Теория и методика оздоровительной физической культуры

Тема 1. основные понятия теории физической культуры

Понятие – это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства и признаки определенного объекта (явления). Овладение понятиями способствует конкретизации мысли, облегчает общение и взаимопонимание.

Самым широким, собирательным и многогранным является понятие «физическая культура». Для более глубокого и правильного представления о содержании этого понятия его целесообразно сравнить с термином «культура», который появился в период возникновения человеческого общества и был связан с такими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «развитие», «почитание». М.В. Выдрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие для теории физической культуры определения культуры:

Культура – это мера и способ развития человека; это качественная характеристика деятельности человека и общества; это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.

Каждое из перечисленных определений может быть взято за основу при рассмотрении понятия «физическая культура».

Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями.

Деятельность – это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребностей человека и общества.

Потребность – это нужда в чем-либо, жизненная или бытовая необходимость, важнейшие источники и условия развития личности и общества, побудительные причины социальной деятельности людей. В процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали такие виды деятельности, которые специально направлены на совершенствование самого себя, на преобразование собственной природы. Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура.

Сферу физической культуры характеризует ряд присущих только ей признаков, которые принято объединять в 3 группы:

• активная двигательная деятельность человека. Причем, не любая, а только организованная таким образом, чтобы формировались жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечивалось совершенствование природных свойств организма, повышалась физическая работоспособность, укреплялось здоровье. Основным средством решения этих задач являются физические упражнения.

• положительные изменения в физическом состоянии человека – повышение его работоспособности, уровня развития морфофункциональных свойств организма, количества и качества освоенных жизненно важных умений и навыков выполнения упражнений. улучшения показателей здоровья. Результатом полноценного использования физической культуры является достижение людьми физического совершенства.

• комплекс материальных и духовных ценностей, созданных в обществе для удовлетворения потребности в эффективном совершенствовании физических возможностей человека. К таким ценностям следует отнести различные виды гимнастики, спортивные игры, комплексы упражнений, научные знания, методику выполнения упражнений, материально-технические условия и др.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид культуры человека и общества. Это деятельность и социально значимые результаты по созданию физической готовности людей к жизни; это, с одной стороны, специфический прогресс, а с другой, – результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенства (В.М.Выдрин, 1999).

Для примера можно привести еще несколько определений данного понятия: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей (Б.А.Ашмарин, 1999).

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности. (В.И.Ильинич, 2001)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная, систематическая деятельная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма (В.П.Лукьяненко, 2003).

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение.

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ – это социальное течение (как самодеятельное, так и организованное), в русле которого развертывается совместная деятельность людей по использованию, распространению, приумножению ценностей физической культуры. (А.А. Исаев)

В настоящее время общественные физкультурные движения приобретают все больший размах во многих странах, хотя имеют свои национальные и региональные особенности. Примерами физкультурных течений могут быть «Спорт для всех», «Фитнес-мувмент», «Активная Австралия» и др.

Формирование знаний, умений и навыков целенаправленного и эффективного использования средств физической культуры осуществляется в процессе физического воспитания. Следовательно, этот процесс выступает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека.

Нередко физическое воспитание характеризуют в качестве одной из частей физической культуры. Такая трактовка соотношений двух понятий не лишена смысла, но, по мнению многих авторов недостаточно корректна (Л.П.Матвеев, Б.А.Ашмарин, Ж.К.Холодов, А.А.Исаев).

Точнее говоря, физическое воспитание является по отношению к физической культуре не столько частью, сколько одной из основных форм функционирования в обществе, а именно педагогически организованный процесс передачи и усвоения ценностей физической культуры в рамках системы образования.

Физическому воспитанию присуще все признаки педагогического процесса, а именно: ведущая роль педагога-специалиста, организация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии с дидактическими и педагогическими признаками, направленность деятельности на решение задач образования и воспитания, построение занятий в соответствии с закономерностями развития человека и т. д.

Отсюда, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного человека, включающий в себя обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание (управлении развитием) физических качеств. (Ж.К.Холодов).

Либо, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (в широком смысле слова) – это вид воспитательной деятельности, специфической особенностью которой является управление процессом использования средств физической культуры с целью содействия гармоничному развитию человека (В.П.Лукьяненко).

Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка». По существу они имеют аналогичный смысл, но вторым термином пользуются тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – это процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (Ю.Ф.Курамшин).

ФИЗИЧЕСКСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности, уровне развития физических качеств и уровне сформированности жизненно важных и прикладных умений и навыков.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – неспециализированный процесс физического воспитания, направленный на общие предпосылки успеха в различных видах деятельности.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – специализированный процесс физического воспитания, направленный на углубленную специализацию в спортивной деятельности или в профессиональной.

ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Смысл физического образования по мысли П.Ф. Лесгафта состоит в том, чтобы научиться сознательно управлять движениями, сравнивать их между собой, «приучиться» с наименьшим трудом, возможно в меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни. Этот процесс характеризуется следующими показателями:

• показателями, которые характеризуют биологические формы или морфологию человека (размер тела, массы тела, осанка, величина жироотложения).

• показателями функциональных изменений физиологических систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем, органов пищеварения и выделения и др.).

• показателями развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей).

Каждому отрезку жизни свойственны свои показатели физического развития. Они могут отражать процессы поступательного развития (до 25 лет) сменяющихся стабилизацией форм и функций (до 45–50 лет), а затем инволюционных изменений (процесс старения).

Физическое развитие обусловлено множеством факторов, как биологического так и социального характера. Этот процесс управляемый. В зависимости от всей совокупности факторов и условий физическое развитие может быть всесторонним, гармоничным и может отодвинуть процесс старения или дисгармоничным, ускоряющим процесс старения.

Физическое развитие определяется законами: наследственности; возрастной ступенчатости; единства организма и среды (климатогеографических, социальных факторов); упражняемости и единства форм и функций организма.

