Главные изменения по расчету пособий в 2022 году
Новый МРОТ. На начало 2022 года минимальный размер зарплаты — 13 890 рублей. Теперь минимальный дневной заработок: 13 890 рублей × 24 месяца / 730 дней = 456,66 рубля.
Расчетный период. Если декрет начинается в 2022 году, то для расчета пособий берутся предыдущие два года — 2020 и 2021.
Замена лет. Сотрудница может написать заявление на замену двух расчетных лет или одного года, когда это выгодно для нее. Например, в 2020-2021 годах сотрудница уходила в декрет и отпуск по уходу за старшим ребенком, а в 2022 уходит в декрет с младшим.
Значит в 2020-2021 у нее не было заработка, поэтому выгоднее будет рассчитать пособие с 2022-2022. Минтруд разъяснил, что рассчитывать пособие можно по двум ближайшим предшествующим годам — а не по любым другим. В нашем случае сделать замену на 2022 и 2022 годы нельзя.
Максимальный заработок, с которого можно начислять пособия, в 2022 был равен 815 000 рублей, в 2022 — 865 000 рублей, в 2020 — 912 000 рублей, а в 2021 году — 966 000 рублей.
Тогда максимальный дневной заработок для расчета пособий в 2022 году равен: (912 000 рублей 966 000) / 731 день = 2 572,6 рубля.
Максимальная сумма пособия по беременности и родам. В 2022 году при продолжительности декрета 140 дней сумма декретных не может превышать 2 572,6 рублей × 140 дней = 360 164 рублей. При более длинном или сокращенном декрете сумма пропорционально изменяется.
Минимальное пособие по беременности и родам. Минимальный размер пособия за 140 дней декрета в 2022 году увеличится, так как вырос МРОТ и среднедневной заработок. Новый минимум составит 456,66 × 140 = 63 932 рубля
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком: 2 572,6 × 30,4 дня × 40% = 31 282,82 рубля.
Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком. С 1 февраля 2022 года минимальный размер ежемесячного пособия составит 7 677,81 рубля. Ранее, с 1 февраля 2021 года по 31 января 2022 года, он составлял 7 082,85 рубля.
Вывод: в 2022 году для декретных максимальная сумма — 360 164 р., минимальная — 63 932 р. Для ежемесячного пособия по уходу за детьми до 1,5 лет максимум — 31 282,82 р., минимум — 7 082,85 р. Замену лет можно делать только по ближайшим предшествующим годам, а не по любым другим.
Замена лет расчётного периода при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством — гу — тюменское ро фсс рф
Замена лет расчётного периода при исчислении пособий по
временной нетрудоспособности и в связи с материнством, основания для
перерасчета ранее назначенных пособий
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 №
255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) пособия
по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие
по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего
заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года,
предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по
беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы
(службы, иной деятельности) у другого страхователя (других
страхователей). В случае, если в двух календарных годах,
непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев,
либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по
беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие
календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного
лица могут быть заменены в целях расчета
среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при
условии, что это приведет к увеличению размера пособия. В случае, если
заявление о замене календарных лет (календарного года) в расчетном периоде
представлено застрахованным лицом после назначения или выплаты пособий по
временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по
уходу за ребенком, производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое
время, но не более чем за три года, предшествующих дню обращения
застрахованного лица с таким заявлением.
На основании нормы Федерального Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (в редакции с
01.01.2022), перерасчет назначенного пособия будет возможен на основании
заявления о замене календарных лет (календарного года) в расчетном периоде,
представленного работником после назначения или выплаты пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за
ребенком (далее – пособия). Поскольку закон не имеет обратной силы, перерасчет
пособий на основании заявления о замене календарных лет будет возможен только
для страховых случаев, наступивших после 1 января 2022 года.
Напомним: Пособия исчисляются, исходя из среднего заработка
работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году
наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам,
отпуска по уходу за ребенком. В случае, если в двух календарных годах,
непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев,
либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по
беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие
календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть
заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами
(календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера
пособия.
Пунктом 2 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году
застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному
страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и
иных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
04.02.2021 № 2375 (далее — Положение), установлено, что при наступлении
страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель)
представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности)
документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в
соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у
страхователя.
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий,
определяется в соответствии с федеральными законами
«Об
обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством» и
«О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Следовательно, заявление о замене лет (года) расчетного периода
подается застрахованным лицом работодателю одновременно с заявлением о
назначении и выплате соответствующего пособия.
Если на момент расчета пособия заявления от сотрудницы не поступило, в
расчетный период включаются два календарных года, предшествующих году начала
болезни, и в дальнейшем пособие не пересчитывается.
Основание для перерасчета ранее назначенных пособий установлено частью 2.1
статьи 15 Федерального закона № 255-ФЗ, в соответствии с которой, в случае
отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за
ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения
указанных пособий в соответствии с частями 5 и 6 статьи
13 Федерального закона № 255-ФЗ, соответствующее пособие назначается на
основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя
(территориального органа страховщика) сведений и документов. После
представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме
заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но
не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о
сумме заработка.
В соответствии с часть 3 статьи 15 Закона № 255-ФЗ пособие,
неполученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя
или территориально органа страховщика, выплачивается за все прошлое время без
ограничений каким-либо сроком.
В силу части 4 стати 15 Закона № 255-ФЗ суммы пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности родам, ежемесячного пособия по уходу за
ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу могут быть с него взысканы в
случае счетной ошибки либо недобросовестности со стороны получателя
(представление документов с заведомо неверными сведениями в том числе справки
(справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия,
сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размера, другие
случаи).
Иных оснований для перерасчета ранее назначенных пособий действующим
законодательством Российской Федерации не предусмотрено.