Мухина с.а., тарновская и.и. основы сестринского дела

Среди заболеваний, относящихся к ВБИ, большинство связанно с медицинскими
вмешательствами. В частности, это постинъекционные осложнения (инфильтраты, аб—
сцессы, флегмоны). Следует отметить, что многочисленные литературные данные не
позволяют получить объективное представление о частоте ВБИ, развивающихся в
результате диагностических и лечебных процедур, вакцинаций и профилактических
осмотров.
Итак, у 69,3% госпитализированных пациентов с постинъекционными нагноениями,
инъекция производилась медицинскими работниками поликлиник и скорой помощи.
Смертность пациентов с постинъекционной патологией составляет 2%, так как у
1,7% пациентов происходит генерализация инфекции.
Передаче ВИЧ и вирусов гепатита В, С, Д также способствуют инъекции. Так, серь—
езный первичный очаг ВИЧ был зарегистрирован в 1988 г. в Элисте и соседних горо—
дах — 250 инфицированных. Сегодня, учитывая увеличение ВИЧ-инфицированных, в
том числе среди медицинского персонала, риск передачи ВИЧ во время диагности—
ческих и лечебных процедур значительно возрастает.
Вирусные гепатиты В, С, Д составляют 6-7% в общей структуре ВБИ. При
росте заболеваемости гепатитом В в Российской Федерации (рис. 1.1) можно ожи—
дать в ЛПУ увеличения риска инфицирования вирусом гепатита В.
Рис. 1.1
7-12% — кишечные инфекции, при этом 80% случаев — сальмонелез. 7-9%
внутрибольничного сальмонеллеза выявлено у медицинского персонала ЛПУ.
Исследователи отмечают, что «медицинский персонал является основным резер—
вуаром инфекции, за счет которого обеспечивается циркуляция и сохранение возбу—
дителя, вызывающего формирование стойких очагов сальмонелеза в ЛПУ.»
В таблице приводится динамика инфицирования внутрибольничными инфекция—
ми на территории РФ.
Передача патогенных микроорганизмов от пациента к пациенту происходит так—
же, как и от пациента к персоналу.
В частности, через руки персонала передаются: золотистый стафилококк, эпи—
дермальный стафилококк, стрептококк А, энтерококк, эшерихии, клебсиелла, энтеро—
бактер, протей, сальмонелла, синегнойная палочка, анаэробные бактерии, дрожжепо—
добный гриб рода кандида, простой герпес, вирус полиомиелита, вирус гепатита А.
Учитывая количество микроорганизмов, следует помнить, что мытье рук — серьез—
ная мера профилактики ВБИ.
9
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ГЕПАТИТОМ В СРЕДИ
ВРАЧЕЙ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (на 100 тыс.)
Москва, 1996 г.
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПАЦИЕНТОВ ГЕПАТИТОМ В
(на 100 тыс. населения) Российская Федерация и
Москва, 1986-1996 гг.
§
Методы очистки
Тщательная очистка и мытье могут удалить с поверхности большинство микроор—
ганизмов. Очистка должна предшествовать дезинфекции и стерилизации. Она вы—
полняется с помощью воды, механических приспособлений и детергентов. Возможна
как ручная, так и аппаратная очистка, использование ультразвука, специальных детер—
гентов и порошков. Ручная более трудоемка и не всегда возможна при деконтамина—
ции некоторого оборудования или отдельных его частей (например, анестезиологи—
ческого оборудования).
Уборка различных помещений ЛПУ предусматривает очистку как метод де—
контаминации.
Все помещения должны содержаться в чистоте. Необходимо помнить, что несо—
ответствующая требованиям или неправильная уборка помещений может увеличить
риск распространения инфекции. Уборочный инвентарь (швабры, тряпки, щетки, вед—
ра) выделяют отдельно для различных помещений отделения и соответственно мар—
кируют. После уборки весь уборочный инвентарь промывают в горячей (65°С) воде с
моющими средствами и хранят в сухом виде.
Установлено, что количество бактерий в воздухе удваивается после подметания
пола веником. Более безопасными и эффективными средствами уборки являются
пылесосы со специально встроенными воздушными фильтрами (пылесос удаляет до
98% микроорганизмов вместе с пылью), хлопчатобумажные или нейлоновые щетки.
Пол следует мыть с моющим средством 2 раза в день (а при необходимости и чаще).
Поверхности выше уровня пола нужно ежедневно чистить пылесосом или под—
вергать влажной уборке с моющим средством. Использование дезинфицирующих
средств для уборки палат, холлов не рекомендуется, поскольку дезинфицирующие
средства активны только в растворенном виде, а при быстром высыхании поверхно—
стей действие дезинфицирующих средств прекращается и не обеспечивается необ—
ходимая для дезинфекции экспозиционная выдержка. Рассыпанные или пролитые
материалы, загрязненные и содержащие биологические жидкости убирают немед—
ленно с помощью соответствующего дезинфицирующего средства.
Ручная очистка оборудования. Все оборудование, подвергающееся в последу—
ющем дезинфекции и стерилизации, перед очисткой должно быть разобрано. Для
мытья и удаления с поверхности оборудования жидкостей, содержащих белок (кровь,
мокроту и т. п.), нужно предварительно использовать холодную воду, так как горячая
вода и некоторые дезинфицирующие средства фиксируют (коагулируют белок), кото—
рый будет трудно удалить при последующих этапах деконтаминации.
Для очистки поверхностей оборудования можно использовать 0,5-1% раствор
натрия гидрохлорида или другие имеющиеся средства.
При использовании аппаратов очистка изделий проводится более качественно и
безопасно для персонала и пациента путем промывки сначала холодной, а затем теп—
лой водой с детергентом.
Многие современные аппараты являются одновременно моющими и дезинфици—
рующими.
Дезинфекция направлена на разрыв цепочки инфекционного (эпидемического)
процесса, ограничивая функционирование одного из его основных звеньев — возбу—
дителя заболевания. Она производится с помощью физических и химических мето—
дов. Когда возможно, нужно использовать физические методы дезинфекции, поскольку
они более надежны, легче контролируются, нетоксичны.
Цель дезинфекции — уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорга—
низмов на объектах внешней среды палат и функциональных помещений отделений
ЛПУ, на медицинском оборудовании и инструментарии.
При некоторых ВБИ (ГСИ, кишечные инфекции)дезинфекция является практичес—
ки единственным способом снижения заболеваемости в ЛПУ.
19
§
Тактика и способы профилактической и очаговой дезинфекции существенно от—
личаются. «Следует помнить, что дезинфекция проводится с учетом эпидемической
опасности и значимости ряда предметов и оборудования как предполагаемых факто—
ров риска в реализации того или иного механизма передачи ВБИ.»
Чтобы дезинфекция была эффективной, нужно знать назначение средств и мето—
дов дезинфекции, способы и режимы их применения для обеззараживания объектов,
рекомендуемую для этих целей аппаратуру и приборы, особенности обеззараживае—
мых объектов, способы защиты персонала, проводящего дезинфекцию, и находящихся
в помещении пациентов.
Физические средства дезинфекции: высушивание, воздействие высокой тем—
пературой (сжигание, прокаливание, кипячение), пар, горячий воздух, ультрафиолето—
вое облучение и др.
При ультрафиолетовом облучении антимикробное действие обеспечивается УФ—
лучами, исходящими от специальных настенных, потолочных, переносных и передвиж—
ных бактерицидных ультрафиолетовых установок. Их используют с целью снижения
микробной обсемененности воздуха и поверхностей различных объектов ЛПУ.
Сухой горячий воздух при температуре более 100°С изменяет органические ве—
щества, растительные и животные волокна, а свыше 170°С — обугливает их. Он оказы—
вает бактерицидное, вирулицидное, фунгицидное, спороцидное и инсектицидное дей—
ствие. Сухой горячий воздух (160°-180°С) применяют в воздушных стерилизаторах,
камерах и аппаратах для дезинфекции посуды, инструментов, изделий медицинского
назначения из металла, стекла, силиконовой резины, а в камерах при температуре 80—
100°С — для дезинсекции одежды, постельных принадлежностей и других вещей.