Показатели физического развития имеют большое значение для оценки качества жизни того или иного общества. Уровень физического развития, наряду с такими показателями как рождаемость, смертность, заболеваемость, является одним из показателей социального здоровья нации.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни. Общество в его историческом развитии предъявляло различные требования к физическому совершенствованию человека. Отсюда следует, что нет, и не может быть единого идеала физического совершенства.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности является:

• крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность быстро адаптироваться к различным условиям;

• высокая общая физическая и умственная работоспособность;

• пропорционально развитое телосложение, правильная осанка;

• владение широким кругом двигательных навыков и рациональной техникой основных жизненно важных движений;

• всесторонне и гармонично развитые физические и психологические качества;

• физкультурная образованность, т. е. владение специальными знаниями и умениями пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде и спорте.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это форма отношения человека к окружающей действительности, в процессе которой осуществляется создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры.

Успешная реализация процессов физического воспитания, физической подготовки, спортивной тренировки возможна лишь на основе организованной физкультурной деятельности. Физкультурную деятельность необходимо рассматривать как один из основополагающих видов человеческой деятельности, обеспечивающих эффективное развитие органов и систем, высокий уровень здоровья и работоспособности.

СПОРТ– специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества.

Спорт – составная часть физической культуры – это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней.

«Спорт» имеет смысл рассматривать как часть физической культуры пока он выполняет роль воспитания и является частью общественно-педагогической системы подготовки человека к эффективной деятельности.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в последнее время спорт все больше приобретает свое самостоятельное значение: вопросы развития спорта имеют отражение в Конституциях многих стран, обсуждаются в организации Объединенных наций, в сфере спорта вращаются громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют стимулы материального характера.

В этом случае, наличие громадных физических нагрузок, установка на достижение наивысшего результата и победы «любой ценой» не позволяют рассматривать спорт как элемент физической культуры. Спортивная деятельность, особенно если она представлена профессионально-коммерческим спортом, выступает как контркультура.

Выделяют «спорт высших достижений» и «базовый спорт». Спорт высших достижений ориентирован на достижение наивысших результатов на уровне предельных и околопредельных человеческих возможностей. Базовый спорт обеспечивает достижения массового уровня и широко используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности.

Как известно, основой активного отдыха является массово-оздоровительная физическая культура или, как сейчас принято говорить, физическая рекреация. Понятие рекреация несет в себе различную смысловую нагрузку. В переводе с латинского rеkrеаtiо означает возвращать здоровье, силу; rеkrеаrе – воссоздавать, излечивать; rekreо – восстановить, освежить, подкрепить.

В «Англо-русском словаре» слово рекреация переводится как: 1) восстановление сил, освежение; 2) развлечение, отдых; 3) перемена. В словаре The English Dictionary. рекреации отводится два значения: первое – как какое-нибудь приятное время провождение, хобби, развлечение, увеселение, забава, веселье; второе – как результат, выражающийся в расслаблении и освежении после приятного время провождения.

Таким образом,ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ – вид физической культуры, где физические упражнения, а также новые виды спорта, виды спорта в упрощенных формах используются для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечение, переключение с одного вида деятельности на другой, отвлечение от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.

Этот вид физической культуры отличается от других свободным выбором форм, содержания, продолжительности занятий, включением игр и развлечений с учетом возраста, пола, уровня подготовленности и работоспособности занимающихся. Основу содержания физической рекреации составляет деятельность по использованию физических упражнений для удовлетворения специфических биологических, эстетических потребностей, как социального заказа общества в физически подготовленных специалистах науки, культуры, производства.

Специфическим видом физической культуры является ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – это целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Этот компонент физической культуры направлен на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспособность.

Видами этого направления являются:

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (в том числе производственно-прикладную и военно-прикладную), преимущественно направленная на совершенствование тех свойств организма, от которых непосредственно зависит качество профессионального труда, благодаря чему сокращается время, необходимое для освоения профессии (особенно военные профессии предъявляют высокие требования к физическим качествам человека).

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА призвана способствовать повышению производительности труда и предупреждать возможное негативное влияние характера и условий труда на физическое состояние человека. Формами производственной физической культуры могут быть вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, представляющая собой относительно самостоятельное направления использования физической культуры в качестве средства лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие заболеваний, травм, переутомления.

Выделяют следующие виды оздоровительно-реабилитационной физической культуры: лечебная физическая культура и спортивно-реабилитационная физическая культура. Первая (ЛФК) включает обширный комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и др.), специализированных в зависимости от характера нарушения функций, заболеваний и травм.

Вторая (спортивно-реабилитационная) входит в систему подготовки спортсмена, где играет важную роль в восстановлении функциональных возможностей спортсмена после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, при перетренировке и ликвидаций последствий спортивных травм.

Про пособия:  Химия нефти и газа. Учебное пособие. Химия. 2013-10-31

ФОНОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Под этим условным названием объединены гигиеническая физическая культура (занятия физическими упражнениями в режиме повседневного быта, не связанные со значительными нагрузками: утренняя гимнастика, прогулки и др.) и рекреативная физическая культура (использование физических упражнений для развлечений: игры на пляже, гребля, туристические походы и др.).

Контрольные вопросы:

В чем заключается смысл физической культуры как компонента культуры общества?

Перечислите 3 группы признаков, характеризующих сферу физической культуры.

Дайте сравнительную характеристику понятиям «физическая культура» и «физическое воспитание»; «физическая культура» и «спорт».

Что является результатом физической подготовки?

Какими показателями характеризуется процесс физического развития?

Перечислите законы, которыми определяется и которым подчиняется процесс физического развития человека.

Перечислите важнейшие показатели физически совершенного человека современности.

В чем смысл терминов «физическая рекреация» и «двигательная реабилитация»?

Какие критерии положены Л.П. Матвеевым в основу выделения тех или иных разделов (видов) физической культуры?

Какие потребности личности удовлетворяют те или иные компоненты (виды) физической культуры?

Назовите основные виды физической культуры.

Перечислите отличительные признаки базовой физической культуры.

