Восприятие звуковой культуры языка
Усваивание основных правил фонетики и орфоэпии (постановка ударения в словах, произношение, интонационная палитра) происходит у детей путём подражания.
Методы, передаваемые из поколения в поколение
[ads1]Люди, не обладающие методической теорией, уверена Алиса Михайловна, воспитывают детей вслепую на основе лишь своих предположений. В своей методике она подробно описывает основные педагогические методы и приёмы, выработанные целыми поколениями лучших педагогов.
Среди них выделяются наглядные (иллюстрации, картинки, диафильмы и др.), словесные (пересказ, беседа, чтение книг, заучивание стихотворений) и практические (игры, инсценировки, дидактические упражнения).
Кроме этого, автор методики выделяет ряд задач развития речи у детей дошкольного возраста:
О возрастных особенностях развития речи
Подготовительный этап формирования речи малыша начинается ещё в 3-месячном возрасте, когда тот гукает, а потом лепечет. Эти ответные голосовые реакции на эмоциональное общение с родителями уже контролируются слухом грудничка, и, в случае их отсутствия, взрослым следует насторожиться и проконсультироваться со специалистами.
К году появляются слитно произнесённые слоги и около 10 простых слов. И родителям, и воспитателям дошкольных учреждений автор предлагает изучение слова в три этапа:
- уяснение значения слова;
- произвольный повтор его при восприятии предмета;
- употребление слова – с помощью вопросов («Где матрёшка?»), игр («Кинь маме мяч»), поручений («Давай соберём все кубики в корзину»).
Вплоть до 1,5–1,7 лет слово будет для ребёнка равнозначно целому предложению. Ближе к 1 году и 10-11 месяцам появляются первые двухсловные фразы. С этого момента темпы развития речи заметно увеличатся, и к 2 годам она будет основным средством общения малыша.
В раннем дошкольном возрасте речь детей носит ситуативный характер, она богата жестами и мимикой и понятна лишь в конкретной ситуации. Связной она станет позже, когда усложнение познавательной деятельности крохи вынудит его высказываться яснее и понятнее.
Обучение рассказыванию
В процессе монолога выявляется запас слов дошкольника, умение строить предложения. Реализуется данная задача в пересказах, составлении собственных простейших рассказов, прослушивании текстов без сопровождающейся наглядности.
Первые шаги к обучению грамоте
Сюда входит звуковой анализ слова, составление предложений и их членение на слова. Данная работа проводится с детьми 6 лет.
Методика, описанная в книге, подаётся научным языком, ведь она создана в первую очередь для студентов педагогических ВУЗов. Однако и неподготовленным родителям будут вполне понятны и полезны основные идеи автора.
Понимание грамматического строя речи
Грамматически правильная речь не появляется сама собой. Она вырабатывается по мере того, как часто воспитатели и родители практикуют малыша в словообразовании при помощи общения и игр. Например, «Подумай, чего недостаёт?» — склонение слов в родительном падеже; «Я начну, а ты продолжишь!» — употребление распространённых предложений.
Правильная среда
Говоря о возрастных нормах и этапах становления языка речи у детей, Бородич предъявляет и к речи взрослых, окружающих ребёнка строгие требования. Являясь эталоном для малышей, она должна быть:
- содержательной (о чём и сколько сообщает);
- правильной (чистое звукопроизношение, чёткая дикция, грамматическое построение);
- доходчивой (иметь возрастную и педагогическую направленность).
Дети, рождаясь, получают «готовый язык». Задача родителей и воспитателей – активно приобщать ребёнка к освоению норм речи, руководить и контролировать его языковое развитие.
Приобщение к художественной литературе
Уже в дошкольном возрасте необходимо прививать деткам любовь к чтению. Малыши могут запоминать и читать наизусть простые произведения, слушать и понимать доступные сказки и рассказы, высказывать суждения о главных героях.
Теория и методика развития речи детей, яшина в.и., алексеева м.м., 2022
Теория и методика развития речи детей, Яшина В.И., Алексеева М.М., 2022.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» (квалификация «Бакалавр»).
В учебнике отражен современный уровень научных знаний в области речевого онтогенеза и дошкольной лингводидактики. В нем рассматриваются научные основы методики развития речи и речевого общения детей дошкольного возраста; дается сущностная характеристика системы работы по развитию речи в ДОУ; освещаются вопросы теории и методики развития разных сторон детской речи, педагогической диагностики детской речи, организации работы по речевому воспитанию в ДОУ. Методика развития разных сторон речи излагается в возрастном аспекте. 3-е издание выходило под названием «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» (2000 г.).
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может использоваться практическими работниками дошкольного образования, в системе повышения квалификации педагогов, родителями.

Предмет методики развития речи и задачи курса.
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.
Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.
Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.
Оглавление
Предисловие
Глава I Теоретические основы методики развития речи
§1. Предмет методики развития речи и задачи курса
§2. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками
§3. Роль родного языка и речи в развитии ребенка
§4. Методы исследования в методике развития речи
Глава II. Из истории методики развития речи
§1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
§2. Развитие методики в России
Глава III Система работы по развитию речи в детском саду
§1. Цель и задачи развития речи детей
§2. Методические принципы развития речи
§3. Программа развития речи
§4. Средства развития речи
§5. Методы и приемы развития речи
Глава IV Методика развития словаря
§1. Понятие словарной работы и ее значение
§2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
§3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
§4. Общие вопросы методики словарной работы
§5. Методика словарной работы в возрастных группах
Глава V. Методика формирования грамматического строя речи
§1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
§2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
§3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
§4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей
§5. Методика формирования морфологической стороны речи
§6. Методика формирования синтаксической стороны речи
§7. Методика формирования способов словообразования
Глава VI. Методика воспитания звуковой культуры речи детей
§1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
§2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
§3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
§4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
§5. Этапы обучения правильному звукопроизношению
§6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях
§7. Формирование звуковой выразительности речи
Глава VII Методика развития связной речи
§1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
§2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
§3. Задачи и содержание обучения связной речи
§4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
§5. Беседа как метод обучения диалогической речи
§6. Приемы обучения рассказыванию
§7. Пересказ литературных произведений
§8. Рассказывание по игрушкам
§9. Рассказывание по картине
§10. Рассказывание из опыта
§11. Творческое рассказывание
§12. Связные высказывания типа рассуждений
Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду
§1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
§2. Особенности восприятия детьми литературных произведений
§3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
§4. Методика художественного чтения и рассказывания детям
§5. Методика заучивания стихотворений
§6. Использование художественной литературы вне занятий
Глава IX Подготовка детей к обучению грамоте
§1. Сущность подготовки к обучению грамоте
§2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
§3. Ознакомление со словом
§4. Ознакомление с предложением
§5. Ознакомление со словесным составом предложений
§6. Ознакомление со слоговым строением слова
§7. Ознакомление со звуковым строением слова
§8. Подготовка к обучению письму.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория и методика развития речи детей, Яшина В.И., Алексеева М.М., 2022
— fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
— doc — Яндекс.Диск.
Дата публикации: 14.01.2022 08:02 UTC
Теги:учебник по педагогике :: педагогика :: Яшина :: Алексеева
Следующие учебники и книги:
- Будущее это мы, Разработка занятий по интересам для младших школьников, Кобачевская С.М., 2022
- Как запомнить букву в слове, 2 класс
- Как научить детей решать задачи, Методические рекомендации, Лавриненко Т.А., 2000
- Грамматическая тетрадь №4, Прилагательные, Сравнительная степень прилагательных, Антонимы и синонимы, Косинова Е.М.
Предыдущие статьи:
- Основы педагогики, Попов Е.Б., 2022
- Учебный диалог-желаемое или действительное, Песняева Н.А., 2008
- Контрольно-диагностические материалы к программам для детей с выраженным нарушением интеллекта, Барякина И.В., Будникова Е.С., Екжанова Е.А., 2022
- Духовно-нравственное воспитание в современной школе, Джишкариани Т.Д., 2022
Увеличение словарного запаса
Зависит от разнообразия слов, которые употребляют взрослые, и собственных ориентировок ребёнка.
Формирование разговорной речи
Имеется в виду умение вести диалог – слушать и понимать взрослых, поддерживать разговор, правильно вести себя во время беседы.