Водяной пар проникает вглубь обрабатываемых объектов, оказывает сильное
антимикробное действие: вегетативные формы патогенных и условно-патогенных мик—
роорганизмов погибают от воздействия пара при температуре 80°С, а споровые фор—
мы при температуре 120°С в течение 10 мин. Водяной насыщенный пар под давлени—
ем используют в дезинфекционных камерах для обеззараживания одежды, постель—
ных принадлежностей, а в паровых стерилизаторах для дезинфекции аптечной и ла—
бораторной посуды, изделий медицинского назначения и предметов ухода из стекла,
коррозионностойкого металла, изделий из текстильных материалов, резины, латекса
и отдельных полимерных материалов.
Горячая вода (60-100°С) оказывает антимикробное действие в отношении многих
микроорганизмов, вегетативные формы которых погибают в течение 30 мин. Горячую
воду с добавлением моющих средств используют для механического удаления заг—
рязнений и микроорганизмов при стирке белья, мытье посуды, уборке. Кипячение в
воде при температуре 80°С в течение 15-45 мин применяют для обеззараживания
белья, посуды, инструментов, изделий медицинского назначения, предметов ухода
за больными, игрушек и других объектов. При добавлении в воду 2-процентного ра—
створа натрия гидрокарбоната антимикробное действие кипячения усиливается.
При соблюдении всех условий данный метод обеспечивает дезинфекцию высо—
кого уровня.
Оборудованием инструментарий должны быть тщательно очищены, положены в
контейнер и запиты водой. Вода нагревается до кипения. Дезинфекция начинается с
момента закипания и продолжается 5 мин. Для предупреждения коррозии в воду
добавляется 2-процентный раствор натрия бикарбоната. Использованные инструменты
необходимо прокипятить или обработать в паровом стерилизаторе и высушить в те—
чение дня. После кипячения воду из кипятильника слить и вытереть его насухо.
Оборудование, которое разрушается в результате кипячения, дезинфицируют в
течение 5 мин при температуре 80°С. При этом должна быть обеспечена возможность
точной регулировки температуры воды в кипятильнике.
Дезинфекция кипящей водой белья, постельных принадлежностей, столовых
21
Учебно-методическая разработка
Тема: «Прием пациента в стационар».
Галлямова В. С.
Ахмадиева Д. А.
УФА — 2022г.
Пояснительная записка.
Учебно – методическое пособие разработано в помощь студентам первого курса медицинского колледжа для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Основы сестринского дела », соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и календарно – тематическому плану по дисциплине. Оно может содействовать улучшению качества сестринского ухода и повышению профессиональных знаний медицинской сестры, фельдшера, акушерки.
Приемное отделение стационара является самостоятельным структурным подразделением, главной целью которого является осуществление госпитализации всех обратившихся в приемное отделение при наличии показаний и оказание неотложной медицинской помощи тем, кому госпитализация не показана.
Данное отделение является как – бы визитной карточкой стационара. От того насколько профессионально грамотно организована работа в данном отделении, в немалой степени зависит успех лечения пациента, а иногда и жизнь.
Тема: « Прием пациента в стационар. Устройство и функции приемного отделения стационара».
Цели занятия.
· Интерпретировать словесный материал, т.е. переводить его в графики, таблицы и наоборот
· Осуществлять прием пациентов в практической деятельности медсестры.
·Использовать стандарты сестринского ухода в практической деятельности медсестры.
·Прививать студентам устойчивые навыки системной организации изучения нового материала
·Обучить студентов работе с медико–технологическими протоколами сестринских манипуляций
·Прививать студентам умения по организации ухода за пациентами.
·Подготовить студентов к самостоятельной практической деятельности в отделениях ЛПУ.
· Творческий подход к изученному материалу, стимулируя самостоятельный перенос студентом усвоенных знаний в новые ситуации и практическую деятельность медсестры
· Развитие клинического и логического мышления при решении проблемно – ситуационных задач.
-применением ТСО.
· произвести осмотр и осуществить соответствующие мероприятия при выявлении педикулеза
· регистрировать пациента в «Журнале учета приема больных и отказов в госпитализации»
· транспортировать пациента в лечебное отделение (на каталке, кресле-каталке, на руках, пешком)

Содержание занятия:
Устройство и функции приемного отделения стационара. Содержание деятельности сестринского персонала приемного отделения. Пути госпитализации пациентов в стационар.
Осмотр волосистых частей тела пациента для выявления педикулеза. Дезинсекционные мероприятия при педикулезе в соответствии с нормативными документами, педикулоцидные препараты.
Виды санитарной обработки пациента: полная и частичная.
Медицинская документация приемного отделения стационара. Регистрация пациентов в «Журнале учета приема больных и отказа в госпитализации». Оформление титульного листа «Медицинская карта стационарного больного», «Статистической карты выбывшего из стационара», «Экстренного извещения об инфекционном заболевании».
Виды транспортировки пациентов в лечебное отделение.
Самостоятельное задание для студентов:
1. Ознакомится со статистикой заболеваемости педикулезом и смертности от сыпного тифа в различные периоды: Гражданская война в России, Вторая мировая война, настоящее время.
2. Из дисциплины «Основы микробиологии и вирусологии» вспомнить или изучить возбудителей сыпного, возвратного тифов, волынской лихорадки.
3. Изучить характеристику современных перспективных противопедикулезных средств, используя периодическую медицинскую литературу.
4. Составить кроссворды по данному разделу.
5. Составить графологические структуры по данному разделу.
Возможные темы рефератов для студентов:
1. Устройство и функции приемного отделения стационара.
2. Содержание деятельности сестринского персонала приемного отделения. Пути госпитализации пациентов в стационар.
3. Дезинсекционные мероприятия при педикулезе в соответствии с нормативными документами, педикулоцидные препараты.
4. Виды санитарной обработки пациента: полная и частичная.
5. Биология вшей и площиц.
6. Эпидемиологическое значение платяного педикулеза.
Методическое оснащение:
1. Методическое пособие для преподавателя
2.Методическое пособие для студентов
3.Устройство и функции приемного отделения
Оснащение:
1. Противопедикулезная укладка.
2. Наглядные пособия (схемы, плакаты, графологические структуры)
3. Тест контроль
4. Сестринская история болезни
5. «Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации»
6. «Медицинская карта стационарного больного»
7. «Статистическая карта выбывшего из стационара»
8. «Экстренное извещение об инфекционном заболевании…»
9. Медицинская каталка
10. Кресло – каталка
11. Носилки
Межпредметные связи:
Предшествующие предметы:
· Медицинская психология и деонтология
· Анатомия и физиология человека
· Фармакология («Средства применяемые для обработки больных педикулезом»,
«Антисептики»).
· Медицинская микробиология и вирусология
· Гигиена
·Медицинская паразитология («Насекомые»)
·Инфекционные болезни («Сыпной тиф», «Возвратный тиф»)
Внутрипредметные связи:
· Предшествующие темы: «Сестринский процесс».
· Биомедицинская этика.
· Профилактика ВБИ.
· Дезинфекция. Виды, методы, средства.
· Личная гигиена.
· Простейшая физиотерапия.
Последующие предметы:
· Все клинические дисциплины
Список используемой литературы:
Основная:
· С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела»
Часть 1 и 2, Москва, 1996, 184с.
· С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода» Москва 1995.
· Стандарты практической деятельности медсестры. С-Петербург, 1998.
· Приказ МЗ России № 342 от 26.11.98 – «Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом».
· Приемное отделение стационара. Санитарно – противоэпидемический режим и профилактика внутрибольничных инфекций. Москва ГРАНТЪ, 2000.
· Сестринский процесс и документация/Лемон// Учебные материалы по сестринскому делу. ВОЗ. Европейское региональное бюро. 1996г.-76.
Дополнительная:
· Журналы «Медицинская помощь»
· Журналы «Сестринское дело»
· Журналы «Медицинская сестра»
· Вилькович В.А. Дезинфекционное дело. М., 1988
· Мальцева Н.С. Чернявский В.Е. «Сестринское дело» Сборник, М., Чертановская типография, 1994.
· Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» для студентов т.1, 2, под ред.Шпирны А.И., М,, ВУНМЦ, 2001.
· Яфаев Р.Х., Зуева Л.П. Эпидемиология внутрибольничной инфекции. Глава VI 1д, Медицина 1989.
Оглавление
1. Приемное отделение больницы 9
1.1 Основные функции приемного отделения стационара 9
1.2 Устройство приемного отделения 9
2. Прием и регистрация пациентов 10
2.1 Пути госпитализации больных в приемное отделения 10
2.2. Документация приемного отделения 10
3. Санитарная обработка пациента 12
3.1 Дезинсекционные мероприятия при выявлении головного педикулеза 12
3.2 Последовательность действий при подготовке и проведении гигиенической ванны 16
3.3 Последовательность действий при подготовке и проведении гигиенического душа 17
3.4 Последовательность действий при обтирании пациента (частичная санитарная обработка) 17
4. Транспортировка пациента в отделения 18
4.1 Последовательность действий при транспортировке пациента на каталке (втроем) 18
4.2 Последовательность действий медицинской сестры при транспортировке пациента в кресле-каталке 19
5. Санитарно-эпидемиологический режим в приемном отделении 20
6. Глоссарий 22
Подготовка к процедуре
1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие.
2. Наденьте перчатки.
3. Вымойте ванну мочалкой или щеткой с мылом, ополосните ее 0,5% раствором осветленной хлорной извести или 2% раствором хлорамина Б, а затем горячей водой. Можно обработать ванну, используя дихлор, снимите перчатки.
4. Наполните ванну водой на половину ее объема.
5. Измерьте температуру воды водным термометром: она должна быть 35-37 гр.
6. Предупредите пациента о возможных ощущениях (сердцебиение, одышка и т.п.).
7. Помогите пациенту удобно расположиться в ванне: вода должна доходить только до уровня мечевидного отростка, чтобы пациент не соскальзывал ниже, в ножном конце ванны поставьте для упора ног.
8. Предложите пациенту мыться самостоятельно, если он это может сделать сам.
Выполнение процедуры
1. Наденьте фартук
2. Вымойте пациента ( если он не может самостоятельно этого сделать) в следующей последовательности сначала голову, затем с помощью индивидуальной махровой «рукавички» или мочалом вымойте туловище, верхние и нижние конечности, паховую область и промежность.
3. Помочь пациенту выйти из ванны.
Окончание процедуры
1.Накрыть плечи пациента полотенцем и помочь ему выйти из ванны (при необходимости оказывайте помощь вдвоем).
2. Вытереть пациента в той же последовательности.
3. Убедиться, что кожа в естественных складках и между пальцами сухая.
4.Подстричь ногти пациенту на руках и ногах.
5. Помочь пациенту причесаться, надеть одежду и обувь.
6. Одеть пациента в чистое белье.
7. Продезинфицировать использованные предметы ухода, ванну.
Примечание: продолжительность ванны – не более 20-30 мин.
Запомните! Присутствие медицинской сестры во время санитарной обработки пациента, появления болей в области сердца, сердцебиении, головокружении, бледности кожных покровов и других признаков, следует прекратить прием гигиенической ванны, оказать пациенту первую доврачебную медицинскую помощь и немедленно сообщить дежурному врачу об ухудшении состояния пациента.

Полная санитарная обработка в ванне (а) и под душем (б)
3.3 Последовательность действий при подготовке и проведении гигиенического душа
Цель: предупреждение ВБИ
Оснащение:водяной термометр, ножницы, полотенце, мыло и мочалка индивидуальные, чистое нательное и постельное белье, клеенчатый фартук, пеленка
Обязательные условия:исключить сквозняки, обязательное наблюдение медсестры, температура воздуха в ванной комнате не менее 25С, на полу резиновый коврик, температура воды 35 – 37 С.
Подготовка к процедуре
1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие.
2. Поставьте в ванную скамейку и усадите на нее пациента.
3. Помочь пациенту стать в ванну, поддерживая его сзади под локти, и затем сесть на сидение
4. Побуждать пациента к самостоятельному мытью. Предлагать помощь в том случае, если она необходима.
Выполнение процедуры
1. Наденьте фартук, вымыть голову пациенту:
-сложить пеленку в несколько раз и попросить пациента прикрыть глаза;
-смочить волосы, поливая их водой из душа;
-нанести немного шампуня на волосы пациента
-вымыть голову обеими руками, бережно массировать голову, пока все волосы не будут полностью намылены;
-смыть мыльную пену водой;
-вытереть волосы пациенту.
2. Помочь пациенту, при необходимости, вымыть тело в той же последовательности, как при проведении гигиенической ванны.
3. Помочь пациенту встать с сиденья (при необходимости оказывайте помощь вдвоем, используя правильную биомеханику тела).
Окончание процедуры
1. Помочь пациенту выйти из ванны.
2. Вытереть тело в той же последовательности.
3. Помочь пациенту причесаться, надеть одежду и обувь.
4. Подстричь ногти пациенту на руках и ногах.
5. Снять фартук и сбросить его в непромокаемый мешок, вымыть и высушить руки.
6. Сделать запись о выполненной процедуре и о реакции пациента.
В приемном отделении
При поступлении любого больного врач должен его осмотреть для выявления подозрения на инфекционное заболевание, при этом обязательно осматривается: кожа, зев, измеряется температура, осматривается волосистая часть головы и лобок на наличие педикулеза, собирается эпид. анамнез.
Больной в приемном покое проходит санитарную обработку (объем ее определяется врачом), стрижет ногти. После обработки больной получает белье.
Одежда складывается в специальный мешок и хранится в гардеробе.
Приемное отделение должно быть обеспечено в достаточном количестве:
— банным мылом
— мочалками
— посудой для раздельного хранения мочалок с надписью «чистые», «бывшие в употреблении»
— машинкой для стрижки волос, бритвенными приборами, лупой, спиртовкой
— ножницами для ногтей
— ватой, пинцетами, спиртом
— наконечниками для клизм с емкостями для их обработки и соответствующей маркировкой
— моющими и дезинфицирующими средствами
— укладками (противопедикулезной, противохолерной, противочумной).
Для мытья рук используют хозяйственное мыло в мелкой расфасовке. При осмотре инфекционного больного руки обрабатывают 0,2% раствором хлорамина.
Больных педикулезом обрабатывают в приемном покое, затем повторный осмотр волосистой части головы осуществляют через 7 дней. При необходимости провести санитарную обработку.
Тестовый контроль
Вариант 1
1. Влажная уборка помещений приемного отделения проводится не менее:
а) два раза в сутки;
б) три раза в сутки;
в) один раз в сутки;
г) через каждый час;
2. Объем выполнения санитарной обработки определяет:
а) старшая м/с отделения;
б) дежурная м/с;
в) младшая м/с;
г) врач;
3. Допишите.
Пути госпитализации больных в стационар;
а)………
б)………
в)………
г)……
4. Температура воды и длительность приема пациентом гигиенической ванны:
а) 25 0 С 20-25 мин;
б) 37 0 С 20-25 мин;
в) 42 0 С 10-15 мин;
г) 36 0 С 5-15 мин;
5. При госпитализации в стационар санитарная обработка пациента проводится в _______________ .
6. При поступлении пациента в лечебное отделение, минуя приемное отделение, документацию на него оформляет:
а) врач;
б) медсестра приемного отделения;
в) старшая м/с отделения;
г) постовая м/с;
7. Установите правильное соответствие растворов для обработки волосистой части головы при обнаружении
1. растворы уксусной кислоты А. вшей
2. растворы фурацилина Б. гнид
3. 1% раствор «Дезоксон 1»
4. 0,15% раствор карбофоса
8. Уничтожение в окружающей человека среде возбудителей инфекционных заболеваний называется:
а) дератизация;
б) дезинсекция;
в) дезинфекция;
г) стерилизация;
9. Медсестра приемного отделения оформляет _________ лист истории болезни.
10. В алфавитной книге зарегистрированны все больные, которым:
а) оказана амбулаторная помощь;
б) отказано в госпитализации;
в) проведено предварительное обследование;
г) больные находящиеся на стационарном лечении в данной больнице с указанием отделения и номера палаты;
11. Для получения маточного раствора маточного раствора хлорной извести необходимо взять_____________кг хлорной извести и ________ л воды.
12. Для приготовления 10 л 1% раствора хлорной извести необходимо:
а) 1 л 10% хлорной извести 10 л воды;
б) 1 л 10% хлорной извести 9 л воды;
3) 5 л 10% хлорной извести 5 л воды;
4) 100 мл 10% хлорной извести 10 л воды.
Тестовый контроль
Вариант 2
1. В приемное отделение больницы обратился пациент без направительных медицинских документов, внезапно почувствовав себя плохо. Тактика медицинской сестры включает:
а) осмотр пациента, вызов дежурного врача для оказания ему необходимой медицинской помощи;
б) вызов машины скорой медицинской помощи;
в) послать пациента за направительными медицинскими документами;
г) отослать пациента для оказания медицинской помощи по месту жительства;
2. Полная санитарная обработка включает в себя все, кроме:
а) обтирания больного;
б) сбора вещей;
в) стрижки волос;
г) стрижки ногтей;
д) мытье в ванной или под душем;
3. Укажите правильную последовательность действий медсестры приемного отделения. Пациент доставлен в приемное отделение. Медсестра должна:
а) оформить титульный лист истории болезни;
б) вызвать дежурного врача для осмотра пациента;
в) транспортировать пациента в лечебное отделение;
4. Обтирание пациента относится к _______________ санитарной обработке.
5. Установите правильное соответствие между определением и его сущностью:
1. Дезинфекция А. Уничтожение вредных насекомых
2. Дезинсекция Б. Борьба с грызунами
В. Уничтожение патогенной флоры
6. В книге телефонограмм необходимо отметить все, кроме:
а) данных о поступившем больном;
б) время дачи телефонограммы;
в) Ф.И.О., должность лица принявшего телефонограмму;
г) диагноз больного;
7. При обнаружении педикулеза делается отметка о его наличии на ___________листе истории болезни.
8. К функциям приёмного отделения относится всё, кроме:
а) приём и регистрация больных;
б) санитарно-гигиеническая обработка вновь поступивших больных;
в) осмотр на педикулёз больных находящихся на стационарном лечении больше 30 дней;
г) транспортировка больных в лечебное отделение;
9. При любом виде транспортировки пациент должен сопровождаться __________ .
10. После обнаружения педикулеза и обработки повторной осмотр пациента производится через
а) 7 дней;
б) 15 дней;
в) 3 дня;
г) 5 дней;
11. В случае обнаружения педикулеза медсестра приемного отделения заполняет и отправляет в СЭС___________ .
12.. Установите алгоритм при приготовлении 0,5% раствора хлорной извести:
а) тщательно размешать раствор;
б) отмерить 0,5 л маточного раствора хлорной извести;
в) приготовить чистое маркированное ведро;
г) налить 9,5 л воды в ведро с 0,5 л маточного раствора;
д) налить в ведро 0,5 л маточного раствора.
Задания для самоконтроля знаний:
1. В «Журнал учета инфекционных заболеваний» вносят:
а) каждый случай выявленного педикулеза;
б) больных с неясным клиническим течением заболевания;
в) выявленные случаи инфекционных заболеваний;
г) больных подозрительных на инфекционное заболевание;
2. № приказа на уничтожение вшей, гнид, обработка белья и помещений
а) №330;
б) №720;
в) №342;
г) №170;
3. Влажная уборка помещений производится ______раза в день.
4. Способ доставки больного в отделение определяет:
а) старшая медицинская сестра;
б) дежурная медицинская сестра;
в) заведующая отделением;
г) дежурный врач;
5. Дезинфекция при проведении уничтожения вшей у пациента называется:
а) стерилизацией;
б) дератизацией;
в) пастеризацией;
г) дезинсекцией;
6. Основным субъективным признаком чесотки является:
а) субфебрильная температура;
б) головная боль;
в) интенсивный зуд кожи;
г) слабость, недомогание;
7. Маточный раствор хлорной извести можно хранить _______дней.
8. Составьте правильную последовательность действий медицинской сестры при выявлении педикулёза:
1. на титульном листе истории болезни делают отметку;
2. покрыть волосы косынкой, на время указанное в аннотации к препарату;
3. надеть на себя дополнительный халат и косынку;
4. промыть волосы теплой водой;
5. усадить больного в раздевалке на кушетку, на расстеленную клеенку;
6. при помощи ватного тампона обработать волосы больного;
7. белье больного, халат, косынку медсестра складывает в мешок, отправляет в дезкамеру;
8. помещение и предметы после дезинфекции обрабатывают теми же дезинсецирующими средствами;
9. Ополоснуть волосы 6% раствором уксуса.
10. Вычесать частым гребнем в течении 10-15 мин. при наличии гнид;
9. Для влажной уборки помещения используется:
а) 10% раствор хлорной извести;
б) 3% раствор хлорамина;
в) 3% перекиси водорода;
г) 0,5% раствор хлорной извести;
10. 10% раствор хлорной извести называется________________.
Эталон ответов
1. в
2. в
3. 2 раза
4. г
5. г
6. в
7. 10 дней
8. 3, 5. 6, 2, 4, 9,10, 7. 8,1
9. г
10. маточным
Пример использования сестринского процесса
Ситуация
В приемное отделение больницы скорой медицинской помощи поступила пациентка К., 25 лет. Пациентка имеет 24 недели беременности. После врачебного осмотра было решено госпитализировать. Врач рекомендовал провести полную санитарную обработку пациентки.
1 этап – сбор информации
Медсестра приемного отделения в санпропускнике начала санитарную обработку пациентки с осмотра волосистой части головы. Пациентка во время врачебного и сестринского осмотра постоянно почесывала затылочную область головы.
При осмотре: неприятный запах от тела пациентки. Следы расчесов на коже головы. Обнаружены живые вши на корнях волос в области затылка, гниды на волосах по всей голове.
У пациентки нарушено удовлетворение потребностей: быть чистым, быть здоровым, избегать опасности.
2 этап – постановка сестринских диагнозов
Приоритетная сестринская проблема: кожный зуд, вызванный педикулезом.
3 этап – планирование
Краткосрочная цель: пациентка не будет иметь вшей, кожные покровы будут чистыми. Долгосрочная цель: к моменту выписки пациентка будет иметь представление об элементарных навыках личной гигиены.
План:
1. М/с оставит пациентку в комнате для раздевания в санпрпускнике. Пациентка сидит на кушетке, которая полностью застелена клеенкой.
2. М/с наденет на себя дополнительный халат и косынку.
3. Учитывая беременность пациентки, м/с выберет для обработки жидкость «Перфолон». М/с нанесет на волосы пациентки раствор ватно-марлевым тампоном.
4. М/с покроет волосы пациентки косынкой на 25 минут.
5. М/с через 25 минут промоет волосы теплой водой. Вычешет волосы частым гребнем в течение 10 минут.
6. М/с сложит белье пациентки в отдельный мешок для отправки в дез камеру. Дальше пациентка пройдет в ванную комнату для принятия ванны или душа.
7. М/с снимет дополнительный халат и косынку, сложит в отдельный мешок и тоже отправит в дез. камеру.
8. М/с обработает клеенкууу на кушетке тем же дез.средством, в данном случае жидкостью «Перфолон».