Раскройте понятие оздоровительно-реабилитационной физической культуры.

На что направлено содержание фоновой физической культуры?

Степаненкова э.я. теория и методика физического воспитания и развития ребенка

ности,опорно-двигательногоаппаратаиличностныхкачеств,спо

собствуя индивидуальному приспособлению квнешней среде,

помогая общению со сверстниками и взрослыми людьми.

Условиемнормальногоразвитияорганизмаявляетсядвигатель

наяактивность.Именнодвигательнаяактивностькакосноважиз

необеспечениядетскогоорганизмаоказываетвоздействиенарост

иразвитиенервно-психическогосостояния,функциональныевоз

можности и работоспособность ребенка.

Вовремямышечнойработыактивизируетсянетолькоиспол

нительный(нервно-мышечный)аппарат,ноимеханизммотор-но-

висцеральныхрефлексов(т.е.рефлексовсмышцнавнутренние

органы) работы внутренних органов, нервная игуморальная

регуляция(координацияфизиологическихибиохимическихпро

цессовворганизме).Поэтомуснижениедвигательнойактивности

ухудшаетсостояниеорганизмавцелом:страдаютинервно-мы

шечная система, и функции внутренних органов.

Двигательнаяактивностьзависитнетолькоотиндивидуальных

особенностейребенка,ноиоторганизациисоциальныхусловий

егопребывания: детского учреждения или родительскогодома. Дви

гательныйрежимобеспечиваетсяорганизациейразличныхформ

двигательной деятельности.

В процессе воспитания формируетсяусловная рефлекторная связь

при взаимодействиипервой ивторойсигнальной систем.При этом

второсигнальныераздражителиоказываютвлияниекакнафизио

логические, так и напсихологические процессы. Индивидуальному

приспособлениюребенкакокружающейсоциальнойсредеспо

собствуютразличныенавыки,привычки,режимжизни,культура

поведения,осознанноеотношениекокружающейжизни,гармо

ничное развитие его личности.

Человеческаяиндивидуальностьпроявляетсясраннегодетства.

Многиеосновыэтойиндивидуальностиопределяютсяособенно

стяминервнойсистемы,врожденнымииунаследованными,воз

растнымииприобретенными.Поэтомуверноговорят,чтовоспи

тание начинается с уважения к ребенку.

Огромнуюрольвразвитииребенкаиграютособенностиего

нервнойсистемы.Именноизменениямивнервнойсистемеобус

ловленоегодуховноеразвитие.Л.С.Выготскийподчеркивал,что

развитие ребенка есть единый, но не однородный, целостный, но не

гомогенный процесс.

Пониманиесутиструктурно-функциональныхизмененийв«со

зревающей»нервнойсистемепомогаетразобратьсявомногих

нервно-психическихособенностяхребенканаразныхэтапахего

развития.Знаниевозрастныхзакономерностей«работы»централь

ной нервной системы позволяет оценить возможности и резервы

12

нервно-психическойактивностиребенкаитемсамымпредупре

дитьнервныеперегрузки.Ориентациявпринципахдеятельности

нервнойсистемыпомогаетопределитьстепеньсоответствия

нервно-психическогоразвитиявозрастнымпоказателям,выявить

отстающегоребенкаиразобратьсявпричинахэтогоотставания.

Неменееважноправильновыстраиватьвоспитательно-образова

тельныйпроцесссребенком,которыйопережаетсреднийуровень

развития.

Такимобразом,учитываяпотенциальныевозможностиорга

низма,органическиепредпосылкииособенностинервнойсисте

мы, необходимоправильноорганизовать процесс физическоговос

питания.Исходяизврожденныхособенностейнервнойсистемы

ребенкаироливнешнихвоздействийнаееформирование,обес

печиваетсяоптимальныйрежим(полноценныйсон,дозировказа

нятий,двигательнаяактивность,времяпребываниянавоздухе,

система закаливания).

Особоезначениеимеетмикроклиматгруппы,эмоционально-

положительнаяобстановкавней,знаниетипологическихособен

ностей каждого ребенка.

Определениеособенностейнервнойсистемысцельюотбораметодов

индивидуального руководстватребует подробныхсведений оребенке

отвнутриутробногоразвития,смоментарождениядоначала

посещениядошкольногоучреждения.Такжеважновыяснить

состояниеегоздоровья,перенесенныеболезни,скакоговременион

начал держать головку, манипулировать рукой, ползать, ходить,

говоритьит.д.;условиясемейнойобстановки,инте-|ресы,

привязанности,любимыезанятияребенка.Физическоевоспитание

содержитнеограниченныевозможностидлявсестороннегоразвития

ребенка. Оно помогаетемураскрытьсвои двигательныеспособности,

мобилизоватьпсихическиеифизическиесилы.Именноблагодаря

физическимупражнениям,воздействующимнаразвитиемозга,

эндокринной,дыхательнойсистем,значительнооздоравливается

организмребенка,формируютсяпсихофизическиекачества,культура

чувств,нравственныеиинтеллектуальныеособенностиличности,

культура жеста.

Физическаякультураприводитегоктелеснойгармонии,вос

питываетэстетическоечувствоотощущениятелесногоздоровья,

безкоторогонемыслимтворческийпроцессоздоровленияорга

низма.Физическаякультуракактворческаядеятельность,неог

раничиваясьсамовыражениемвсфереактивнойдвигательнойде

ятельности,вконечномсчетесодействуетразвитиюмышления,

воображения,желанияпридуматьновое,азатемпрактическире

ализовать свой замысел.

13

§

ческоговоспитанияКабесчиталзанятиедомаившколегимнас

тикой,которуюрассматривалкакважноесредствовусовершен

ствованиивсехчастейтела.Особоезначениеонпридавалразлич

нымдетскимиграм,которые,поегомнению,ставятсебецелью

развить грациозность, силу и здоровье.

ОднакоКабеполагал,чтонужнозаниматьсятемиупражнени

ями,которыечащеприменяютсявпрактическойжизнииболее

целенаправленновлияютнаприобретениенеобходимыхнавыков.

