Дидактические материалы по истории россии с древнейших времён к учебнику для 6 класса общеобразовательных организаций пчелова е.в. и лукина п.в. “история россии с древнейших времён до начала xvi века”. | учебно-методический материал по истории (6 класс): | образовательная социальная сеть
Дидактические материалы по истории России с древнейших времён к учебнику для 6 класса общеобразовательных организаций Пчелова Е.В. и Лукина П.В. “История России с древнейших времён до начала XVI века”.
Пособие содержит тестовые и занимательные задания в виде кроссвордов по истории России с древнейших времён до XII века, предназначенные для закрепления и обобщения изученного материала и контроля за уровнем знаний учащихся 6–го класса как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности. Пособие составлено на основе учебника Пчелова Е.В. и Лукина П.В. “История России с древнейших времён до начала XVI века: учебника для 6 класса общеобразовательных организаций” и соответствует программе курса. Пособие содержит дидактические задания к первым двум разделам учебника: “Раздел 1. Древние жители нашей Родины” и “Раздел 2. Русь в IX – XII веках”.
Пособие адресовано учителям истории, может быть использовано учащимися для самостоятельной работы. Пособие включает в себя два раздела: I. Тестовые задания и
II. Кроссворды к курсу “История России с древнейших времён до конца XII века.
Пособие задумано для того, чтобы пробудить интерес учащихся к Отечественной истории, активизировать мыслительную деятельность ребят, развить их познавательные способности.
- Тестовые задания
Раздел 1. Древние жители нашей Родины
1.Как давно появились первые люди современного вида на территории нашей Родины?
а) около 100 тысяч лет назад в) около 40 тысяч лет назад
б) около 50 тысяч лет назад г) около 10 тысяч лет назад
2. Что являлось первым жилищем человека в горных районах в ледниковый период?
а) кибитка б) шалаш в) пещера г) глинобитная хижина
3. Когда завершился ледниковый период?
а) 40 тысяч лет назад в) 20 тысяч лет назад
б) 30 тысяч лет назад г) 10 тысяч лет назад
4. Постоянный, прочный коллектив родственников называется
а) общиной б) племенем в) родом г) семьёй
5. Руководителем рода являлся
а) вождь б) старейшина в) жрец г) царь
6. Объединение нескольких родов составляет
а) племя б) союз племён в) человеческое стадо г) государство
7. Руководителем племени являлся
а) вождь (или совет старейшин) б) жрец в) старейшина г) царь
8. Углублённая в землю хижина с каменными очагами
а) подвал б) землянка в) сруб г) погреб
9. Объединение нескольких языков, имеющих общее происхождение, называют
а) языковой семьёй (группой) в) языковым обществом
б) языковым союзом г) языковым сообществом
10. К какой языковой семье (группе) относятся русские, украинцы, армяне, белорусы, осетинцы?
а) финно-угорской б) тюркской в) индоевропейской г) палеоазиатской
11. К какой языковой семье (группе) относятся буряты и калмыки?
а) тюркской б) финно-угорской в) палеоазиатской г) монгольской
12. К какой языковой семье (группе) относятся татары, чуваши, башкиры, якуты, тувинцы?
а) кавказской б) тюркской в) палеоазиатской г) монгольской
13. К какой языковой семье (группе) относятся чукчи и эскимосы?
а) монгольской б) древнеазиатской (палеоазиатской) в) тюркской г) финно-угорской
14. Постоянные поселения людей, прибывших из других стран (мест)
а) полисы б) колонии в) государства г) племени
15. Самоуправляющиеся города-государства называются
а) царства б) полисы в) коммуны г) империи
16. Погодовая запись важных исторических событий называется
а) летопись б) житие в) изложение г) поучения
17. Самая первая летопись, дошедшая до настоящего времени
а) «Слово о полку Игореве» в) «Повесть временных лет»
б) «Задонщина» г) «Поучения детям»
18. Что означает понятие «каганат»?
а) полис б) коммуна в) сообщество г) царство
19. Сколько правителей управляло Хазарским каганатом?