9. М/с на титульном листе истории болезни сделает отметку «Р» красным карандашом.
10. М/с заполнит «Экстренное извещение об инфекционном заболевании» и одновременно с телефонограммой отправит в районную СЭС по месту жительства пациентки.
Этап – реализация
Осмотр и обработка пациентки проводится в санпропускнике м/с приемного отделения по намеченному плану. Заполнение документации проводится в кабинете дежурной м/с.
Этап – оценка
Пациентка отмечает отсутствие кожного зуда. При осмотре волосистой части головы м/с не обнаружила вшей и живых гнид. Цели достигнуты
Учебно-методическая разработка
для самостоятельной работы студентов
по дисциплине «Выполнение работ по профессии
Читайте также:
§
Тема: «Прием пациента в стационар».
Для специальностей 060101, 060102, 060501
Разработала преподаватель
основ сестринского дела
Галлямова В. С.
Рассмотрено и утверждено
на заседании ЦМК
протокол_____ дата_______
Председатель ЦМК_______
Ахмадиева Д. А.
УФА — 2022г.
Пояснительная записка.
Учебно – методическое пособие разработано в помощь студентам первого курса медицинского колледжа для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Основы сестринского дела », соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и календарно – тематическому плану по дисциплине. Оно может содействовать улучшению качества сестринского ухода и повышению профессиональных знаний медицинской сестры, фельдшера, акушерки.
Приемное отделение стационара является самостоятельным структурным подразделением, главной целью которого является осуществление госпитализации всех обратившихся в приемное отделение при наличии показаний и оказание неотложной медицинской помощи тем, кому госпитализация не показана.
Данное отделение является как – бы визитной карточкой стационара. От того насколько профессионально грамотно организована работа в данном отделении, в немалой степени зависит успех лечения пациента, а иногда и жизнь.
Тема: « Прием пациента в стационар. Устройство и функции приемного отделения стационара».
Тип занятия: практическое занятие
Время занятия: 270 минут (6 академических часов)
Место проведения занятия: кабинет доклинической практики БМК
Цели занятия.
Дидактические цели:
Обучить студентов:
· Работать с литературой, составлять опорные конспекты
· Интерпретировать словесный материал, т.е. переводить его в графики, таблицы и наоборот
· Осуществлять прием пациентов в практической деятельности медсестры.
·Использовать стандарты сестринского ухода в практической деятельности медсестры.
·Прививать студентам устойчивые навыки системной организации изучения нового материала
·Обучить студентов работе с медико–технологическими протоколами сестринских манипуляций
·Прививать студентам умения по организации ухода за пациентами.
·Подготовить студентов к самостоятельной практической деятельности в отделениях ЛПУ.
Развивающие цели:
Развить у студентов:
· Логическое мышление, связав материал данной темы с ранее полученными знаниями
· Творческий подход к изученному материалу, стимулируя самостоятельный перенос студентом усвоенных знаний в новые ситуации и практическую деятельность медсестры
· Развитие клинического и логического мышления при решении проблемно – ситуационных задач.
Воспитательные цели:
Привить студентам:
· Чувство ответственности за свою профессиональную деятельность
· Умение сотрудничать с коллегами и другими людьми
· Целеустремленность в получении новых знаний
| Профессиональные качества | Возможности их формирования |
| 1. Организованность и собранность. | На всех этапах занятия |
| 2. Профессиональное мировоззрение. | При выполнении манипуляций. |
| 3. Стереотип профессиональной деятельности. | При решении проблемно – ситуационных задач. |
| 4. Самостоятельность. | При выполнении манипуляций. |
| 5. Коммуникативная культура. | На всех этапах занятия. |
Методические:
-отработать методику преподавания практического занятия
-применением проблем ситуационных задач;
-применение тестового контроля;
-применением ТСО.
После изучения темы студент должен знать:
· устройство и функции приемного отделения стационара
· содержание деятельности сестринского персонала в приемном отделении
· пути госпитализации пациентов
· документацию, необходимую для приема пациента в стационар
уметь:
· осуществить полную или частичную санитарную обработку пациента
· произвести осмотр и осуществить соответствующие мероприятия при выявлении педикулеза
· оформить титульный лист «Медицинской карты стационарного больного»
· оформить «Сестринскую карту выбывшего из стационара»
· регистрировать пациента в «Журнале учета приема больных и отказов в госпитализации»
· заполнить «Экстренного извещения об инфекционном заболевании»
· транспортировать пациента в лечебное отделение (на каталке, кресле-каталке, на руках, пешком)
Зачетные (обязательные) манипуляции практического занятия:
Дезинсекционные мероприятия при головном педикулезе
Содержание занятия:
Устройство и функции приемного отделения стационара. Содержание деятельности сестринского персонала приемного отделения. Пути госпитализации пациентов в стационар.

Осмотр волосистых частей тела пациента для выявления педикулеза. Дезинсекционные мероприятия при педикулезе в соответствии с нормативными документами, педикулоцидные препараты.
Виды санитарной обработки пациента: полная и частичная.
Медицинская документация приемного отделения стационара. Регистрация пациентов в «Журнале учета приема больных и отказа в госпитализации». Оформление титульного листа «Медицинская карта стационарного больного», «Статистической карты выбывшего из стационара», «Экстренного извещения об инфекционном заболевании».
Виды транспортировки пациентов в лечебное отделение.
Самостоятельное задание для студентов:
1. Ознакомится со статистикой заболеваемости педикулезом и смертности от сыпного тифа в различные периоды: Гражданская война в России, Вторая мировая война, настоящее время.
2. Из дисциплины «Основы микробиологии и вирусологии» вспомнить или изучить возбудителей сыпного, возвратного тифов, волынской лихорадки.
3. Изучить характеристику современных перспективных противопедикулезных средств, используя периодическую медицинскую литературу.
4. Составить кроссворды по данному разделу.
5. Составить графологические структуры по данному разделу.
Возможные темы рефератов для студентов:
1. Устройство и функции приемного отделения стационара.
2. Содержание деятельности сестринского персонала приемного отделения. Пути госпитализации пациентов в стационар.
3. Дезинсекционные мероприятия при педикулезе в соответствии с нормативными документами, педикулоцидные препараты.
4. Виды санитарной обработки пациента: полная и частичная.
5. Биология вшей и площиц.
6. Эпидемиологическое значение платяного педикулеза.
Методическое оснащение:
1. Методическое пособие для преподавателя
2.Методическое пособие для студентов
3.Устройство и функции приемного отделения
Оснащение:
1. Противопедикулезная укладка.
2. Наглядные пособия (схемы, плакаты, графологические структуры)
3. Тест контроль
4. Сестринская история болезни
5. «Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации»
6. «Медицинская карта стационарного больного»
7. «Статистическая карта выбывшего из стационара»
8. «Экстренное извещение об инфекционном заболевании…»
9. Медицинская каталка
10. Кресло – каталка
11. Носилки
Межпредметные связи:
Предшествующие предметы:
· Медицинская психология и деонтология
· Анатомия и физиология человека
· Фармакология («Средства применяемые для обработки больных педикулезом»,
«Антисептики»).
· Медицинская микробиология и вирусология
· Гигиена
·Медицинская паразитология («Насекомые»)
·Инфекционные болезни («Сыпной тиф», «Возвратный тиф»)
Внутрипредметные связи:
· Предшествующие темы: «Сестринский процесс».
· Биомедицинская этика.
· Профилактика ВБИ.
· Дезинфекция. Виды, методы, средства.
· Личная гигиена.
· Простейшая физиотерапия.
Последующие предметы:
· Все клинические дисциплины
Список используемой литературы:
Основная:
· С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела»
Часть 1 и 2, Москва, 1996, 184с.
· С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода» Москва 1995.
· Стандарты практической деятельности медсестры. С-Петербург, 1998.
· Приказ МЗ России № 342 от 26.11.98 – «Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом».
