О выплатах работникам (увольнение при ликвидации предприятия), в том числе беременным женщинам — нтвп кедр — консультант
Распечатать
В организации
запланирована её ликвидация, работники уведомлены об увольнении за 2 месяца,
при этом есть беременные, которые не успевают уйти в отпуск по беременности и
родам в этот период.
Вопрос
1) Какие
гарантии и выплаты положены беременным, не успевшим уйти в отпуск по
беременности и родам? Есть ли обязательства у ФСС по выплате листка
нетрудоспособности за такой отпуск?
2) Какие
гарантии и выплаты положены таким беременным?
Ответ юриста
По первому вопросу сообщаем.
Трудовой
договор с работником может быть расторгнут работодателем, в частности при
ликвидации организации. В таком случае о предстоящем увольнении работодатель
предупреждает работников персонально и под подпись не менее чем за два месяца
до увольнения (п. 1 ч. 1 ст. 81, ч. 2 ст. 180 ТК РФ).
При
увольнении работника в связи с ликвидацией организации работнику полагаются
следующие выплаты.
Выплаты
согласно трудовому законодательству
В случае
расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации работодатель
обязан выплатить работнику следующие суммы (ст. ст. 127, 136, 140, 178, ч. 3
ст. 180 ТК РФ):
1) заработную
плату за период работы перед увольнением, премии, надбавки и иные выплаты;
2) денежную
компенсацию за неиспользованный отпуск;
3) выходное
пособие в размере среднего месячного заработка (если трудовым либо коллективным
договором не предусмотрен повышенный размер пособия);
4)
дополнительную компенсацию в размере среднего заработка пропорционально времени
до истечения срока предупреждения об увольнении, если работодатель увольняет
работника с его согласия до истечения двухмесячного срока предупреждения об
увольнении;
5) средний
месячный заработок, сохраняемый на период трудоустройства работника, но не
свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В
исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за работником в
течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости
населения при условии, что работник обратился в этот орган в двухнедельный срок
после увольнения и не был им трудоустроен.
Выплаты,
предусмотренные трудовым или коллективным договором
Трудовой или
коллективный договор могут предусматривать дополнительные случаи выплаты
выходных пособий, а также устанавливать повышенные их размеры, за исключением
отдельных случаев. Ограничения установлены в отношении некоторых категорий
работников, например руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров
государственных или муниципальных учреждений. При прекращении трудовых
договоров с такими работниками совокупный размер выплачиваемых им выплат не
может превышать их трехкратный средний месячный заработок (ч. 4 ст. 178, ст.
349.3 ТК РФ).
Обратите
внимание!
Дополнительная
компенсация в связи с расторжением трудового договора до истечения срока
предупреждения об увольнении не облагается НДФЛ. Компенсация за
неиспользованный отпуск облагается НДФЛ в полном размере. Выходное пособие, а
также суммы среднего месячного заработка на период трудоустройства облагаются
НДФЛ в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка
(шестикратный размер — при увольнении из «северных» организаций) (п.
3 ст. 217 НК РФ; Письмо Минфина России от 31.07.2022 N 03-04-07/48592).
Особенности
для отдельных категорий работников
Для некоторых
категорий работников предусмотрены особенности в части выплат при ликвидации
организации, а именно (ст. ст. 292, 296, 318 ТК РФ; п. 15 Обзора, утв.
Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2022):
1)
работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное
пособие в размере среднего месячного заработка при увольнении, как правило, не
выплачивается;
2) сезонным
работникам выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего
заработка;
3)
совместителям средний заработок на период трудоустройства не сохраняется;
4) работникам
организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, средний месячный заработок сохраняется на период трудоустройства,
но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). По
решению органа службы занятости населения средний месячный заработок
сохраняется за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня
увольнения при соблюдении совокупности условий:
— если в
месячный срок после увольнения работник обратился в орган службы занятости
населения;
— работник не
был трудоустроен указанным органом;
— имеются
исключительные обстоятельства, связанные с социальной незащищенностью
работника, отсутствием у него средств к существованию, наличием на иждивении
нетрудоспособных членов семьи и т.п.
Примечание.
Если после увольнения работник не трудоустроен, то он имеет право обратиться к
бывшему работодателю за получением пособия по временной нетрудоспособности,
если заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня
увольнения (ч. 2 ст. 5 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Ситуация:
Какие выплаты полагаются работнику при увольнении в связи с ликвидацией
организации? («Электронный журнал «Азбука права», 2022)
{КонсультантПлюс}
Если
организация была ликвидирована до наступления отпуска по беременности и родам,
пособие назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по
месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания).