а) один б) два в) три г) семь
20. Хазарский каганат возник
а) в середине V века б) в конце VI века в) в середине VII века г) в конце VIII века
21. Столицей Хазарии с VIII века был город
а) Булгар б) Итиль в) Саркел г) Дербент
22. Несмотря на сохранение религиозной свободы, государственной религией Хазарского каганата стал
а) ислам б) буддизм в) иудаизм г) конфуцианство
23. Расселившись по территории Европы, славяне разделились на три ветви
а) северная, западная и южная б) северная, южная и восточная
б) западная, южная и восточная г) северная, западная и восточная
24. Предками болгар, сербов, хорватов, черногорцев, македонцев и словенцев были славяне
а) западные б) северные в) восточные г) южные
25. Предками русских, украинцев и белорусов были славяне
а) северные б) восточные в) западные г) южные
26. Предками чехов, поляков, словаков были славяне
а) западные б) восточные в) северные г) южные
27. Потомками балтов являются современные
а) эстонцы и поляки б) марийцы и чуваши в) литовцы и латыши г) чехи и сербы
28. Какие занятия являлись основными у восточных славян?
а) земледелие и скотоводство в) бортничество и рыболовство
б) охота и собирательство г) охота и рыболовство
29. На протяжении многих веков (до XIXв.) важнейшим овощем славян был(а)
а) картофель б) репа в) брюква г) капуста
30. Вид промысла по сбору мёда диких пчёл назывался
а) пчеловодство б) собирательство в) бортничество г) медоводство
31. Вера во множество богов, олицетворявших силы природы или какие-либо занятия человека называется
а) язычеством б) тотемизмом в) фетишизмом г) анимизмом
32. Главным богом славян считался
а) Стрибог б) Даждьбог в) Перун г) Ярило
33. Так называли языческих жрецов у восточных славян
а) маги б) волхвы в) шаманы г) просвитеры
34. Бог солнца у восточных славян именовался
а) Мокошь б) Даждьбог в) Сварог г) Стрибог
35. Изображения славянами из дерева или камня фигур богов называются
а) идолами б) статуями в) обелисками г) монументами
Ответы:
1 — в, 2 – в, 3 – г, 4 — в, 5 – б, 6 – а, 7 – а, 8 – б, 9 – а, 10 – в, 11 – г, 12 – б, 13 – б,
14 – б, 15 – б, 16 — а, 17 – б, 18 – г, 19 – б, 20 – в, 21 – в, 22 — в, 23 – б, 24 – г, 25 – б,
26 – а, 27 – в, 28 – а, 29 – б, 30 – в, 31 – а, 32 – в, 33 – б, 34 – б, 35 – а.
Раздел 2. Русь в IX-XII веках
- Руководителя племени у восточных славян звали:
а) вожак б) граф в) барон г) князь
- Вооружённые отряды у восточных славян назывались:
а) отряд б) войско в) дружина г) армия
- Путь, который шёл по землям восточных славян, связывая Балтику со странами Востока назывался: а) «путь из Балтики на Восток» б) великий шёлковый путь
в) «из варяг в греки» г) «из Скандинавии на Восток»
- Варягами на Руси называли жителей: а) Скандинавии
б) Балканского полуострова в) Пиреней г) Апеннинского полуострова
5. Эта дата условно считается началом русской государственности:
а) 852 г. в) 860 г. в) 862 г. г) 880 г.
6. В какой древней летописи рассказано о призвании варягов восточными славянами:
а) «Ипатьевская летопись» б) «Повесть временных лет»
в) «Софийская летопись» г) «Новгородская летопись».
7. Династия Рюриковичей правила нашей страной почти:
а) 5 веков б) 5,5 веков в) 6 веков г) 7,5 веков
8. В каком году произошло объединение Северной и Южной Руси
а) 862 г. б) 872 г. в) 882 г. г) 892 г.
9. О каком городе князь Олег сказал: «Да будет это мать городам русским»:
а) Константинополе б) Риме в) Новгороде г) Киеве
10. Объезд княжеской дружиной подвластных племён с целью сбора дани (X-XI вв.):
а) погост б) полюдье в) разъезд г) выход
11. Первый дошедший до нас международный договор между Русью и Византией был заключён в период правления князя (княгини):
а) Рюрика б) Олега в) Игоря г) Ольги
12. Первый дошедший до нас международный договор между Русью и Византией был заключён в: а) 907 г. б) 910 г. в) 911 г. г) 912 г.
13. Какая земля восточных славян могла быть подвергнута повторному побору дани дружиной князя Игоря: а) Древлянская б) дреговичей в) радимичей г) северян
14. Кто из князей стал первым реформатором на Руси:
а) Олег б) Игорь в) Ольга г) Святослав
15. Какие изменения в систему налогообложения населения Руси ввела княгиня Ольга: а) ввела подушную подать б) установила пожилое
в) ввела уроки г) установила погосты
16. Кто первый среди русских князей принял христианство:
а) Игорь б) Ольга в) Святослав г) Владимир
17. Этот смелый и талантливый князь перед началом войны предупреждал противника: «Иду на вы!» («Иду на вас!»): а) Олег б) Игорь в) Святослав г) Владимир
18. Этот правитель разгромил Хазарский каганат, разорил земли Волжской Булгарии, подчинил вятичей: а) Олег б) Игорь в) Святослав г) Владимир
19. В бою с этими племенами у порогов Днепра погиб князь Святослав со своей дружиной: а) авар б) сарматов в) печенегов г) половцев
20. Датой Крещения Руси считается: а) 968 г. б) 978 г. в) 988 г. г) 990 г.
21. Как звали князя, осуществившего Крещение Руси:
а) Олег б) Игорь в) Святослав г) Владимир
22. Этого князя Русская православная церковь почитает как одного из главных христианских святых и считает равноапостольным:
а) Игоря в) Святослава в) Владимира г) Ярослава
23. Этим князем была уничтожена главная опасность для Руси – печенеги, создан первый русский свод законов. О каком князе идёт речь?
а) Святославе б) Владимире в) Ярославе г) Всеволоде
24. Этим князем, правившим на Руси с 1019 по 1054 гг., на Верхней Волге был основан город, названный в его честь. Как был назван этот город?
а) Владимир б) Константинополь в) Петергоф г) Ярославль
25. Какое название получил первый свод законов на Руси:
а) Судебник б) Правда в) Русская Правда г) Правда Ярославичей
26. Иногда этого правителя на Руси даже именовали «царём», т.е. императорским титулом:
а) Ярослава б) Владимира в) Святополка г) Мстислава
27. В скольких вариантах сохранилась Русская Правда: а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
28. Как иначе называют первый вариант Русской Правды:
а) Малая Правда б) Краткая Правда в) Полная Правда г) Пространная Правда
29. Главной формой наказания в Древней Руси была выплата штрафа за совершённое преступление. Как назывался этот штраф?
а) вира б) выход в) ясак г) дань
30. Самой крупной денежной единицей на Руси, представлявшая собой слиток серебра весом 200 грамм, был(а): а) рубль б) полтина в) гривна г) куна
31. Система престолонаследия, при которой наследование княжеств происходило не от отца к сыну – по вертикальной линии, а от старшего брата к младшему и только потом — к племянникам – как бы по горизонтали:
а) лествичная б) наследственная в) этапная
32. Любечский съезд русских князей состоялся в:
а) 1068 г. б) 1077 г. в) 1087 г. г) 1097 г.
33. «Его имени боялись даже половцы», — вспоминает летописец. В период правления этого князя Русь уже не защищалась от половцев, а перешла в наступление. О каком князе идёт речь?
а) Ярославе Мудром б) Всеволоде Большое Гнездо
в) Владимир Мономах г) Мстислав Владимир
34. Укажите годы правления Владимира Всеволодовича Мономаха:
а) 1078-1093 гг. б)1093 – 1113 гг. в) 1113-1125 гг. г) 1125 – 1132 гг.