Онписал:«Хорошоходить,бегать,прыгатьвовсехнаправлениях,

карабкаться,взбираться, спускаться,плавать,ездить верхом,танце

вать,кататьсянаконьках,фехтовать,проделывать,наконец,во

енныеупражнения,всеэтиупражненияиигрыукрепляюттело

и совершенствуют его» [10, с. 222].

СредивсехвидовфизическойнагрузкиКабеособоепредпоч

тениеотдавалходьбе.«Хорошоходить,писалЭтьеннКабе,

этозначитходитьсграциейидолго».Кабепридавалбольшое

значениеиграмигуляниюнавоздухе.Игрыдетейиюношейон

рассматривалкакжизненнуюнеобходимость,каксодержаниеих

жизни,какрадостьбытия.Вместесфизическимиупражнениями,

влияющиминафизическоеразвитиечеловека,Кабесчиталтакже

необходимымвсемуподрастающемупоколениюзаниматься

различным трудом, который не только доставляет удовольствие, но

и имеет большое значение в физическом формировании человека.

Нарядусфизическимдетидолжныполучатьигигиеническое

воспитание, приучаться сраннеговозрастаксоблюдениючистоты

как одной из первых обязанностей.

Кабе считал, что ребенку сранних летнадо прививать любовьк

родителям,ковсемстаршим,желаниеобслуживатьсамогосебя,

помогатьближним.Нравственныйчеловекэтотот,ктолишен

чувстваэгоизмаичестолюбия,наделенчувствомуваженияклю

дям, является патриотом своей родины, а также хорошим супругом,

отцом,умеетукрощатьсвоистрасти.Всеэтичертыхарактера

вырабатываются укаждогочлена обществав результатеразумного

ипродуманноговоспитания.Общийпроцессвоспитаниянеможет

бытьполнымбезэстетическоговоспитания.Кабемечталотом,

чтобы все дети без исключения учились музыке и пению.

Неменееинтереснывзглядынавоспитаниеещеодногосоциа

листа-утопистаШарляФурье(1772—1837).Вего трудахчетко

подчеркивается мысль осочетании умственногои физическоговос

питания в процессе труда.Он утверждал, что «…воспитание имеет

целью осуществлять полное развитие физических и умственных спо

собностей,применятьихвсе,дажеразвлечения,кпроизводитель

ному труду» [11, с.336].

26

Замечательной фигурой средивсех социалистов-утопистовXIX в.

является Роберт Оуэн (1771 —1858). Великий социалист-утопист уде-

лялбольшоевниманиевсестороннемуразвитиючеловека.Оуэн,

мечтаяобудущемобществе,полагал,что«…первоочереднойза

дачейобщинывсегдабудетпредоставлениевсемеечленамнаи

лучшегофизического,нравственногоиумственноговоспитания»

[12, с.263-264].

В вопросеформирования всесторонне развитого человека на пер-

воеместоОуэнставилфизическоевоспитаниекакосновувсего

последующеговоспитания.Всохраненииздоровьяонвиделодин

изглавныхпринциповбудущегосовершенногообщества.Поего

мнению,здоровье,физическоесовершенствоиумственноевос

питание принесут истинное счастьечеловечеству.Оуэнбылубеж

ден,чтоприпомощивоспитанияможнонетолькосделатьчело

векафизическисовершенным,ноивоздействоватьнаегофизи

ческуюприродувцеляхеедальнейшегосовершенствования.Он

считал,что«…физическиеупражнения,введенныедляусовер

шенствованияприродныхсклонностей,укрепленияздоровьяи

силы отдельныхлюдей, составят часть системы образованияивос

питаниядетей.Такимобразом,дети,развлекаясь,будутприобре

тать враннем возрастепривычки,которые помогутимсделаться в

старшемвозрастехорошимизащитникамисвоейстраны,если

потребуется,защищатьее;повсейвероятности,нанихможно

будетположитьсягораздобольше,чемналюдей,физическое,ум

ственноеинравственноевоспитаниекоторыхбыломенеетща

тельным» [12, с. 263—264].

Иоганн ХристофорГутсутс(1759—1839)выдающийся не-

мецкийтеоретикипрактикфизическоговоспитания.Онизучал

гимнастику идалнаучное обоснованиеи методикуеепроведения.

Субъективнаягимнастиказаключаетсявустановлениигармонии

между телесными и духовными силами человека. Объективная в

приобретениинавыков,полезныхдляжизни,которойуправляет

тысячаслучайностей.ПомнениюГутс-Мутса,гимнастикаукреп

ляетмышцы,оживляеткровообращение,закаляеткожу,развивает

вмускулахителенавыкинаиболееловкихиэффективныхдви

жений, совершенствует органы чувств.

Оннаписалсамоучительпоплаванию,учебно-методические

рекомендациипоиграм.Поегокнигампреподавалигимнастику

нетольковГермании,ноивДании,Швейцарии,АнглиииГол

ландии.

Значительныйвкладвтеориюфизическоговоспитаниядетей

внесЖорж Демени(1850 1917),французскийфизиологипеда-

гог,авторгимнастическойсистемыфизическоговоспитания.Его

система была рассчитана на непрерывные занятия, использование

27

§

Оздоровительные задачиконкретизируются с учетоминдивиду

альных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

формирование правильной осанки;

своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

формирование изгибов позвоночника;

развитие сводов стопы;

укрепление связочно-суставного аппарата;

— развитие гармоничного телосложения;

— регулирование роста и массы костей;

— развитиемышцлица,туловища,ног,рук,плечевогопояса,

кистей,пальцев,шеи,глаз,внутреннихоргановсердца,крове

носныхсосудов,дыхательныхмышцидр.;особоевниманиеуде

ляется развитию мышц-разгибателей.