· Приемное отделение стационара. Санитарно – противоэпидемический режим и профилактика внутрибольничных инфекций. Москва ГРАНТЪ, 2000.
· Сестринский процесс и документация/Лемон// Учебные материалы по сестринскому делу. ВОЗ. Европейское региональное бюро. 1996г.-76.
Дополнительная:
· Журналы «Медицинская помощь»
· Журналы «Сестринское дело»
· Журналы «Медицинская сестра»
· Вилькович В.А. Дезинфекционное дело. М., 1988
· Мальцева Н.С. Чернявский В.Е. «Сестринское дело» Сборник, М., Чертановская типография, 1994.
· Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» для студентов т.1, 2, под ред.Шпирны А.И., М,, ВУНМЦ, 2001.
· Яфаев Р.Х., Зуева Л.П. Эпидемиология внутрибольничной инфекции. Глава VI 1д, Медицина 1989.
Читайте также:
§
Цель:уничтожение вшей и гнид на волосяном покрове головы.
Показания:обнаружение гнид и вшей.
Оснащение — укладка противопедикулезная:
1. Клеенчатый или хлопчатобумажный мешок для сбора вещей больного.
2. Оцинкованное ведро или лоток для сжигания или обеззараживания волос.
3. Клеенчатая пелерина.
4. Перчатки резиновые.
5. Ножницы.
6. Частый гребень (желательно металлический).
7. Машинка для стрижки волос.
8. Спиртовка.
9. Косынки (2-3 штуки).
10. Вата.
11.Столовый уксус или 5-10% уксусная кислота.
12.Препараты для уничтожения головных вшей:
12.1.Препараты, действующие губительно на все стадии вшей (овициды):
30% или 50% эмульгирующийся концентрат карбофоса, 50% эмульгирующийся концентрат сульфидофоса, лосьоны Лонцид*, Нитилон*, Перфолон*, Ниттифор**, пеномоющее средство Талла*
12.2.Препараты которые не действуют на яйца (не овициды):
мыло Витар*, мыло Антиэнтом*.
5% борная мазь (для взрослого населения, исключая беременных и кормящих женщин.)
порошок пиретрума.
13. Препараты для дезинсекции белья:
13.1 .Овициды:
30% или 50% эмульгирующийся концентрат карбофоса.
50% эмульгирующийся концентрат сульфидофоса*,
дусты Сульфолан-У*.Бифетрин-П*.средство Медифокс-Супер*
13.2.Не овициды:
дуст Неопин*, порошок пиретрума, мыло Витар*.
14. Препараты для дезинсекции помещений:
30% или 50% эмульгирующийся концентрат карбофоса,
хлорофос, аэрозольные баллоны Карбозоль*. Неофос-2*,А-ПАР***,средство Медифокс-Супер*
Обязательное условие: процедура проводится в санпропускнике медицинской сестрой. Строго соблюдаются принципы организации первичных противоэпидемических мероприятий по приказу № 342 от 26.11.1998г
| Этапы | Обоснование |
| Подготовка к процедуре | |
| 1 . Установить доверительные конфиденциальные отношения с пациентом. | Обеспечение пути преодоления препятствий в общении, осознанного участия в процедуре. |
| 2. Объяснить цель и ход процедуры. | Обеспечить права на информацию. |
| 3. Надеть дополнительный халат, косынку, перчатки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Примечание: Периодически препараты обновляют в соответствии со сроком их годности, указанным в паспорте препарата.
Отмеченные звездочками препараты желательны для укомплектования укладки:
* — препараты производятся отечественной промышленностью.
** —препарат производится фирмой «Биогал», Венгрия
*** — препарат производится фирмой «Скат», Франция
| Выполнение процедуры | |
| 4. Усадить пациента на кушетку, покрытую клеенкой или стул. | Создание удобного положения для пациента. |
| 5. Открыть один из дезинсектицидных растворов. | Наиболее оптимальный для конкретного пациента. |
| 3. Обработать волосы тампоном, смоченным раствором, последовательно, начиная с краев волосистой части головы. | Уничтожение вшей по приказу № 342 |
| 4. Накрыть волосы полиэтиленовой косынкой. | Достижение эффекта. |
| 5. Сверху накрыть матерчатой косынкой на 20 мин. | Раствор не вытекает и не попадает на кожу лица и шеи. |
| 6. Промыть волосы теплой водой с моющим средством, просушить полотенцем. | Удаления погибших вшей. |
| 7. Обработать волосы 5%-ным теплым столовым уксусом, экспозиция 30 минут. | Разрушение белковых структур, прикрепляющих гниды к волосам. |
| 8. Вычесать волосы частым гребнем. | Удаление погибших гнид. |
| Окончание процедуры | |
| 9. Марлевые тампоны сбросить в ведро для сжигания. | Соблюдение инфекционной безопасности. |
| 10. Провести окончательную дезинсекцию санитарной комнаты. | Соблюдение инфекционной безопасности. |
Примечание:
На титульном листе медицинской карты стационарно больного сделайте отметку о выявленном педикулезе: «P» (латинской буквой). Отправить в СЭС «Экстренное извещение об инфекционном заболеваний» (форма № 058 у). Обработку больного повторить через 7 дней.

Последовательность действий медсестры при выявлении педикулеза

3.2 Последовательность действий при подготовке и проведении гигиенической ванны
Цель: предупреждение ВБИ
Оснащение:водяной термометр, ножницы, полотенце, мыло и мочалка индивидуальные, чистое нательное и постельное белье, клеенчатый фартук.
Обязательные условия:исключить сквозняки, обязательное наблюдение медсестры, температура воздуха в ванной комнате не менее 25 С, на полу резиновый коврик, температура воды 35 – 37 С.
Подготовка к процедуре
1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие.
2. Наденьте перчатки.
3. Вымойте ванну мочалкой или щеткой с мылом, ополосните ее 0,5% раствором осветленной хлорной извести или 2% раствором хлорамина Б, а затем горячей водой. Можно обработать ванну, используя дихлор, снимите перчатки.

4. Наполните ванну водой на половину ее объема.
5. Измерьте температуру воды водным термометром: она должна быть 35-37 гр.
6. Предупредите пациента о возможных ощущениях (сердцебиение, одышка и т.п.).
7. Помогите пациенту удобно расположиться в ванне: вода должна доходить только до уровня мечевидного отростка, чтобы пациент не соскальзывал ниже, в ножном конце ванны поставьте для упора ног.
8. Предложите пациенту мыться самостоятельно, если он это может сделать сам.
Выполнение процедуры
1. Наденьте фартук
2. Вымойте пациента ( если он не может самостоятельно этого сделать) в следующей последовательности сначала голову, затем с помощью индивидуальной махровой «рукавички» или мочалом вымойте туловище, верхние и нижние конечности, паховую область и промежность.
3. Помочь пациенту выйти из ванны.
Окончание процедуры
1.Накрыть плечи пациента полотенцем и помочь ему выйти из ванны (при необходимости оказывайте помощь вдвоем).
2. Вытереть пациента в той же последовательности.
3. Убедиться, что кожа в естественных складках и между пальцами сухая.
4.Подстричь ногти пациенту на руках и ногах.
5. Помочь пациенту причесаться, надеть одежду и обувь.
6. Одеть пациента в чистое белье.
7. Продезинфицировать использованные предметы ухода, ванну.
Примечание: продолжительность ванны – не более 20-30 мин.
Запомните! Присутствие медицинской сестры во время санитарной обработки пациента, появления болей в области сердца, сердцебиении, головокружении, бледности кожных покровов и других признаков, следует прекратить прием гигиенической ванны, оказать пациенту первую доврачебную медицинскую помощь и немедленно сообщить дежурному врачу об ухудшении состояния пациента.