35. Территории, подчинённые Киеву и управлявшиеся князьями или посадниками:
а) области б) волости в) уезды г) станицы
36. Глава городского управления, назначавшийся князем или избиравшийся на вече:
а) воевода б) тысяцкий в) посадник г) мэр
37. Свободное население в Древней Руси называли
а) людьми б) гражданами в) вольными г) гулящими
38. Строго определённые денежные и натуральные поборы с жителей Руси называли:
а) данью б) выходом в) оброком г) налоги
39. Объединение земледельцев в Древней Руси называли:
а) цех б) гильдия в) колхоз г) вервь
40.Феодальнозависимое сельское население Руси:
а) смерды б) закупы в) рядовичи г) холопы
41. Люди, задолжавшие богатым лицам и вынужденные этот долг отрабатывать:
а) смерды б) закупы в) рядовичи г) холопы
42. Земельные владения знати, передаваемые по наследству:
а) удел б) вотчина в) усадьба г) поместье
43. Управляющий вотчиной назывался:
а) огнищанин б) тиун в) ключник г) эконом
44. Торгово-ремесленная часть города называлась:
а) посад б) детинец в) рыночная площадь
45. Древние надписи на посуде и других предметах домашнего обихода, стенах зданий называют: а) иероглифы а) клинописные рисунки в) граффити
Ответы:
1- г, 2 – в, 3 – в, 4 – а, 5 – в, 6 –в, 7 –г, 8 – в, 9 –г , 10 – б, 11 – б, 12 –в, 13 – а, 14 –в, 15 – в,г, 16 – б 17 –в, 18 –в, 19 – в, 20 –в, 21 –г, 22 –в, 23 –в, 24 г, 25 –в, 26 – а, 27 –б, 28 –б, 29 –а, 30 – в, 31 –а, 32 –г, 33 –в, 4 –в, 35 –б, 36 –в, 37 –а, 38 –а, 39 – г, 40 –а, 41 б, 42 –б, 43 –а, 44 – а. 45 –в.
II. Кроссворды к курсу: «История России с древнейших времён до конца XII века»
Кроссворд на тему: «Древние жители нашей Родины». 6 класс.
По горизонтали:
1.Союз нескольких родов;
2. прочный коллектив родственников;
3. небольшие лодки, выдолбленные из одного ствола дерева;
5. столица Хазарии с VIII века;
6. государственная религия Хазарского каганата;
7. так называли этот полуостров по имени когда-то населявшего его племени тавров;
8. самоуправляющийся город-государство;
9. изваяние из камня или дерева, изображающее божество или духов живой или неживой природы;
10. постоянные поселения людей, прибывших из других стран;
11. объединения людей в крупное сообщество;
12. первые жилища людей в горных районах в ледниковый период времени;
13. углублённая в землю хижина с каменными очагами.
По вертикали:
1. хозяйство, в котором всё производится для себя, а не для продажи; производящее
4. кочевые племена, в VI веке до н.э. заселившие степные просторы Северного Причерноморья;
10. глава Хазарского царства, являвшийся священным, ритуальным правителем;
14. кочевые племена, в IV веке завоевавшие территорию Северного Причерноморья;
15. кочевой народ, близкий по языку к скифам, во II веке до н.э., вытеснивший скифов из причерноморских степей.
Ответы:
По горизонтали: 1. племя; 2. род; 3. долблёнки; 5. Итиль; 6. иудаизм; 7. Таврида; 8. полис; 9. идол; 10. колония; 11. община; 12. пещера; 13. землянка.
По вертикали: 1. производящее; 4. скифы; 10. каган; 14. гунны; 15. сарматы.
Кроссворд по теме: «Религия восточных славян».
По горизонтали:
2. бог ветра у восточных славян;
3. главный бог восточных славян, бог грома и молний;
4. языческий жрец;
5. изваяние, из дерева или камня, изображающее божество и духа;
6. языческий бог огня у восточных славян;
8. бог Солнца у восточных славян;
9. вера во множество богов, олицетворявших силы природы или какие-либо занятия человека;
11. языческий дух леса у восточных славян.
По вертикали:
1. Вера в сверхъестественные силы и поклонение им;
7. бог скота и скотоводства у восточных славян;
10. женское божество, богиня огня, домашнего очага и плодородия.
Ответы:
По горизонтали: 2. Стрибог; 3. Перун; 4. волхв; 5. идол; 6. Сварог; 8. Ярило;
9. язычество; 11. леший.
По вертикали: 1. религия; 7. Волос; 10. Мокошь
Кроссворд на тему: «Первые русские князья». 6 класс.
По горизонтали:
- княжеское войско в древней Руси;
- великий князь Руси, сын Рюрика;
- преемник Рюрика, регент при малолетнем Игоре;
- могущественное государство, империя, в период раннего Средневековья граничила на юге с Русью;
- первая женщина-правительница, реформатор, регентша при малолетнем Святославе Игоревиче;
- правитель древней Руси, сын князя Игоря и княгини Ольги;
- Тюрки-кочевники, пришедшие в южные степи после падения Хазарского каганата;
- объезд князем и дружиной подвластных племён целью сбора дани;
- точный размер дани, собираемый князем с подвластного населения, установленный княгиней Ольгой.
По вертикали:
- одно из восточнославянских племён, обитавшее к северо-западу от полян, южнее реки Припять;
- князь Древлянской земли, жители которой убили князя Игоря, в очередной раз пришедшего со своей дружиной за данью;
9. место сбора дани, установленное княгиней Ольгой;
11. печенежский хан, приказавший сделать из черепа князя Святослава чашу для пира, окованную золотом.
Ответы:
По горизонтали: 1. дружина; 3. Игорь; 4. Олег; 5. Византия; 6. Ольга; 7. Святослав;
8. печенеги; 9. полюдье; 10. урок.
По вертикали: 1. древляне; 2. Мал; 9. погост; 11. хан Куря.
Кроссворд на тему: «Древняя Русь: общество и государство». 6 класс.
По горизонтали:
2. управляющий вотчиной;
3. земельное владение знати, передаваемое по наследству;
4. должностное лицо, назначаемое князем;
5. человек, задолжавший богатым и знатным людям, и обязанный этот долг отрабатывать;
6. свободные жители Руси;
7. строго определённые денежные и натуральные поборы, взимаемые с покорённого населения и с зависимых народов;
8. крестьян, заключивший с феодалом договор (ряд) на определённых условиях;
9. специальные поселения, жители которых готовили пищу для князя и его дружины, заботились об их боевых конях, охотничьих псах и соколах, поставляли к княжескому столу продукты питания и необходимые ремесленные изделия;
11. помощник огнищанина;
12. территории, на которые делилась Русь, подчинённые Киеву и управлявшиеся князьями или посадниками;
13. бесправный раб в древней Руси;
15. объединение земледельцев в древней Руси;
По вертикали:
1. политическая организация общества; основной институт политической системы общества;
10. сельские жители, зависимые от князя, а в Новгороде и Пскове – от городских властей;
14. высший слой знати, советники князя в древней Руси;
Ответы:
По горизонтали: 2. огнищанин;3. вотчина; 4. посадник; 5. закуп; 6. люди; 7. дань;
8. рядович; 9. служебные; 11. тиун; 12.волости; 13. холоп; 15. вервь.
По вертикали: 1. государство; 10. смерды; 14. бояре
Кроссворд по теме: «Искусство Древней Руси». 6 класс.
По горизонтали:
2. Широкий плоский красный кирпич, использовавшийся для строительства зданий в Древней Руси;
3. Полукруглые выступы в восточной части храма;
4. картина, изображающая бога, богоматерь, апостолов и святых, выполненная на деревянной доске или холсте;
5. совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его развития;
7. техника изготовления ювелирного изделия, когда на поверхность изделия припаивали узор из сотен мельчайших металлических шариков;
9. эмаль
10. картина, написанная специальными красками по сырой штукатурке;
11. техника изготовления, при которой рисунок-узор делался из тончайшей золотой или серебряной проволоки;
12. кора берёзы, используемая для письма в Древней Руси;
13. так называлось архитектурное строительство на Руси;
14. церковные правила.
По вертикали:
1. Искусство
6. древний тип храма прямоугольной формы, внутри разделяющееся рядами колонн на коридоры; базилика
8. коридоры внутри храма; нефы
Ответ:
По горизонтали: 2. плинфа; 3. апсиды; 4. икона; 5. культура; 7. зерень; 9. эмаль;
10. фреска; 11. скань; 12. береста; 14. зодчество; 15. каноны.
По вертикали: 1.искусство; 6. базилика; 8. нефы.
Литература
- Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времён до начала XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.В. Пчёлов, П.В. Лукин; под ред. Ю.А.Петрова. – 2-е изд. – М.: ООО “Русское слово – учебник”, 2022.
Рабочая программа по истории россии 8 класс и.л. андреев, л.м. ляшенко, и.в. амосова, и.а. артасов, и.н. фёдоров, | рабочая программа по истории (8 класс): | образовательная социальная сеть
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Брянска»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Истории России.
(Конец XVII — XVIII век.)
( наименование учебного курса)
для ___8 А, Б, В,____класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения
срок реализации ____1 год_____
Составитель программы :
Беликова Н.А. -учитель истории и
обществознания
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ №52 г. Брянска»
Протокол № 1 от 30.08.2022г.
2022-2022 учебный год.
г. Брянск
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Истории России. (Конец 18-19 век.)» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2022 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» от 17.12.2022 г. № 1897;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
СОШ №52 г. Брянска (ФГОС ООО);
- Примерной образовательной программе основного общего
образования;
- Авторской программы: основного общего образования по «История России. Конец XVII – XVIII век. 8 класс» И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Фёдоров,– М.: Дрофа, 2022
- Учебного плана МБОУ СОШ № 52 г. Брянска на 2022 – 2022 учебный год;
- История России. Конец XVII — XVIII век. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику И.Л. Андреева, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосовой и др./ Е.В. Симонова, В.А. Клоков. – М.: Дрофа, 2022. – 93, [3] с.: ил., карт.
- Симонова, Е. В. История России. Конец XVII—XVIII век. 8 кл. : методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, Л. М. Ляшенко, И. В. Амосовой и др. / Е. В. Симонова, Н. И. Чеботарёва. — М. : Дрофа, 2022. — 223, [1] с.
- История России. Конец XVII-XVIII век. 8 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2022. – 24 с.: ил., карт. – (Российский учебник)
- История России. Конец XVII-XVIII век. 8 кл.: контурные карты. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2022. – 16 с.: ил., карт. – (Российский учебник)
Цели и задачи изучения курса по «История России»
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Объем учебного времени: 44 часа
Форма обучения: очная
Режим занятий: 2 часа в неделю
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«История России. Конец XVII-XVIII век.»
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:
Содержание учебного предмета
«История России» 8 класс
ИСТОРИЯ РОССИИ.
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII – XVIII ВЕКЕ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ
Введение (1 час)
Тема 1. Введение в курс Истории России
Познакомятся с целью, задачами и предметом курса истории государства и народов России в XVIII в., со структурой учебника, основными приемами учебной деятельности. Актуализируются знания по курсу истории России XVI—XVII вв., планирование деятельность по изучению истории России XVIII в., характеризовать источники по российской истории XVIII в. Формирование устойчивого познавательного интереса к прошлому своей Родины.
РАЗДЕЛ 1.Рождение Российской империи (15 часов)
Тема 2. Борьба за власть в конце XVII в. (1 час)
Семья Алексея Михайловича. Правление Федора Алексеевича. Внешняя и внутренняя политика. Уничтожение местничества. Династический кризис. Стрелецкие бунты. Правление царевны Софьи. «Вечный мир» с Речью Посполитой. Крымские походы.
Тема 3. Начало преобразований (2 часа)
Жизнь Петра в Преображенском. Формирование его личности. Военные забавы. Немецкая слобода. Влияние европейцев. Переворот 1689 года. Сподвижники Петра. Азовские походы и строительство флота в Воронеже.«Великое посольство». Петр в Голландии и Англии. Стрелецкий бунт 1698 года. Расправа со стрельцами.
Тема 4. Северная война: от Нарвы до Полтавы (1 часа)
Складывание антишведской коалиции. Начало Северной войны. Личность Карла XII. Поражение под Нарвой. Преобразование армии. Рекрутская система. Создание регулярных частей. Первые победы. Основание Петербурга.
Разгром Карлом XII армии Августа II. Карл поворачивает на Украину. Измена гетмана И.С. Мазепы. Битва при Лесной. Полтавское сражение. Военное искусство Петра 1. Разгром армии Карла XII. Значение Полтавской победы. Захват Прибалтики. Прутский поход Петра.
Тема 5. Северная война: от Полтавы до Ништадтского мира (1 час)
Вторжение в Финляндию. Морские победы России. Ништадтский мир. Его значение. Превращение России в империю. Принятие Петром императорского титула. Каспийский поход и его результаты.
Тема 6. Реформы в области государственного управления (2 часа)
Причины петровских реформ. Их ход, методы проведения. Учреждение Сената. Образование коллегий. Упразднение патриаршества и учреждение Синода. «Генеральный регламент». Формирование системы абсолютизма. Образование губерний. Местные органы власти. Введение подушной подати. Ревизии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Система российских сословий.
Тема 7. Церковная и военная реформы. Социально-экономические преобразования
(2 часа)
Экономический подъём и его причины. Рост мануфактурного производства. «Берг-привилегия». Работные люди. Приписные и посессионные крестьяне. Характер труда на промышленных предприятиях. Новые порты и торговые пути. Рост внутренней и внешней торговли. Таможенный тариф. Политика протекционизма.
Тема 8. Общество и государство. Тяготы реформ (2 час)
Причины народного недовольства в разных слоях общества. Восстание в Астрахани. Положение казачества при Петре 1. Причины движения Булавина. Ход восстания, его разгром и последствия.
Тема 9. «Новая Россия». Итоги реформ. (3 часа)
Развитие системы образования. Начальное обучение. Подготовка специалистов. Введение гражданского шрифта, современных цифр, реформа летосчисления. Новые учебные пособия. Газета «Ведомости». Первая публичная библиотека. Кунсткамера. Указ о создании Академии наук. Новые веяния в живописи, скульптуре, архитектуре. Появление светской живописи. Творчество Ивана Никитина и Андрея Матвеева. Бартоломео Карло Растрелли. Доменико Трезини. Архитектура петровского времени. Изменения в быту. Новые обычаи. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Быт дворянства и быт других сословий.
Тема 10. Контрольная работа по теме «Правление Петра Великого» — (1 час)
РАЗДЕЛ 2. Россия в 1725 – 1762 годах (9 часов)
Тема 11. Россия после Петра I (2 часа)
Правление Екатерины 1. Положение Меншикова. Верховный тайный совет. Правление Петра II. Падение Меншикова. Долгорукие. Смерть Петра II и пресечение рода Романовых. Приглашение на престол Анны Иоанновны. Кондиции. Попытка ограничения самодержавия.
Тема 12. Правление императрицы Анны Иоанновны (2 часа)
Ликвидация кондиций и упразднение Верховного тайного совета. Восстановление самодержавия. Окружение императрицы. Внутренняя политика. Кабинет министров. Заговор Волынского. Внешняя политика. Вмешательство в войну за «польское наследство». Война с Турцией, возвращение Азова. Результаты внешней политики.
Тема 13. Елизавета Петровна и ее окружение (2 час)
Завещание Анны Иоанновны. Брауншвейгекое семейство. Иоанн Антонович. Регентство Бирона. Регентство Анны Леопольдовны. Елизавета Петровна. Переворот 25 ноября 1741 года. Судьба Брауншвейгского семейства. Заточение и гибель Иоанна Антоновича.
Тема 14. Внутренняя политика императрицы Елизаветы Петровны (1 час)
Личность императрицы. Её влияние на политику страны. Внутренняя политика. Возвращение к «петровским традициям». Деятельность Шуваловых и Разумовских.
Тема 15. Внешняя политика России в 1741 – 1762 годах (1 час)
Внешняя политика. Участие России в Семилетней войне. Победы русского оружия. Выход России из войны, её результаты.
Тема 16. Повторительно-обобщающий урок (1 час)
РАЗДЕЛ 3. «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II. (18 часов)
Тема 17. Начало правления Екатерины II (1 час)
Происхождение и личность Петра III. Его женитьба на Екатерине. Правление Петра III: Манифесте вольности дворянства, выход России из Семилетней войны, попытка секуляризации. Причины недовольства Петром III и его политикой. Происхождение Екатерины II. Её жизнь в России. Переворот 1762 года. Свержение Петра III и его гибель.
Тема 18. Уложенная комиссия (1 час)
Личность императрицы. Влияние идей французских просветителей. Первые годы правления. Уложенная комиссия и её работа. «Наказ» Екатерины. Роспуск Уложенной комиссии, её значение. Сподвижники Екатерины. Принципы общения Екатерины с людьми, «работа с кадрами». Личность и дела Г.А. Потемкина.
Тема 19. Восстание под предводительством Е. Пугачева (1час)
Причины восстания. Фактор самозванства. Начало движения. Осада Оренбурга. Состав участников восстания. Внутреннее управление повстанцев. Их цели, призывы, идеология. Отход на Урал. Новое наступление. Взятие поволжских городов. Крестьянская война. Манифест Пугачева об отмене крепостного права. Причины поражения восстания. Арест Пугачева, расправа над ним и его сторонниками. Значение Пугачевского движения.
Тема 20. Государственные реформы в 1775—1796 гг. (2 часа)
Причины реформ. Губернская реформа. Рост числа городов. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам. Сельское хозяйство. Помещичье землевладение. Положение крестьян. Развитие промышленности. Торговая политика. Выпуск ассигнаций. Влияние французской революции на события в России. Изменение политического курса. Последние годы правления Екатерины II.
Тема 21. Внешняя политика России на южном направлении (2 часа)
Задачи внешней политики. Война с Турцией 1768—1774 годов. Кючук-Кайнарджийский мир. Присоединение Крыма. Путешествие Екатерины в Новороссию. Выход России к Чёрному морю. Русско-турецкая война 1787—1791 годов. Взятие Измаила. Ясский договор и его условия.
Тема 22. Европейское напр. внешней политики России во второй пол. XVIII в. (1 час)
Внутренний строй Речи Посполитой. Причины разделов Речи Посполитой. Первые два раздела. Война с Т. Костюшко. Взятие Варшавы. Третий раздел Речи Посполитой. Земли, присоединённые к России.
Тема 23. Внутренняя политика Павла I (1 часа)
Личность императора. Противоречивость его характера. Новый закон о престолонаследии. Указ о трёхдневной барщине. Активность законотворчества. Регламентация и усиление дисциплины. Положение в армии. Непредсказуемость действий Павла 1. Рост дворянского недовольства. Переворот 1801 года. Борьба с влиянием идей Французской революции.
Тема 24. Внешняя политика России на рубеже веков (1 час)
Вступление России в антифранцузскую коалицию. Военные победы Ушакова. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Значение их побед. Полководческое искусство Суворова и Ушакова — вершина военного искусства России.
Тема 25. Российское общество во второй половине XVIII в.(1 час)
Тема 26. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. (1 час)
Тема 27. Просвещение и наука во второй половине XVIII века (4 часа)
Политика государства в области просвещения. Создание новых учебных заведений. Народные училища. Русская наука и её достижения. Русские астрономы и их открытия. Развитие химии и медицины. Гуманитарная мысль. Князь М.М. Щербатов. Русские механики-самоучки И.И. Ползунов и И.П. Кулибин, их изобретения. Вклад русских учёных в мировую науку.
Классицизм как направление в литературе и искусстве, его основные черты. Литература. Творчество Г.Р. Державина. Русская драматургия того времени. Начало сентиментализма. Российская Академия. Первый толковый словарь русского языка. Русская опера. Другие музыкальные жанры. Творчество Д.С. Бортнянского. Русский театр. Крепостные театры. П.С. Ковалёва-Жемчугова. Классицизм в архитектуре. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков. Петербургское зодчество. Э.-М. Фальконе, М.И. Козловский. Творения Ф.И. Шубина. Классицизм в живописи. А.П. Лосенко. Начало русского пейзажа — С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Портретное искусство. Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Основание Эрмитажа. Значение русской культуры второй половины XVIII века.
Тема 28. Повторительно-обобщающий урок (1 час)
Тема 29. Итоговая контрольная работа по курсу «История России. XVII – XVIII века» (1 час)
Всего: 43 часа
Резерв: 1 час
Тематическое планирование по «Истории России»
для 8 А, Б, В классов
Календарно – тематическое планирование по «История России. Россия в конце 17 – 18 веков: от царства к империи» для 8 А, Б, В классов
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы _______О.Н. Семенихина
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
по Истории России (Конец XVII — XVIII век.)
для 8 А класса
Учитель: Беликова Наталья Александровна
/Ф.И.О./
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы _______О.Н. Семенихина
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
по Истории России (Конец XVII — XVIII век.)
для 8 Б класса
Учитель: Беликова Наталья Александровна
/Ф.И.О./
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы _______О.Н. Семенихина
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
по Истории России (Конец XVII — XVIII век.)
для 8 В класса
Учитель: Беликова Наталья Александровна
/Ф.И.О./