Оздоровлениеребенкапредполагаеттакжесовершенствование

деятельности сердечно-сосудистойидыхательнойсистем, развитие

уменияприспосабливатьсякменяющейсянагрузкеивнешним

условиям.Дляэтогонеобходимовпроцессефизическоговоспита

нияребенкаразвиватьунегоподвижностьгруднойклетки,увели

чиватьжизненнуюемкостьлегких,способствоватьтренировкеме

ханизмовтерморегуляции,обеспечитьтренированностьнервных

процессов,совершенствоватьдеятельностьдвигательногоанализа

тора, органов чувств.

Дляразвитиядвигательнойдеятельностиребенкаоченьважен

творческийподход.Онспособствуетраскрытиюпотенциальных

возможностейорганизмаребенка,создаетусловиядляреализации

свободыдействий, обеспечивает гармониюребенкассамимсобой,

окружающей природой и социальной средой.

Подвоздействиемокружающегомираперестраиваетсяработа

Про пособия:  Ежемесячные выплаты из материнского капитала в 2020 году: как получать на второго ребенка до 3 лет

организма,онначинаетфункционироватьврежиме,требующем

наименьших затрат энергии.

Благодаряактивизациимеханизмовсаморегуляцииголовной

мозганализируетпоступающуюразнородную,многоплановую ин

формацию, совершенствуетиповышает оздоровительную деятель

ность организма.

Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включает

в себя и образовательные задачи.

Они предполагают формирование двигательных умений и навыков;

развитиепсихофизическихкачеств (быстроты,силы,гибкости,

выносливости,глазомера,ловкости);развитиедвигательных

способностей(функцииравновесия,координациидвижений).В

процессефизическоговоспитанияребенок:приобретает

определеннуюсистемузнаний офизическихупражнениях,их

структуре, оздоровительном воздействии на организм;

40

осознает свои двигательные действия;

усваивает физкультурную и пространственную терминологию

(както:исходныеположения,колонна,шеренгаидр.;вперед—

назад,вверх—внизидр.),получаетнеобходимыезнания о

выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;

узнаетназванияпредметов,снарядов,пособий,способыи

правила пользования ими;

ребенок познает своетело,унегоформируетсятелеснаяреф

лексия.

Занимаясь физическими упражнениями,ребенок закрепляет зна

ния об окружающей природедеревьях, цветах,траве, животных

иптицах.Онпознаетсвойстваводы,песка,снега;особенности

смены времен года.

Унегозначительнообогащаетсясловарныйзапас,развиваются

память, мышление, воображение.

Физическое образование способствует приобщению ребенкаи к

большомуспорту.Онприобретаетзнанияоведущихмировыхи

отечественныхспортсменах,чтозначительнорасширяетегокру

гозор.

Таким образом, реализуя в дошкольном физическом воспитании

образовательную задачу, педагог одновременно приобщает ребенка

к основам кинестетического образования, готовит его к по

ступлению в школу.

Особоследуетподчеркнутьзначениефизическоговоспитания

каксредства,способствующеговоспитаниютворческой,разно

сторонне и гармонично развитой личности ребенка.

Впроцессефизическоговоспитанияосуществляютсяследую

щие воспитательные задачи:

потребность в ежедневных физических упражнениях;

умениерациональноиспользоватьфизическиеупражненияв

самостоятельной двигательной деятельности;

приобретениеграции,пластичности,выразительностидви

жений;

самостоятельность, творчество, инициативность;

самоорганизация, взаимопомощь.

Крометого,уребенкавоспитываютсягигиеническиенавыки,

привычкаксамообслуживанию,помощивоспитателювпроведе

нии и организации разнообразных форм спортивных игр.

Благодаря физическому воспитанию

создаютсяблагоприятныеусловиядляформированияполо

жительныхчертхарактера(организованности,скромности,отзыв

чивости и т.п.);

закладываютсянравственныеосновыличности(чувствасоб

ственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимо-

41

Тема 2. средства формирования физической культуры личности

СРЕДСТВАМИ в физической культуре называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми с целью физического совершенства. В настоящее время выделяют следующие группы средств физической культуры:

• физические упражнения;

• естественные силы природы;

• гигиенические факторы;

• специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства;

• идеомоторные, психогенные и аутогенные средства. Представление о содержании понятия «физическое упражнение» тесно связано с такими понятиями как «движение» и «двигательное действие».

ДВИЖЕНИЕ – это результат двигательной деятельности человека, обеспечивающий перемещение тела или его частей по отношению к внешним предметам или друг к другу.

Для физической культуры имеют значение произвольные движения, которые характеризуется следующими признаками: они всегда является функцией сознания и приобретаются в процессе жизненного опыта.

В дальнейшем мы будем говорить только о произвольных движениях, которые подчинены воле человека (в отличие от врожденных).

ДВИГАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ – группа движений, объединенных в систему для решения какой-либо двигательной задачи.

Каждая из перечисленной группы средств отличается спецификой и многообразием воздействия, но основным средством в физической культуре принято считать физические упражнения.

Физические упражнения, которые исторически выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.), принято называть естественными. Специально же созданные в процессе развития теории и практики физической культуры упражнения называют аналитическими (на снарядах, с предметами и др.)

ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ – это двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физической культуры, сформированные и организованные в соответствие с закономерностями ее развития (Ж.К. Холодов);

ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ – двигательные действия, созданные и применяемые для физического совершенствования человека (Б.А.Ашмарин, 1990).

Необходимо усвоить, что не каждое действие мы можем назвать физическими упражнениями. Физическими упражнениями мы называем только те действия, которые направлены на решение задач физической культуры и подчинены ее закономерностям.

Поскольку физические упражнения возникли на основе трудовых действий, они имеют много общего с трудом. Эта общность выражается в схожести их биомеханических, физиологических и биохимических механизмов. Однако это не может служить основой для отождествления физических упражнений и труда. Различия между ними заключаются в следующем:

• физическими упражнениями решаются педагогические задачи (физическое упражнение направлено на «самого себя», на личное физическое совершенство), а трудовыми действиями решаются производственные задачи (улучшение производительности труда).

• физические упражнения выполняются в соответствии с закономерностям физической культуры, а трудовые – производства.

• только система физических упражнений позволяет гармонично развивать органы и системы, физические качества человека. Трудовые же действия имеют специализированный к производству характер и не оказывают всестороннего воздействия.

Из всего перечня представленных выше средств физической культуры, самым специфичным и наиболее широко используемым средством, является физическое упражнение. Обусловлено это следующими причинами, т. к. они:

наиболее полно удовлетворяют потребность человека в двигательной активности.

воздействуют не только на морфофункциональное состояние, но и на личность занимающегося.

как системы движений выражают мысли и эмоции человека, его отношение к окружающей действительности.

это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физической культуры, его научных и практических достижений.

При выполнении отдельно взятого упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта. Необходимо многократное повторение упражнения с тем, чтобы усовершенствовать движение и развить физические качества. При этом при выполнении физических упражнений в организме занимающегося происходят физиологические, психические, биохимические и другие процессы, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сфере.

Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности. В физической культуре разработаны подходы к использованию естественных сил природы и они могут применяться как:

• сопутствующие факторы, усиливающие положительное влияние физических упражнений, когда они выполняются в лесу, у водоема, в горной местности. Воздействие этих условий накладывается на эффект физических упражнений, дополняет его, усиливает или ослабевает воздействие физических упражнений;

• относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры).

Благоприятные условия внешней среды усиливают и оптимизируют влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, организовать рациональный отдых, вызывают у занимающихся радость и бодрость.

Одним из основных результатов целесообразного использования факторов среды в процессе физического воспитания является закаливание человека, т. е. повышение устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации. Закаливание дает возможность сохранять здоровье и работоспособность.

К гигиеническим факторам относят мероприятия по личной и общественной гигиене труда, отдыха, питания, быта, сна, условий восстановления, окружающей среды и др. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность занимающегося, соблюдение гигиенических норм и требований, является обязательным, так как повышает эффект воздействия упражнений.

Следовательно, знание факторов, определяющих эффективность воздействия физических упражнений, позволит повысить продуктивность их использования. Все многообразие факторов, может быть сгруппировано следующим образом:

Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, уровень умственной, нравственной, физической и моральной подготовленности, уровня заинтересованности в двигательной деятельности, сформированности мотивов и др.). Одно и то же физическое упражнение в зависимости от индивидуальных особенностей производит различный эффект на занимающихся.

Научные факторы. Чем больше научных исследований и внедрений их в практику, тем эффективней можно использовать физические упражнения.

Методические факторы. Среди них особого внимания заслуживают такие как оптимальная дозировка и учет явлений последствия. Оптимальная дозировка предполагает строгую избирательность характеристик нагрузки, таких как: продолжительность, интенсивность, количество и частота повторений, характера отдыха и др. в зависимости от конкретных задач и условий занятий, а также индивидуальных особенностей занимающихся.

Учет явлений последствия предполагает умение фиксировать, правильно понимать и оценивать те функциональные изменения, которые произошли под воздействием от предыдущего упражнения или занятия. Эффект от выполнения упражнений может быть срочным, который возникает после одного или серии упражнений в одном занятии; отставленным, появляющийся после нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), который проявляется после серии занятий.

Метеорологические факторы. В зависимости от условий окружающей среды (температура, осадки, атмосферное давление и др.) должны изменяться состав используемых упражнений и параметры использования нагрузок.

Материальные факторы. Использование более качественного оборудования, инвентаря, специальной одежды, обуви способствует повышению эффективности воздействия физических упражнений.

Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, позволяет специалисту в области физической культуры успешно решать задачи физического образования и физического воспитания.

Физические упражнения имеют свои содержание и форму.

СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это совокупность процессов (психологических, биологических, биохимических, и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающегося.

Результатом этих процессов является способность человека к двигательной деятельности, выражающихся в физических и психических качествах. Эффект физических упражнений определяется прежде всего его содержанием.

ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение.

К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении данного упражнения. Например, взаимосвязь процессов (нервномышечной координации, биологических, психических и др.) при беге будет иной, нежели при плавании.

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание при этом играет ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными будут и компоненты техники (темп, длина шага и др.). На проявление физического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. Нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая педагогическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы выступает взаимосвязь, согласованность двигательных умений и навыков, входящих в данное двигательное действие.

В качестве внешней формы выступает результат решения поставленной задачи («освоение», «не освоение» и др.). «Представителем» содержания являются физические качества, а формы – техника упражнений. Но поскольку содержание всегда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся «старая» техника физических упражнений сдерживает проявление физических качеств.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это разделение их на группы в соответствии с определенным квалификационным признаком.

Классификации физических упражнений нужны для того, чтобы более эффективно подбирать упражнения для решения двигательной задачи с учетом возраста, пола, состояния здоровья и т. д. При этом необходимо помнить, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений, причем, наибольшее значение имеют классификации, осуществленные по следующим признакам:

1. По целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, лечебные, рекреационные и др.

В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта.

СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это те упражнения, которые представляют те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком таких упражнений является существенное сходство с соревновательными как по форме, так и по содержанию.

ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это упражнения, представляющие собой основные практические средства общей подготовки спортсмена.

2. По воздействию на развитие отдельных физических качеств. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости.

3. По анатомическому признаку. В данной классификации упражнения подразделяются по признаку воздействия на отдельные мышечные группы: упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища, шеи, ног и др.

4. По структурным биомеханическим признакам. В данном случае упражнения подразделяются на:

циклические, для которых характерна закономерная последовательность, повторяемость и связь циклов движений (бег, ходьба, плавание и др.);

ациклические, которые состоят из неповторяющихся движений (метания, прыжки и др.);

комбинированные, которые соединяют в себе движения циклического и ациклического характера (прыжки или метания с разбега);

5. По мощности выполняемой работы. В данном случае выделяют упражнения умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной мощности.

6. По механизмам энергообеспечения мышечной деятельности. Выделяют аэробные, анаэробные и аэробно-анаэробные упражнения, т. е энергообеспечение мышечной деятельности происходит соответственно за счет окисления с участием кислорода, в бескислородных условия смешанного характера.