Полная санитарная обработка в ванне (а) и под душем (б)
3.3 Последовательность действий при подготовке и проведении гигиенического душа
Цель: предупреждение ВБИ
Оснащение:водяной термометр, ножницы, полотенце, мыло и мочалка индивидуальные, чистое нательное и постельное белье, клеенчатый фартук, пеленка
Обязательные условия:исключить сквозняки, обязательное наблюдение медсестры, температура воздуха в ванной комнате не менее 25С, на полу резиновый коврик, температура воды 35 – 37 С.
Подготовка к процедуре
1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие.
2. Поставьте в ванную скамейку и усадите на нее пациента.
3. Помочь пациенту стать в ванну, поддерживая его сзади под локти, и затем сесть на сидение
4. Побуждать пациента к самостоятельному мытью. Предлагать помощь в том случае, если она необходима.
Выполнение процедуры
1. Наденьте фартук, вымыть голову пациенту:
-сложить пеленку в несколько раз и попросить пациента прикрыть глаза;
-смочить волосы, поливая их водой из душа;
-нанести немного шампуня на волосы пациента
-вымыть голову обеими руками, бережно массировать голову, пока все волосы не будут полностью намылены;
-смыть мыльную пену водой;
-вытереть волосы пациенту.
2. Помочь пациенту, при необходимости, вымыть тело в той же последовательности, как при проведении гигиенической ванны.
3. Помочь пациенту встать с сиденья (при необходимости оказывайте помощь вдвоем, используя правильную биомеханику тела).
Окончание процедуры
1. Помочь пациенту выйти из ванны.
2. Вытереть тело в той же последовательности.
3. Помочь пациенту причесаться, надеть одежду и обувь.
4. Подстричь ногти пациенту на руках и ногах.
5. Снять фартук и сбросить его в непромокаемый мешок, вымыть и высушить руки.
6. Сделать запись о выполненной процедуре и о реакции пациента.
Читайте также:
§
(частичная санитарная обработка)
1. Отгородите пациента ширмой, наденьте перчатки.
2. Подложите под пациента клеенку.
3. «Варежкой», смоченной водой, оботрите шею, грудь, руки пациента. На сухую вытрите эти части тела полотенцем и прикройте их одеялом.
4. Таким же образом оботрите живот, потом спину и нижние конечности.
5. Уберите клеенку, ширму, снимите перчатки.
Запомните! Способ санитарной обработки (полная или частичная) определяет только врач.
Транспортировка пациента в отделение
Способ доставки в отделение определяет врач, в зависимости от состояния пациента: на носилках, на каталке, на кресле-каталке, на руках, пешком.
Последовательность действий при транспортировке пациента на каталке (втроем)
1. Поставьте каталку, носилки перпендикулярно кушетке так, чтобы ее головной конец подходил к нужному концу кушетки.
2. Объясните пациенту последовательность ваших действий.
3. Трое мед. работников встают около пациента с одной стороной: один из них подводит руки под голову и лопатки пациента, второй – под таз и верхнюю часть бедер, третий – под середину бедер и голени.
4. Подняв пациента, вместе с ним развернуться на 90° в сторону каталок (носилок).
5. Уложите пациента на каталку, укройте его, убедитесь, что пациент чувствует себя комфортно.
6. Сообщите в отделение о том, что к ним поступил пациент в тяжелом состоянии.
7. Отправьте пациента с его медицинской картой в отделение в сопровождении медицинского работника.
8. Прибыв в отделение, головной конец каталки подведите к нужному концу кровати, втроем поднесите пациента и повернувшись на 90° положите его на кровать.
Если нет каталки, то 2-4 человека переносят носилки вручную.
Нести пациента на носилках следует без спешки и тряски.
Вниз по лестнице пациента несут ногами вперед, причем передний конец слегка приподнят, а нижний опущен. Таким образом, достигается горизонтальное положение носилок. Вверх по лестнице пациента несут головой вперед, также в горизонтальном положении.
Запомните! При транспортировке пациента на носилках надо идти короткими шагами, слегка сгибая ноги в коленях и удерживая носилки на одном горизонтальном уровне.
Если кто-либо при переноске почувствовал усталость, ему следует немедленно сообщить об этом, так как уставшие пальцы могут непроизвольно расслабиться. Во время транспортировки время от времени справляйтесь у пациента о его самочувствии.
Последовательность действий медицинской сестры при транспортировке пациента в кресле-каталке
1. Наклоните кресло-каталку вперед, наступив на подставку для ног.
2. Попросите пациента встать на подставку для ног, затем, поддерживая усадить его в кресло.
3. Опустите кресло-каталку в исходное положение.
4. Следите, чтобы при транспортировке руки пациента не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.
Запомните! При любом способе транспортировки пациента в отделение, сопровождающий обязан передать и его медицинскую карточку палатной медицинской сестре.

Перекладывание пациента на носилки втроем (а) и вдвоем (б)

Транспортировка пациента.
а-на носилках-каталке; б, в – на носилках вручную; г – на кресле-каталке; д,е – на руках.
Санитарно-эпидемиологический режим
В приемном отделении
При поступлении любого больного врач должен его осмотреть для выявления подозрения на инфекционное заболевание, при этом обязательно осматривается: кожа, зев, измеряется температура, осматривается волосистая часть головы и лобок на наличие педикулеза, собирается эпид. анамнез.
Больной в приемном покое проходит санитарную обработку (объем ее определяется врачом), стрижет ногти. После обработки больной получает белье.
Одежда складывается в специальный мешок и хранится в гардеробе.
Приемное отделение должно быть обеспечено в достаточном количестве:
— банным мылом
— мочалками
— посудой для раздельного хранения мочалок с надписью «чистые», «бывшие в употреблении»
— машинкой для стрижки волос, бритвенными приборами, лупой, спиртовкой
— ножницами для ногтей
— ватой, пинцетами, спиртом
— наконечниками для клизм с емкостями для их обработки и соответствующей маркировкой
— моющими и дезинфицирующими средствами
— укладками (противопедикулезной, противохолерной, противочумной).
Для мытья рук используют хозяйственное мыло в мелкой расфасовке. При осмотре инфекционного больного руки обрабатывают 0,2% раствором хлорамина.
Больных педикулезом обрабатывают в приемном покое, затем повторный осмотр волосистой части головы осуществляют через 7 дней. При необходимости провести санитарную обработку.
Тестовый контроль
Читайте также:
§
Вариант 1
1. Влажная уборка помещений приемного отделения проводится не менее:
а) два раза в сутки;
б) три раза в сутки;
в) один раз в сутки;
г) через каждый час;
2. Объем выполнения санитарной обработки определяет:
а) старшая м/с отделения;
б) дежурная м/с;
в) младшая м/с;
г) врач;
3. Допишите.
Пути госпитализации больных в стационар;
а)………
б)………
в)………
г)……
4. Температура воды и длительность приема пациентом гигиенической ванны:
а) 25 0 С 20-25 мин;
б) 37 0 С 20-25 мин;
в) 42 0 С 10-15 мин;
г) 36 0 С 5-15 мин;
5. При госпитализации в стационар санитарная обработка пациента проводится в _______________ .
6. При поступлении пациента в лечебное отделение, минуя приемное отделение, документацию на него оформляет:
а) врач;
б) медсестра приемного отделения;
в) старшая м/с отделения;
г) постовая м/с;
7. Установите правильное соответствие растворов для обработки волосистой части головы при обнаружении
1. растворы уксусной кислоты А. вшей
2. растворы фурацилина Б. гнид
3. 1% раствор «Дезоксон 1»
4. 0,15% раствор карбофоса
8. Уничтожение в окружающей человека среде возбудителей инфекционных заболеваний называется:
а) дератизация;
б) дезинсекция;
в) дезинфекция;
г) стерилизация;
9. Медсестра приемного отделения оформляет _________ лист истории болезни.
10. В алфавитной книге зарегистрированны все больные, которым:
а) оказана амбулаторная помощь;
б) отказано в госпитализации;
в) проведено предварительное обследование;
г) больные находящиеся на стационарном лечении в данной больнице с указанием отделения и номера палаты;
11. Для получения маточного раствора маточного раствора хлорной извести необходимо взять_____________кг хлорной извести и ________ л воды.
12. Для приготовления 10 л 1% раствора хлорной извести необходимо:
а) 1 л 10% хлорной извести 10 л воды;
б) 1 л 10% хлорной извести 9 л воды;
3) 5 л 10% хлорной извести 5 л воды;
4) 100 мл 10% хлорной извести 10 л воды.
Тестовый контроль
По теме: «Прием пациента в стационар. Устройство и функции приемного отделения стационара».
Вариант 2
1. В приемное отделение больницы обратился пациент без направительных медицинских документов, внезапно почувствовав себя плохо. Тактика медицинской сестры включает:
а) осмотр пациента, вызов дежурного врача для оказания ему необходимой медицинской помощи;
б) вызов машины скорой медицинской помощи;
в) послать пациента за направительными медицинскими документами;
г) отослать пациента для оказания медицинской помощи по месту жительства;
2. Полная санитарная обработка включает в себя все, кроме:
а) обтирания больного;
б) сбора вещей;
в) стрижки волос;
г) стрижки ногтей;
д) мытье в ванной или под душем;
3. Укажите правильную последовательность действий медсестры приемного отделения. Пациент доставлен в приемное отделение. Медсестра должна:
а) оформить титульный лист истории болезни;
б) вызвать дежурного врача для осмотра пациента;
в) транспортировать пациента в лечебное отделение;
4. Обтирание пациента относится к _______________ санитарной обработке.
5. Установите правильное соответствие между определением и его сущностью:
1. Дезинфекция А. Уничтожение вредных насекомых
2. Дезинсекция Б. Борьба с грызунами
В. Уничтожение патогенной флоры
6. В книге телефонограмм необходимо отметить все, кроме:
а) данных о поступившем больном;
б) время дачи телефонограммы;
в) Ф.И.О., должность лица принявшего телефонограмму;
г) диагноз больного;
7. При обнаружении педикулеза делается отметка о его наличии на ___________листе истории болезни.
8. К функциям приёмного отделения относится всё, кроме:
а) приём и регистрация больных;
б) санитарно-гигиеническая обработка вновь поступивших больных;
в) осмотр на педикулёз больных находящихся на стационарном лечении больше 30 дней;
г) транспортировка больных в лечебное отделение;
9. При любом виде транспортировки пациент должен сопровождаться __________ .
10. После обнаружения педикулеза и обработки повторной осмотр пациента производится через
а) 7 дней;
б) 15 дней;
в) 3 дня;
г) 5 дней;
11. В случае обнаружения педикулеза медсестра приемного отделения заполняет и отправляет в СЭС___________ .
12.. Установите алгоритм при приготовлении 0,5% раствора хлорной извести:
а) тщательно размешать раствор;
б) отмерить 0,5 л маточного раствора хлорной извести;
в) приготовить чистое маркированное ведро;
г) налить 9,5 л воды в ведро с 0,5 л маточного раствора;
д) налить в ведро 0,5 л маточного раствора.

Задания для самоконтроля знаний:
1. В «Журнал учета инфекционных заболеваний» вносят:
а) каждый случай выявленного педикулеза;
б) больных с неясным клиническим течением заболевания;
в) выявленные случаи инфекционных заболеваний;
г) больных подозрительных на инфекционное заболевание;
2. № приказа на уничтожение вшей, гнид, обработка белья и помещений
а) №330;
б) №720;
в) №342;
г) №170;
3. Влажная уборка помещений производится ______раза в день.
4. Способ доставки больного в отделение определяет:
а) старшая медицинская сестра;
б) дежурная медицинская сестра;
в) заведующая отделением;
г) дежурный врач;
5. Дезинфекция при проведении уничтожения вшей у пациента называется:
а) стерилизацией;
б) дератизацией;
в) пастеризацией;
г) дезинсекцией;
6. Основным субъективным признаком чесотки является:
а) субфебрильная температура;
б) головная боль;
в) интенсивный зуд кожи;
г) слабость, недомогание;
7. Маточный раствор хлорной извести можно хранить _______дней.
8. Составьте правильную последовательность действий медицинской сестры при выявлении педикулёза:
1. на титульном листе истории болезни делают отметку;
2. покрыть волосы косынкой, на время указанное в аннотации к препарату;
3. надеть на себя дополнительный халат и косынку;
4. промыть волосы теплой водой;
5. усадить больного в раздевалке на кушетку, на расстеленную клеенку;
6. при помощи ватного тампона обработать волосы больного;
7. белье больного, халат, косынку медсестра складывает в мешок, отправляет в дезкамеру;
8. помещение и предметы после дезинфекции обрабатывают теми же дезинсецирующими средствами;
9. Ополоснуть волосы 6% раствором уксуса.
10. Вычесать частым гребнем в течении 10-15 мин. при наличии гнид;
9. Для влажной уборки помещения используется:
а) 10% раствор хлорной извести;
б) 3% раствор хлорамина;
в) 3% перекиси водорода;
г) 0,5% раствор хлорной извести;
10. 10% раствор хлорной извести называется________________.
Эталон ответов
1. в
2. в
3. 2 раза
4. г
5. г
6. в
7. 10 дней
8. 3, 5. 6, 2, 4, 9,10, 7. 8,1
9. г
10. маточным
Пример использования сестринского процесса
Ситуация
В приемное отделение больницы скорой медицинской помощи поступила пациентка К., 25 лет. Пациентка имеет 24 недели беременности. После врачебного осмотра было решено госпитализировать. Врач рекомендовал провести полную санитарную обработку пациентки.
1 этап – сбор информации
Медсестра приемного отделения в санпропускнике начала санитарную обработку пациентки с осмотра волосистой части головы. Пациентка во время врачебного и сестринского осмотра постоянно почесывала затылочную область головы.
При осмотре: неприятный запах от тела пациентки. Следы расчесов на коже головы. Обнаружены живые вши на корнях волос в области затылка, гниды на волосах по всей голове.
У пациентки нарушено удовлетворение потребностей: быть чистым, быть здоровым, избегать опасности.
2 этап – постановка сестринских диагнозов
Приоритетная сестринская проблема: кожный зуд, вызванный педикулезом.
3 этап – планирование
Краткосрочная цель: пациентка не будет иметь вшей, кожные покровы будут чистыми. Долгосрочная цель: к моменту выписки пациентка будет иметь представление об элементарных навыках личной гигиены.
План:
1. М/с оставит пациентку в комнате для раздевания в санпрпускнике. Пациентка сидит на кушетке, которая полностью застелена клеенкой.
2. М/с наденет на себя дополнительный халат и косынку.
3. Учитывая беременность пациентки, м/с выберет для обработки жидкость «Перфолон». М/с нанесет на волосы пациентки раствор ватно-марлевым тампоном.
4. М/с покроет волосы пациентки косынкой на 25 минут.
5. М/с через 25 минут промоет волосы теплой водой. Вычешет волосы частым гребнем в течение 10 минут.
6. М/с сложит белье пациентки в отдельный мешок для отправки в дез камеру. Дальше пациентка пройдет в ванную комнату для принятия ванны или душа.
7. М/с снимет дополнительный халат и косынку, сложит в отдельный мешок и тоже отправит в дез. камеру.
8. М/с обработает клеенкууу на кушетке тем же дез.средством, в данном случае жидкостью «Перфолон».
9. М/с на титульном листе истории болезни сделает отметку «Р» красным карандашом.
10. М/с заполнит «Экстренное извещение об инфекционном заболевании» и одновременно с телефонограммой отправит в районную СЭС по месту жительства пациентки.
Этап – реализация
Осмотр и обработка пациентки проводится в санпропускнике м/с приемного отделения по намеченному плану. Заполнение документации проводится в кабинете дежурной м/с.
Этап – оценка
Пациентка отмечает отсутствие кожного зуда. При осмотре волосистой части головы м/с не обнаружила вшей и живых гнид. Цели достигнуты
Читайте также: