: дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики рук
Мария Гринберг Будко
Дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики рук
Одно из ведущих направлений моей методической работы — развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
Для обогащения предметно – развивающей среды мною были изготовлены следующие дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики рук:
игра «Ринг-Динг»
тренажер (шнуровка, резиночки, замочки, прищепки, кнопки)
модули с прищепками;
шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
мешочки с крупами (фасоль, рис, горох) – для ощупывания;
карточки «Повтори узор» (для счётных палочек)
разрезные картинки по лексическим темам
«Веселая гусеница»д/игра на развитие мелкой моторики рук,а также логики и мышления
Также созданы условия для ручного труда, оригами, изготовления поделок из природного материала.
контейнеры с сортировкой цветных камушков;
зона для развития мелкой моторики и упражнений с сыпучим материалом;
коробочки для перекладывания и сортировки природного материала;
пробки от пластиковых бутылок, разного цвета – для запоминания цветов,цифр просверленные посередине для нанизывания бус
«Волшебные варежки» с бусинками для массажа
«Дорожка здоровья» для массажа ступней
В группе все игровые компоненты находятся в свободно – доступном месте для детей, что вызывает у детей желание и интерес играть с ними.
Одним из важнейших условий эффективности проводимой мною работы по развитию мелкой моторики рук является совместная деятельность педагогов и родителей.
Поэтому задачей было повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте.
С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста выступила на родительском собрании «Пальчиками играем — речь развиваем», были проведены консультации по данной теме, подготовлены рекомендации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры»
На информационном стенде для родителей•составила и разместила консультации:
«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста»,
«Речь и пальчики»,
«Как проводить с ребёнком речевые и пальчиковые игры».
Методическое пособие по развитию мелкой моторики | методическая разработка по теме: | образовательная социальная сеть
Движение руки всегда тесно связано с
речью и способствует её развитию
В.М. Бехтерев
I. Актуальность проблемы.
Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности.
Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Сотрудники института по физиологии детей подростков АПН установили. что существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики, чем выше двигательная активность. тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, потешек, пословиц с их чётким ритмом помогают улучшить у детей координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание. осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Простые и увлекательные они, в игровой форме способствуют развитию мелкой моторики, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении, работая совместно со вторым воспитателем, младшим воспитателем, родителями, начав эту работу далеко до поступления в школу.
II. Цели и задачи.
Исходя из всего перечисленного в первой главе была определена цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и координацию движения рук.
Основные задачи:
III. Методические рекомендации при использовании воспитателем комплекса по развитию мелкой моторики.
Изучив множество литературы по развитию мелкой моторики таких авторов как И.Светлова » Развитие мелкой моторики», Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика», Е.М. Чернова «Пальчиковые шаги», В.Савченко «Штриховка», А.Н, Малышева «Аппликация в детском саду» и др., я пришла к выводу, что ни один из них не использует в своей работе весь комплекс игровых упражнений по развитию мелкой моторики. Поставив перед собой цели и задачи, исходя их моего личного педагогического опыта, учитывая возрастные особенности детей, опираясь на развёрнутое тематическое планирование, предложенное в программе «От рождения до школы», под редакцией авторов Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Я подобрала наиболее приемлемые для своей работы виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики.
Для наибольшего удобства те виды игровых упражнений, которые я использую в работе с детьми, я разбила на комплексы:
1. Комплекс «Пальчиковые игры»
2. Комплекс » Использование элементов изодеятельности в развитии
мелкой моторики»
3. Комплекс «Развитие графической моторики»
IV. Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики.
1 Комплекс «Пальчиковые игры»
Детям очень нравятся пальчиковые игры. Пальчиковая игра — это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук.
В комплекс «Пальчиковые игры» я включила следующие виды игровых упражнений:
При выполнении гимнастики необходимо стараться задействовать все пальцы рук. В начале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.
В группе имеется набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети выполняют из них различные фигурки. Игра сопровождается стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения можно использовать на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает палочки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.
Оптимальный вариант развития мелкой моторики — использование физкультминуток. Физкультминутки, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривания стихов, одновременно с движением обладают радом преимуществ, как сказано выше, речь делается более громкой, чёткой, эмоциональной, развивается слуховое восприятие. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях и в утреннюю гимнастику играет положительную роль на развитие речи детей. Это позволяет: регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, совершенствовать внимание и память.
Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты. Перед началом работы с пальчиковыми шагами я рекомендую взрослому попробовать упражнение самостоятельно, чтобы правильно подсказать ребёнку во время занятий. Я использую пособия «Пальчиковые шаги» Е.И. Чернова, Е.Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.
Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики. Под действием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а так же под воздействием импульсов, идущих в кору головного мозга от двигательных зон, более благотворно развивается речевая функция. При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням и кистям рук (от кончиков пальцев к запястью). После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счётом.
Каштаны и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Помимо катательных движений, орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.
В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику, к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Наряду с магазинными образцами игр-шнуровок я использую самодельные образцы. Например: из куска картона вырезаю какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко и листик и др.), делаю по контуру с помощью дырокола отверстия. В эти отверстия дети просовывают шнурки. Так же можно пришнуровать один объект к другому (например: ёжик несёт яблоко). Ещё я обратила внимание на другой вид работы со шнурками — это плетение. Дело в том, что плетение — очень увлекательный процесс, способствующий развитию у детей внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, чувства ритма, развивает глазомер и координацию движения пальцев. У меня в группе, на доступном для детей уровне, развешаны цветные шнурки (по три штуки на одном креплении). Дети свободно подходят и занимаются плетением косичек.
Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное — обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего школьного возраста я выбираю мозаику с крупными фишками, для детей постарше можно использовать мелкие фишки.
Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится мне и детям — это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук. В основном этот вид игры я использую при подготовке и возвращении с прогулки. В свободное время мы с детьми учимся пользоваться молнией, количество которых соответствует количеству детей.
2. Комплекс
«Использование элементов изодеятельности»
Занятия творчеством имеют важное значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук.
Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография — выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование с помощью нити». «Рисунки» получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей. Как заниматься по этой методике:
1. Сначала научите ребёнка выкладывать картинки по готовому образцу, который выкладывает взрослый.
2. Когда ребёнок научится выкладывать простейшие изображения, можно переходить к «рисованию по представлению». В этом случае развивается не только мелкая моторика. но и творческое воображение ребёнка.
3. Для тетей занятия ниткографией будут более увлекательными, если их сочетать с рассказом. сказкой, загадкой. Попросите ребёнка изобразить героев сказки или ответ на загадку.
4. В последствии можно будет давать задания посложнее. Дети должны пересказать знакомый сюжет сказки и «нарисовать картинки из сказки нитью«.
Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках — это оригами. Развивающий потенциал оригами очень велик. Думаю, что нет особой необходимости рекламировать это древнее искусство, притягательная сила которого способна пробудить детское воображение, память, пространственное мышление, развитие мелкой моторики пальцев. Оживляет плоский и живой лист, превращая его в цветы, животных, птиц. Тематика оригами очень разнообразна и идёт от простого к сложному.
При работе с бумагой, ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают не мало практических навыков и умений. Умение держать кисточку в руках — отличный способ развития моторики. Во время занятий аппликацией ребёнок учится пользоваться ножницами и клеем, по результатам таких занятий вы сможете оценить. на сколько развита мелкая моторика и движения пальцев рук у ребёнка.
3 Комплекс
«Развитие графической моторики»
Большое значение на развитие мелкой моторики имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования можно использовать книжки-раскраски. Трафареты могут иметь разную тематику. При выполнении штриховки решают следующие задачи: развитие мелких мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер. В группу я приобрела фигурные линейки, использование которых формирует умение составлять из геометрических фигур изображения предметов и смысловых композиций, штриховать их. Учу детей штриховать сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, по косым линиям и волнистым. Не всё сразу получается у детей. Сначала дни сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Постепенно ребёнок осваивает технику штриховки. Мышцы расслабляются, линии, выходящие за контур, становятся на место.
Перечисленные комплексы я использую в ежедневной работе с детьми, так, как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах:
1. Утренняя гимнастика.
2. Самостоятельная деятельность
3. Организованная образовательная деятельность
4. Непосредственная образовательная деятельность
5. Прогулка
6. Самообслуживание
7. Работа с родителями
8. Индивидуальная работа
9. Продуктивная деятельность
Определив основное направление в работе, необходимо найти пути создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
В группе, по возможности, созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободны выбирать игры, пособия для этого вида деятельности.
В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки, каштаны.
На стене развешаны шнурки, из которых можно плести косички и закрепить их бантиками. В доступности находятся молнии.
В зоне изодеятельности: трафареты, бумага, карандаши, раскраски.
В учебной зоне: счётные палочки, тетради с карандашами.
В театральной зоне: пальчиковый театр.
Заключение
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук всем воспитателям, не только речевых, но и общеобразовательных групп.
Подушка для развития мелкой моторики своими руками
Сшить такую подушку можно дома.
Игрушка-самоделка принесёт много радостных минут и маме, и малышу
Для её изготовления понадобятся:
- ткань — зелёная (53×30 см) и голубая (83×20 см);
- флизелин (53×50 см);
- ткань для задней стороны (50×55 см);
- фетр разных цветов и нитки мулине в тон;
- молния длиной 50 см;
- липучка, пуговки, тесьма, ленточки, шляпная резинка;
- ватман, бумага, карандаш;
- ножницы;
- нитки, иголки и булавки для шитья;
- подушка 45×50 см.
Перед тем как приступить к шитью, нужно сделать эскиз будущей подушки в натуральную величину. Для этого можно использовать трафареты.
Эскиз, выполненный на бумаге, должен быть в натуральную величину
Ткань голубого цвета разрезается на две полоски (первая — 30×20 см для кармашка, вторая — 53×20 см для основы). Кусок зелёной ткани и голубой лоскут, заготовленный для основы, по размерам дублируются флизелином. Отрез для кармашка складывается пополам.
Из голубой ткани будет выполнена часть основы, а также кармашек
Из жёлтого фетра и лент соединяется солнышко: круг диаметром 10 см и 7–8 полосок по 10 см в длину каждая.
Из жёлтого фетра и лент делается солнышко
Фетровое солнышко со сложенными пополам лучами-лентами крепится булавками к голубой ткани, приготовленной для кармашка.
Лучи выкладываются и крепятся булавками в виде петелек
Детали сшиваются на швейной машине или вручную маленькими аккуратными стежками.
С помощью машинного шва солнышко пришивается к заготовке-кармашку
Элементы основной части (голубой и зелёной) и кармашка соединяются вместе.
Основа из зелёной ткани располагается снизу, из голубой — сверху. В верхний левый угол прикладывается кармашек с солнышком
Затем соединяются булавками основа и подложки из флизелина, после чего сшиваются.
Основа соединяется с флизелином и сшивается
Из фетра вырезаются элементы с нарисованного эскиза.
«Фетровые волны» соединяются между собой. Для каждой рыбки нужно две детали (можно разного цвета) и резинка длиной 10–15 см
Резинки с завязанными на кончиках узелками помещаются между элементами рыбок и сшиваются. Волны выкладываются на основу (отступив от краёв 1–1,5 см для припусков на швы).
Волны и рыбки прикладываются к основе
Разноцветные рыбки помещаются между волнами и фиксируются. Элементы реки сшиваются сначала внизу, потом по всему периметру.
Рыбки помещаются между волнами
Следующий элемент — дерево. Для каждого из них нужно две заготовки кроны, один ствол и несколько яблок или груш. Детали сшиваются между собой, при этом фрукты располагаются внутри между двумя кронами, а ствол остаётся сверху.
Фрукты прячутся внутри дерева, чтобы у малыша была возможность их найти
Заготовка для железной дороги делается из серого фетра. Её размер 53х5 см.
Полоску из серого фетра нужно сложить пополам и вырезать поперёк небольшие полоски, не доходя 5 мм до края
Железная дорога помещается на зелёную полянку, на которой уже есть река и деревья.
Все детали пришиваются к основе
Для изготовления паровоза и вагончика также понадобится по два элемента. Лицевые детали оформляются с помощью фетра разных расцветок (колёса, окошки, труба). Детали сшиваются сверху. На задний край паровозика крепится небольшая пуговица, а на вагончик — маленькая петля из ленточки.
Между лицевой и изнаночной деталями паровозика продевается тесьма, благодаря которой поезд сможет ездить
Из голубого фетра делаются облака — также по два элемента. Через них, как сквозь паровозик, пропускается тесьма, концы которой пришиваются к голубой части основы.
Благодаря тесьме облака смогут плыть по небу
Из фетра разных цветов вырезаются цветочки, для серединки которых используется липучка, и помещаются на зелёную полянку рядом с речкой. Шов делается по краю липучки, а лепестки остаются свободными.
Цветы пришиваются к основе по периметру серидинки-липучки, лепестки остаются свободными
По примеру рыбок делаются бабочка и пчела. На обратную сторону каждой фигурки пришиваются липучка — так насекомые смогут садиться на цветы.
Пчела и бабочка делаются по такому же принципу, что и рыбки, только к их обратной стороне пришивается липучка
В середину куска ткани, которая была выбрана для задней стороны наволочки, вшивается замок.
К задней части наволочки пришивается замок-молния
Передняя и задняя части наволочки складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются по периметру, оставляя припуски на швы (1–1,5 см с каждой стороны).
Припуски на швы можно обработать на оверлоке или прошить зигзагом
По желанию можно сделать фигурки зверей, которые будут кататься в поезде. Мордочки им можно нарисовать маркером.
В паровозик можно поместить пассажиров — например, зайчика и мишку
Наволочка готова. Малыш может играть с ней, помещая зверей в вагончик, катая поезд по рельсам, сажая насекомых на цветы, ища фрукты на деревьях.