2-е изд., испр. и перераб. — М.: БЕК, 2002.
6. Истомина Е.А. Реализация права на труд и социальное обеспечение лиц старшего возраста в условиях вступления России в ВТО // Трудовое право в России и за рубежом. 2022. N 3. С. 27 — 30.
7. Лютов Н.Л., Герасимова Е.С. Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство. М., 2022.
8. Маматказин И.Р. Юридические конструкции компенсационных правоотношений //Актуальные проблемы российского права. 2022. N 2.
9. Морозова И.С. Сущность компенсации в общетеоретическом аспекте // Право и образование. 2007. N 1. С. 101.
10. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов / М.О. Буянова [и др.]; под ред. Ю.П. Орловского. — М.: Юрайт, 2022.
11. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2022.
12. Сбирунов П.Н. Защита трудовых прав работников: трудовое законодательство и практика его применения // Трудовое право в России и за рубежом. 2022. N 2. С. 15 — 19.
13. Скачкова Г.С. Роль современного трудового права в реализации социально-трудовых прав граждан // Трудовое право в России и за рубежом. 2022. N 1. С. 16 — 19.
14. Смирнова Н.Л. Пособия по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по праву социального обеспечения современной России: дис. … канд. юрид. наук. Владивосток, 2002.
15. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Г.В. Сулейманова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2022.
16. Филиппов А.Н. Конституционные требования к качеству нормативных правовых актов // Российская юстиция. 2022. N 10. С. 5 — 7.
17. Цветков С.Б. Право социального обеспечения: учеб. пособие. -Волгоград, 2009.
18. Шевнина Л.Е. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении // Социальное и пенсионное право. 2022. N 1. С. 5 — 11.
Приложение А
§
Основания к выплате пособия по временной нетрудоспособности <*> | Размер пособия по временной нетрудоспособности |
Утрата трудоспособности застрахованным лицом вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях | Определяется в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица: — при страховом стаже 8 и более лет — 100% среднего заработка; — при страховом стаже от 5 до 8 лет — 80% среднего заработка; — при страховом стаже до 5 лет — 60% среднего заработка |
Уход за больным ребенком: | |
— при лечении ребенка в амбулаторных условиях | За первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, за последующие дни в размере 50% среднего заработка |
— при лечении ребенка в стационарных условиях | Определяется в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица: — при страховом стаже 8 и более лет — 100% среднего заработка; — при страховом стаже от 5 до 8 лет — 80% среднего заработка; — при страховом стаже до 5 лет — 60% среднего заработка |
Уход за больным членом семьи при его лечении в амбулаторных условиях, за исключением случаев ухода за больным ребенком | Определяется в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица: — при страховом стаже 8 и более лет — 100% среднего заработка; — при страховом стаже от 5 до 8 лет — 80% среднего заработка; — при страховом стаже до 5 лет — 60% среднего заработка |
Утрата трудоспособности застрахованным лицом до периода простоя и продолжающейся в период простоя | За период простоя в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам |
———————————
<*> При страховом стаже застрахованного лица менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с учетом этих районных коэффициентов.
Приложение Б
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2022 г. по делу N А55-26411/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2022 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя — Фомичевой О.В. по доверенности от 03.09.2022,
в отсутствие:
ответчика — извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения — Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2022 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-26411/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Дедал-С», г. Самара (ИНН 6319114571, ОГРН 1056319027170) к государственному учреждению — Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9, г. Самара, о признании незаконным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «Дедал-С» (далее — заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Государственному учреждению — Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 (далее — ответчик, фонд) с заявлением о признании незаконным решения от 08.06.2022 N 19 осс о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных Обществом, обязании возместить Обществу расходы по обязательному социальному страхованию в сумме 37 538,62 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2022 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение фонда от 08.06.2022 N 19 осс о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных Обществом. На ответчика возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возмещения Обществу расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 37 538,62 рублей.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 решение арбитражного суда Самарской области от 13.02.2022 оставлено без изменения.
Фонд не согласился с вышеуказанными судебными актами и обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в жалобе.
Заявитель отклонил доводы кассационной жалобы по основаниям, указанным в отзыве, и просит оставить судебные акты без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, пришла к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка Общества по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 01.01.2022 по 31.12.2022.
По результатам проверки составлен акт от 04.05.2022 N 19 с/с, согласно которому не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в сумме 37 538,62 рублей.
Ответчиком 08.06.2022 принято решение N 19 осс о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 37 538,62 рублей, в том числе 33 538,62 рублей — расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности, 4000 рублей — расходы по выплате пособия на погребение.
Основанием непринятия расходов к зачету в размере 33 538,62 рублей послужил вывод ответчика о том, что заявитель в нарушение статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» расчет среднего заработка для выплаты пособий по временной нетрудоспособности произвел из фактически начисленной заработной платы за фактически отработанные рабочие дни, в то время как следует расчет производить за фактически отработанные календарные дни.
Также ответчиком не принята к зачету сумма в размере 4000 рублей, выплаченная Обществом на погребение матери умершего работника Козлова К.А., в связи с не представлением справки о смерти формы N 33, выданной органами ЗАГСа.
Заявитель не согласился с решением фонда и обратился в суд.
Суд первой инстанции, отменяя решения фонда, и суд апелляционной инстанции, оставляя решения суда первой инстанции без изменения, исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выплата социального пособия осуществляется в день обращения на основании справки о смерти.
Суды предыдущих инстанций установили, что факт смерти Козлова Е.А. подтверждается свидетельством о смерти. Доказательств обратного суду не представлено.
Довод ответчика о неправомерности выплаты социального пособия, поскольку на момент обращения не была предоставлена справка о смерти, обоснованно отклонен судами, в связи с тем, что основанием для выплаты пособия является наступление страхового случая — смерти.
Определяющим фактором для решения вопроса о выплате пособия является дата наступления страхового случая, а не дата обращения с заявлением о выплате пособия или дата представления справки о смерти.
Справка является лишь документом, подтверждающим наступление обстоятельства, являющегося основанием для выплаты пособия. Ответчиком не представлено доказательств того, что пособие было выплачено неоднократно.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что основания для непринятия к зачету расходов страхователя на выплату пособия на погребение умершего родственника работника, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», отсутствуют.
В части непринятия расходов к зачету в размере 33 538,62 рублей суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции, действующей в проверяемый период) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Таким образом, расчет среднего заработка должен производиться из фактически начисленной заработной платы за фактически отработанное время в календарных днях.
Применяя вышеуказанную норму, суды ссылаются на необходимость применения в расчете среднего заработка календарные дни. При этом, отклоняя доводы фонда о том, что заявитель в расчете использовал рабочие дни, ссылаются на то, что фонд принял оспариваемое решение без учета табеля учета рабочего времени и приказов о предоставлении отпусков, факт начисления заработной платы за фактически отработанные рабочие дни ответчиком не подтвержден. Соответственно, суды признали незаконным решение по данному эпизоду.
Однако судебная коллегия находит вывод судов преждевременным и сделанным, без оценки всех представленных ответчиком доказательств и доводов.
Так, судами не было принято во внимание, что возражения на акт проверки и дополнительно представленные документы, в том числе табель учета рабочего времени и приказы, были рассмотрены ответчиком, о чем последний зафиксировал в протоколе, приобщенном к материалам дела.
В приложении к акту проверки и в протоколе рассмотрения возражений также имеется расчет ответчика не принятых к расходу сумм с указанием оснований непринятия.
Данным документам и доводам ответчика судами оценка не дана.
От результатов оценки представленных документов может зависеть и вывод суда по делу о правомерности расчета среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
В связи с изложенным судебные акты в части признания незаконным решения от 08.06.2022 N 19 осс о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности подлежат отмене, а дело в этой части — направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, проанализировать расчет пособий по временной нетрудоспособности заявителя и расчет пособий фонда, дать оценку всем представленным доказательствам как того требуют положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, определив правомерность расчета пособий, принять законное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 по делу А55-26411/2022 в части признания незаконным решения от 08.06.2022 N 19 осс «О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения» в части не принятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности отменить.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменений.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Ф.Г.ГАРИПОВА
[1] Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Г.В. Сулейманова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2022.с. 147. [2] Цветков С.Б. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Волгоград, 2009. С. 159. [3] Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России: Учебное пособие. Томск, 2006. Ч. 1. С. 46. [4] Морозова И.С. Сущность компенсации в общетеоретическом аспекте // Право и образование. 2007. N 1. С. 101. [5] Смирнова Н.Л. Пособия по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по праву социального обеспечения современной России: Дис. … к.ю.н. Владивосток, 2002. С. 62. [6] Прокопьева Д.Б., Зубарева С.А., Тюрина А.В., Макалкин И.А. Трудовые отношения в вопросах и ответах: Тематический выпуск // Экономико-правовой бюллетень. 2022. N 6. [7] Анисимов Л.Н., Петюкова О.Н. Прохорова Л.В. Правовое регулирование общественных отношений по охране материнства, отцовства и детства / Под ред. Л.Н. Анисимова. М.: ВАКО, 2022. С. 25. [8] Законом допускается возможность замены одного или даже двух указанных календарных лет, если в эти годы предоставлялся отпуск по беременности и родам и (или) отпуск в связи с уходом за ребенком (исключаемые годы заменяются предшествовавшими им календарными годами). [9] Лютов Н.Л., Герасимова Е.С. Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство. М., 2022. С. 86.