В
соответствии со ст. 6 Закона N 81-ФЗ <1> и пп. «б» п. 9 Порядка
N 1012н <2> право на получение пособия по беременности и родам, в
частности, имеют женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации. Пособие
по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам
продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных
дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух и более
детей — 110) календарных дней после родов (ст. 7 Закона N 81-ФЗ, п. 10 Порядка
N 1012н).
————————-
<1>
Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей».
<2>
Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам,
имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.
Указанное
пособие выплачивается в размерах, установленных в соответствии со ст. 8 Закона
N 81-ФЗ (п. 12 Порядка N 1012н).
Согласно п.
15 Порядка N 1012н женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации,
пособие назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по
месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания).
{Вопрос: Кто
должен назначать и выплачивать пособие по беременности и родам в случае, когда
организация была ликвидирована за месяц до наступления отпуска по беременности
и родам? («Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2022,
N 4) {КонсультантПлюс}}
Таким
образом, при ликвидации предприятия беременную женщину увольняют на общих
основаниях. После увольнения из-за ликвидации предприятия за беременной
женщиной сохраняется право на получение основных видов материальной
государственной поддержки: начисление и выплату пособия по беременности и
родам; выплату ежемесячного пособия на ребенка. Данные выплаты производятся
органами социальной защиты.
По второму вопросу сообщаем.
Увольнение
работницы в случае ликвидации организации не влияет на ее право получения
пособия по беременности и родам.
В
соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с
ликвидацией организации по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ увольняемому
работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного
заработка, а также сохраняется средний месячный заработок на период
трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом
выходного пособия). Исключений для женщин — работниц, находящихся в отпуске по
беременности и родам, данная норма не содержит. Условие — увольняемый работник.
Статьей 180
ТК РФ установлено, что о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией
организации, сокращением численности или штата работников организации работники
предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два
месяца до увольнения.
Согласно ст.
127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все
неиспользованные отпуска.
Трудовым
законодательством не предусмотрено никаких исключений в отношении работниц,
находящихся в отпуске по беременности и родам. Работодатель обязан выплатить
работнице выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также
сохранить средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше
двух месяцев со дня увольнения и произвести выплату денежной компенсации за все
дни неиспользованного отпуска.
Таким
образом, увольнение работницы в период нахождения в отпуске по беременности и
родам возможно только в случае ликвидации организации, работнице положены все
гарантии и компенсации, предусмотренные при ликвидации предприятия.
Работодатель обязан выплатить работнице выходное пособие в размере среднего
месячного заработка, а также сохранить средний месячный заработок на период
трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения и произвести
выплату денежной компенсации за все дни неиспользованного отпуска.
{Вопрос:
…Возможно ли увольнение работницы, находящейся в декретном отпуске, по
инициативе работодателя? Какие гарантии и компенсации ей положены?
(Консультация эксперта, 2022) {КонсультантПлюс}}
Подборка документов:
Вопрос:
…Подлежит ли пособие по беременности и родам выплате в полном объеме, если
отпуск по беременности и родам частично приходится на то время, когда
работница, предъявившая листок нетрудоспособности, уже будет уволена при
ликвидации филиала? (Консультация эксперта, 2022) {КонсультантПлюс}
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ
КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант»
Макшаковым Игорем Борисовичем, октябрь 2022 г.
При подготовке ответа использована СПС
КонсультантПлюс.
Данное разъяснение не является официальным и
не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом
ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.posobie-posobie-posobie-posobie-gosuslugi.ru).
Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации
Заявитель имеет право подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа, его должностных лиц при предоставлении государственной услуги (жалоба), в том числе в досудебном (внесудебном) порядке в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации заявления;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов, информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания для отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- отказ уполномоченного органа, его должностных лиц в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
- приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Предмет жалобы
Предметом жалобы является нарушение прав и законных интересов заявителя, противоправные решения и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа, его должностных лиц при предоставлении государственной услуги, нарушение положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.
Способы подачи жалобы
Гражданин имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе по почте или лично в любую Клиентскую службу ПФР, а также в электронной форме:
Причиной обращения может быть неудовлетворенность качеством предоставления государственных услуг ПФР, нарушение сроков предоставления услуги, нарушение сроков регистрации запроса на услугу, отказ в исправлении допущенных ошибок или опечаток, отказ в предоставлении государственной услуги, отказ в приеме документов, требование дополнительной платы.
Порядок подачи и рассмотрения жалобы
Жалоба должна содержать:
- наименование уполномоченного органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) его должностных лиц, предоставляющих государственную услугу, и (или) их руководителей, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя, сведения о месте жительства, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и (или) действиях (бездействии) уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа, его руководителя;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решениями и (или) действиями (бездействием) уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа, его руководителя.
Заявителем представляются документы (при наличии), подтверждающие его доводы либо их копии.
При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 106 административного регламента, могут быть представлены в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации. При этом документа, удостоверяющего личность заявителя, не требуется.
В уполномоченном органе определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:
- прием и рассмотрение жалоб;
- направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностного лица уполномоченного органа рассматриваются руководителем уполномоченного органа или должностным лицом уполномоченного органа, уполномоченным на рассмотрение жалоб. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя уполномоченного органа рассматриваются должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на рассмотрение жалоб.
В случае, если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.
Уполномоченный орган обеспечивает:
- оснащение мест приема жалоб;
- информирование заявителей о порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа, должностных лиц уполномоченного органа посредством размещения информации на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, на сайте уполномоченного органа, на Едином портале, портале услуг;
- консультирование заявителей о порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа, должностных лиц уполномоченного органа при личном приеме, по телефону, с использованием сайта уполномоченного органа;
- заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным органом в части осуществления многофункциональным центром приема жалоб и выдачи заявителю результатов рассмотрения жалоб;
- формирование и представление ежеквартально в Федеральную службу по труду и занятости отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).
Сроки рассмотрения жалобы
Жалоба, поступившая в уполномоченный орган, подлежит регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления.
Жалоба подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа уполномоченного органа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
Результат рассмотрения жалобы
Результатом рассмотрения жалобы является принятие одного из следующих решений:
- удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого уполномоченным органом решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
- отказать в удовлетворении жалобы.
При удовлетворении жалобы уполномоченный орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В удовлетворении жалобы может быть отказано в следующих случаях:
- наличие вступившего в законную силу решения суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2022 №840, в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Жалоба может быть оставлена без ответа в следующих случаях:
- наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица уполномоченного органа, а также членов его семьи;
- отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
- наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
- номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице уполномоченного органа, решения и (или) действия (бездействие) которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
- основания для принятия решения по жалобе;
- принятое по жалобе решение;
- в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
- сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченное на рассмотрение жалоб, направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы
Мотивированный ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом и направляется заявителю в письменной форме или по желанию заявителя в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица, вид которой установлен законодательством Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем принятия решения по результатам рассмотрения жалобы.
Порядок обжалования решения по жалобе
Заявитель вправе обжаловать решение, принятое по жалобе, направив его в Федеральную службу по труду и занятости.
В случае если заявитель не удовлетворен решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы или отсутствием решения по ней, то он вправе обжаловать принятое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
Заявитель имеет право на получение исчерпывающей информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы
Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы размещается на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, на сайте уполномоченного органа, на Едином портале, портале услуг, а также может быть сообщена заявителю в устной и (или) в письменной форме.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) уполномоченного органа, а также его должностных лиц
Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц регулируется Федеральным законом от 27.07.2022 №210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2022 №840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников».
С 1 февраля 2022 года <*>
Пособие по беременности и родам, выплачиваемое женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций и прекращением деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию | 613,14 руб. |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности | 613,14 руб. |
Единовременное пособие при рождении ребенка | 16 350,33 руб. |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не работающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком, а также минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию: | |
— за первым ребенком | 3 065,69 руб. |
— за вторым и последующими детьми | 6 131,37 руб. |
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком: | |
— лицам, указанным в абз. 3, 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ | 12 262,76 руб. |
— лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию | 23 120,66 руб. <**> |
Материнский капитал (предоставляется при рождении второго и последующих детей) | 453 026,0 руб. |
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 26.01.2022 N 88, установлена индексация с 1 сентября 2022 г. — 1,054 для выплат, указанных в части 1.1 статьи 4.2 Федерального закона «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов».
Установлена предельная величина среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Средний дневной заработок для исчисления указанных пособий не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленных на два календарных года, предшествующих году наступления соответствующего отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
В соотвествии с частью 1 статьи 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В соотвествии с частью 5.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частями 3.1 и 3.2 статьи 14, на 30,4.