Помимо указанных классификаций существуют иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, вестибулярного аппарата) по снарядовому признаку (со снарядами и без них), по числу занимающихся (в парах, тройках, группах) и др.

Про пособия:  Скачать учебник Любушин Н.П. "Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности"

Выполняя какое-либо физическое упражнений, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, предать точный пас партнеру по команде, преодолеть в прыжке определенную высоту и др. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по мячу можно выполнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом.

ТЕХНИКА – это способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, главное (ведущее звено) и детали техники.

ОСНОВА ТЕХНИКИ – это совокупность движений, необходимых для решения двигательной задачи.

Например, в прыжках в длину с разбега основу техники составляют разбег, отталкивание, полет, приземление. Выпадение одного элемента основы техники не дает возможности выполнить двигательную задачу.

ГЛАВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ – наиболее важная часть данного способа решения двигательной задачи. Так, в прыжках, главным звеном является отталкивание, а в толканиях – финальное усилие.

ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ – второстепенные особенности движения, не нарушающие основ техники, но способствующие более полной реализации индивидуальных возможностей при решении двигательной задачи.

В прыжках в длину с разбега детали техники будут заключаться в количестве и частоте шагов при разбеге.

Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в процессе физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:

• возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

• поиском более совершенных способов выполнения движений;

• повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;

• совершенствованием методик обучения;

• появлением нового инвентаря, оборудования.

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают кинематические характеристики (пространственные, временные, пространственно-временные), динамические характеристики (внутренние и внешние силы), ритмические и обобщенные (качественные) характеристики.

Пространственные характеристики включают положение тела, траекторию (путь) движения.

Положение тела. Какое бы двигательной действие ни совершал человек, он должен придать своему телу определенное положение в пространстве. Различают исходные, промежуточные, конечные положения тела.

Исходное положение принимают с целью создания наиболее выгодных условий для начала последующих действий, лучшей ориентировки в окружающей обстановке, сохранение устойчивости, обеспечение свободы движения, соответствующего воздействия на определенные органы и системы организма.

Низкий старт легкоатлета, стойка боксера, вратаря являются внешним выражением готовности к действию. Все эти позы можно отнести к тем состояниям, которые академик А.А. Ухтомский назвал «оперативным покоем». Хотя в них нет внешних движений, но нигде так ярко не проявляется единство концентрированной целеустремленности организма, как в этих вступительных к движению позах.

Промежуточное положение. Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или его частей в процессе выполнения самого движения. Так, низкая посадка конькобежца уменьшает сопротивление внешней среды, что влечет за собой повышений скорости передвижения.

Конечное положение. В отдельных физических упражнениях конечные положения играют большую роль. Например, приземление в прыжках на лыжах с трамплина. Но есть двигательные действия, в которых конечное положение тела не влияет на результат.

Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направлением, амплитудой.

Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко и применяются тогда, когда требуется развить наибольшую скорость какой-либо части тела на коротком пути (укол в фехтовании, удар в боксе).

Криволинейные движения встречаются горазда чаще, и их сложность зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще и наоборот. Например, в области тазобедренного сустава мышц больше, расположены они разнообразнее, а все же движения ногой беднее, чем рукой.

Направление – это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (партнера, спортивного снаряда). Различают направления основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные ((вперед-кверху, вперед-книзу и др.)

Направление движений играет важную роль для обеспечения высокой точности высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, более или менее благоприятных условий в деятельности органов дыхания и кровообращения. Даже небольшие отклонения в направлении движений, например у боксеров, баскетболистов, футболистов, ведут к тому, что они не достигают конечной цели в своих действиях.

Амплитуда движения – величина пути перемещения частей тела (Л.П.Матвеев определяет амплитуду как «размах движений). Она измеряется в угловых градусах, в линейных мерах (длина шага), условных обозначениях (полуприсед, шпагат) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног).

Движения большой амплитуды называют обычно размашистыми, а малой – мелкими. Если амплитуда движений не соответствует решаемой двигательной задаче, то их называют неточными.

Во многих двигательных действиях максимальная, анатомически возможная амплитуда, как правило, не используется. Стремление чрезмерно увеличить амплитуду движений может привести к травмам суставно-связочного аппарата и мышц.

Временные характеристики. К ним движений относятся длительность и темп движения.

Длительность движения – это время, затраченное на выполнение движения. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных его частей (старт, поворот, финиширование в плавании), фаз (замах, удар в волейболе), циклов (скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений. Продолжительность каждой выше перечисленной составляющей упражнения, может изменить и определить результат.

Темп движений – это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений (циклов). При однократных движениях (прыжке, метании) темп, естественно не наблюдается.

Темп движений находится в обратно пропорциональной зависимости от их длительности: чем длительность меньше, тем темп выше. Например, уменьшение длительности шага в беге на коньках на определенной дистанции ведет к повышению частоты шагов.

Не следует отождествлять понятие „темп“ и „скорость“ движений, хотя часто (но не всегда) скорость движения зависит от темпа и наоборот. Например, в беге, с увеличением темпа (при одной и той же длине шагов) неизбежно увеличивается скорость движений в каждом шаге, но если одновременно с увеличением темпа уменьшается длина шагов, то скорость движений может оставаться неизменной.

Темп движения зависит от массы или моментов инерции движущего тела. Так, при движениях пальцев рук можно поддерживать более высокий темп, чем при движения туловища. С изменение темпа нередко качественно изменяется вся структура движения. Так, если темп становится выше определенных пределов, нормальная ходьба переходит в бег.

Пространственно-временные характеристики.

Скорость движения – Это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени.

При определении скорости в поступательном движении ее обычно измеряют в метрах в секунду (линейная скорость), а при вращательном – в радианах в секунду (угловая скорость).

Если скорость движений постоянна, то такое движение называют равномерным, а если она изменяется – неравномерным.

Ускорение – изменение скорости в единицу времени. Оно может быть положительным (скорость возрастает) и отрицательным (скорость убывает).

Понятие „скорость движения“ не следует отождествлять с понятием „скорость передвижения“. Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствующих движений, но и от других факторов (частоты шагов в беге, сопротивления воздуха в беге на коньках).

При выполнении циклических упражнений (бег, плавание, гребля и др.) в соревновательных условиях большое значение имеет умение точно выдерживать заранее запланированную скорость. Это позволяет целесообразно распределить свои силы на дистанции и определять момент наступления утомления. Умение управлять скоростью движений называют „чувством скорости“.

Силовые характеристики. В практике для силовой характеристики движений пользуются понятием „сила движения“.

Сила движения – это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках и др.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и др.).

Понятие „сила движения“ является обобщенным. Хотя она зависит от прилагаемых мышечных усилий, ее не следует отождествлять с мышечной силой. Сила движения человека представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил. Знание сил, действующих на человека, облегчает понимание техники физических упражнений и поиска ее эффективных вариантов.

Внутренними силами являются: активные силы опорно-двигательного аппарата – силы тяги мышц, пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичные силы мышц, вязкость мышц и др., а также реактивные силы – отраженные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения.

Внешними силами являются: силы тяжести собственного тела; силы реакции опоры; силы сопротивления внешней среды.

При овладении техникой двигательных действий нужно стремиться к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьшении сил тормозящих.

Ритмическая характеристика. Одной из интегральных характеристик техники движений является ритм.

Ритм – соразмерность элементов движения по усилиям, во времени и в пространстве (Л.П.Матвеев, 1976).

Ритм – соразмерность во времени сильных акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений, с их различным временным соотношением. Все эти моменты присутствуют в любом целостном двигательном акте.

Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим) так и однократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно определяют путем измерения фаз, которые характерны для данного физического упражнения. Например, ритм в беге на коньках выражается ритмовым коэффициентом, который равен отношению времени отталкивания ко времени свободного скольжения, в беге – отношением времени опоры ко времени полета.

На изменение ритма при выполнении физического упражнения влияют внешние условия, состояние занимающегося. Например, при передвижении на лыжах переменным двухшажным ходом в плохих условиях скольжения происходит некоторая перестройка в характере временных соотношений фаз движений в цикле – уменьшается длительность фаз отдыха и увеличивается длительность рабочих фаз. Подобная вариативность ритма движений обеспечивает поддержание скорости передвижения в плохих условиях скольжения.

Обобщенные (качественные) характеристики. Наряду с характеристиками, имеющими достаточно точную количественную меру, при анализе техники используют качественные характеристики. При выполнении двигательного действия качественные характеристики отражают не один какой-либо признак, а их комплекс.

Они придают движению определенное своеобразие, более яркую внешнюю выразительность. С определенной мерой условности можно выделить следующие обобщенные качественные характеристики техники: плавность, точность, экономичность, волнообразность, пружинность, угловатость, напряженность, легкость, мягкость.

Эти качественные характеристики техники обычно оцениваются по их внешним проявлениям и могут контролироваться без применения сложных инструментальных устройств.

Выполнение физических упражнений требует энергозатрат более высоких, чем в покое. Разность энергозатрат между состоянием физической активности и состоянием покоя характеризует физическую нагрузку. Более доступно, но менее точно можно судить о физической нагрузке по показателям частоты сердечных сокращений, частоты и глубины дыхания, кровяного давления и т. п., как во время выполнения физических упражнений, так и в интервалах отдыха.

НАГРУЗКА – это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, которая сопровождается повышенным уровнем функционирования организма по сравнению с состоянием покоя.

Различают внешнюю и внутреннюю стороны нагрузки. К внешней стороне нагрузки относятся интенсивность и объем. Внутренняя сторона физической нагрузки определяется теми функциональными изменениями, которые происходят в организме вследствие влияния внешних сторон (интенсивности и объема).

Под объемом нагрузки – понимают как длительность выполнения физических упражнений, так и суммарное количество физической работы, выполненное в течение определенного времени (за одно занятие, неделю, месяц, период и т. д.). Критериями оценки внешней стороны нагрузки могут служить: количество повторений упражнений, количество занятий, суммарное время, затраченное на работу, суммарный километраж, суммарный вес отягощений и др.

Интенсивность нагрузки – это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема нагрузки во времени. Критериями интенсивности внешней стороны нагрузки, как правило, служат: скорость передвижения в беге на коньках, лыжах, плавании; темп игры или боя; процент упражнений, выполненных с относительно большей интенсивностью; моторная плотность занятия.

В качестве показателей интенсивности внутренней стороны нагрузки могут быть минимальные, средние, максимальные значения ЧСС, величина энергетических затрат в единицу времени, величина сердечного выброса, скорость накопления и количество лактата в крови и др.

Интенсивность нагрузки можно регулировать за счет: скорости передвижения; величины ускорения; координационной сложности; темпа выполнения упражнений (количество повторений в единицу времени); относительной величины напряжения (в процентах от личного рекорда в конкретном упражнении); амплитуды движений; сопротивления окружающей среды (рельеф местности и др.); величины дополнительного отягощения; психической напряженности во время выполнения упражнения.

Между предельными показателями объема и интенсивности нагрузки существует обратно пропорциональная зависимость: чем выше сила воздействия на организм упражнения высокой интенсивности, тем скорее человек устанет и вынужден будет прекратить его выполнение.

Физическая нагрузка с соответствующей интенсивностью лишь тогда становится эффективной, если она достигает необходимого объема. Так, при повторном пробегании коротких отрезков (20–60 м) с высокой интенсивностью и оптимальным интервалом отдыха между ними, в первых трех-четырех попытках будут развиваться преимущественно скоростные качества.

В последующих повторениях, вследствие исчерпания алактатного источника энергии, продолжение этой же работы будет содействовать мобилизации гликолитического механизма энергообеспечения. Тренировочный эффект уже будет направлен на преобладающее развитие скоростной выносливости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *