Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Сластенин в.а. каширин в.п. педагогика и психология

Под групповой, массовой психикой (общественной психологией) принято понимать реальное,

живое сознание, сферу духовной жизни людей той или иной общности. Эта духовная сфера

жизнедеятельности людей характеризуется конкретным содержанием (нравственным,

политическим, профессиональным, эстетическим, этническим, экологическим и др.), направленно-

стью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма, подъема, высокого

уровня функционирования), действенностью.

Каковы же истоки групповой, общественной (и индивидуальной в том числе) психики, под

влиянием каких обстоятельств она складывается, формируется, развивается?

В первую очередь к числу таких факторов относятся:

• исторический опыт существования, жизнедеятельности рассматриваемой общности людей,

социальной группы;

• прижизненный опыт этой социальной общности;

• опыт жизнедеятельности других подобных общностей людей, который становится достоянием

рассматриваемой социальной группы;

• конкретные жизненные обстоятельства, в которых оказалась эта социальная группа, общность

людей;

• ведущий вид (и другие виды) деятельности данной социальной общности;

• особенности идеологического, воспитательного и другого целенаправленного

информационного воздействия на людей данной общности и т.д.

Групповая, массовая психика представляет собой сложную совокупность социально-

психологических процессов и явлений, социально-психологических феноменов, среди которых

выделяются различные группы, системы этих феноменов в зависимости от оснований

классификации.

Так, есть социально-психологические процессы и явления, выступающие разнообразными

формами существования и проявления группового, массового сознания, психики: общие потреб-

ности, интересы, суждения, мнения, отношения, настроения,

13

традиции, авторитет и др. А есть социально-психологические феномены, которые не являются

выражением массового, группового сознания. Они выступают своеобразными психологическими

механизмами взаимовлияния людей друг на друга, передачи индивидуальной и групповой

информации при возникновении контактов между людьми. К их числу относят убеждение,

внушение, психическое заражение, подражание, психологическое принуждение.

Достаточно продуктивным является подход к классификации социально-психологических

феноменов, основанный на выделении носителей, субъектов таких феноменов:

а) есть социально-психологические процессы и явления, характеризующие ту или иную

общность, социальную группу в целом; они выражают характерные для данной общности соци

ально-психологические характеристики. Это так называемые мас-совидные социально-

психологические феномены: общие потребности, интересы, цели, мнения, настроения, традиции,

нормы, правила, ценности, установки, сплоченность, слаженность, морально-психологическая

атмосфера, нравственный и профессиональный климат и др.;

б) каждая социальная общность состоит из отдельных конкретных людей, которые, включаясь в

социальные связи и отношения, своеобразно проявляют свою индивидуальность, осуществляют

свое социально-психологическое поведение. В связи с этим выделяются социально-

психологические процессы и явления, характеризующие социально-психологическое

своеобразие (индивидуальность) личности, особенности социально-психологического

поведения и реагирования личности на внешние социальные и социально-психологические

обстоятельства: лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, экстра-,

интра-, нормовертированность личности, экстра-, интра-, импу-нитивность личности, стиль

поведения и деятельности личности, особенности авторитета, самоутверждения, психологической

адаптации личности и др.;

Про пособия:  Лубовский В.И. Специальная психология - учебное пособие

в) выделяются и социально-психологические феномены, характеризующие особенности

взаимодействия членов социальной общности как между собой, так и с социальной средой их

жизни и деятельности: процессы социальной перцепции, взаимопонимание, взаимоотношения,

симпатии, антипатии, доверие, неприязнь, эмпатия, аттракция, коллизии во взаимоотношениях

вплоть до конфликтных отношений;

г) есть и общеинтегративные социально-психологические феномены: слаженность, сплоченность,

морально-психологическая атмосфера, морально-психологический климат.

§

помощью языка, речи (через вторую сигнальную систему); состояние головного мозга,

физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Особенности психического отражения более подробно рассмотрены в одной из предыдущих глав

данного учебника.

Принцип детерминизма, объясняющий причины развития психики, ее истоки. Здесь важно

видеть и уяснить два обстоятельства.

Первое — психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия многих

факторов и обстоятельств биологического, природного и социального характера. При этом

ведущую роль в формировании и развитии человеческой психики как у отдельных индивидов, так

и у различных форм общностей людей играют социальные условия их жизни и деятельности.

Содержание психики человека определяется образом и уровнем жизни и деятельности людей и

изменяется с изменением жизненных обстоятельств. Ее происхождение, формирование и развитие

решающим образом зависят от способа производства, распределения и потребления материальных

и духовных средств, общественного, группового и индивидуального бытия человека. Своеобразие

в первую очередь этих обстоятельств, а также доминирующих в обществе нравственных,

эстетических, политических, правовых и других

31

социальных норм, правил, ценностей и обусловливает то или иное содержание, уровень

функционирования и направленность психики людей.

Вместе с тем психика человека не простой продукт обстоятельств. Через деятельность людей она

может изменять эти обстоятельства (К. Маркс).

Второе обстоятельство состоит в том, что психика человека не просто продукт, а результат

взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов, об-

стоятельств. С.Л.Рубинштейн отмечал, что «психические явления выступают в жизни человека не

только как обусловленные, но вместе с тем и как обусловливающие; определяемые условиями

жизни человека, психические явления обусловливают его поведение, его деятельность»

(Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. — С. 19), посредством

которых человек видоизменяет окружающий его социальный и природный мир и самого себя.

Психика человека, таким образом, обладает способностью изменять, развивать себя.

Принцип активности психического, сознания ориентирует исследователя при изучении психики,

психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании

человека в виде тех или иных образов избирательно, целенаправленно, а не только зеркально. Это

обусловлено и определяется имеющимся у человека жизненным, профессиональным и другим

опытом, его потребностями и интересами, тем, что в каждом акте психического присутствует и

Про пособия:  Читать онлайн "Краткий курс финансового права: Учебное пособие" - Иванов И. С. - RuLit - Страница 8

отношенческий аспект. Психика человека, ее содержание и состояние выступают своеобразным

трансформатором, призмой всяких внешних и других воздействий. Одни обстоятельства, факты,

события, воспринимаясь неадекватно, заметно усиливают свое воздействие на человека, его пси

хику; степень влияния других событий, наоборот, ослабляется. К ряду жизненных обстоятельств в

тот или иной момент, отрезок времени у человека складывается нейтральное отношение, он как бы

безразличен к ним. Многое же из окружающей действительности и того, что происходит в

организме человека, отражается на неосознаваемом уровне, минуя сознание. Однако все, что так

или иначе влияет на человека, оставляет «следы» в головном мозге, рано или поздно может

активизироваться и создавать своеобразие функционирования и настроя психики по восприятию и

оценке объективной реальности.

Принцип развития психики, сознания человека в деятельности и во взаимодействии с миром,

общении с другими людьми, в процессе взаимодействия его с социальной и природной средой

раскрывает истоки человеческой психики. Психика человека, его сознание могут быть правильно

поняты и объяснены при усло-

32

вии, если рассматриваются как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с

окружающей его социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с

другими людьми, результат его обучения и воспитания. В качестве специфической для человека

формы психического развития выступает его социализация как процесс усвоения им общественно

го опыта. Именно через социализацию формируется и развивается сознание и осознание личности,

складывается система ее ценностей. А потому каковы социальные обстоятельства жизни и дея

тельности людей, таковы и люди: их сознание, интересы и потребности, устремления, способности

и т.п. Изменение жизненных обстоятельств, и прежде всего характера и условий деятельности,

§

отношений между людьми ведет к изменениям их психики, сознания. С. Л. Рубинштейн отмечал,

что, проявляясь в деятельности, сознание в деятельности и формируется.

Принцип взаимосвязи, единства сознания, психического и деятельности, поведения показывает,

что человеческая психика формируется, функционирует, развивается и проявляется только в

процессе общественно-трудовой деятельности, взаимодействия человека с другими людьми.

Единство (но не тождество) сознания, психического и деятельности, поведения человека состоит в

следующем: сознание, психическое побуждают человека к действию, образуют внутренний план

деятельности, поведения, их программу, модель, с помощью которых и происходит ориентация

человека в окружающей среде. Этот принцип ориентирует специалиста, практика при изучении и

анализе поведения, деятельности людей не только учитывать внешнюю картину, рисунок

поведения, внешние обстоятельства, но и выяснять те внутренние психологические механизмы

(цели, мотивы, ценностные ориентации, знания, умения, навыки и т.п.) личности, которые

обеспечили соответствующее поведение, действие, поступок, а также и их результаты.

В связи с этим выделяют две грани проявления психики людей, две группы форм существования

Про пособия:  Современные методики преподавания английского языка в высших учебных заведениях – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

психического:

субъективные — что и как мыслит, оценивает, переживает человек, его отношения и оценочные

суждения и т.п.;

объективные — реальное поведение, действия, поступки человека, материализованные и

объективированные результаты его де-, яний (продукты его производственной, творческой,

спортивной, бытовой и другой деятельности и т.п.).

Все это дает основание утверждать, что наиболее полное и адек-атное понимание психики

человека возможно лишь на основе Систем объективных и субъективных ее проявлений, оценки

no-сазателей и признаков таких проявлений.

Принцип целостного, системного подхода к пониманию и изу-1ению психических феноменов

ориентирует специалиста на

В А Сластенин

33

понимание того, что психика формируется, функционирует и проявляется как целостное,

интегральное явление. Все индивидуальные и групповые (общественные) психические феномены

взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их вычленение и отдельное рассмотрение в

психологии как учебной дисциплине (да и в науке) носят условный характер и имеют целью

показать особенности, свойства этих явлений. При этом количественные и качественные

изменения, происходящие в отдельных психических явлениях, процессах, механизмах, тут же

приводят к изменениям в функционировании и проявлениях всей психики как системы. Психика

человека как индивида, так и различных форм общностей людей является целостным, системным,

иерархически организованным образованием, и потому любая коррекция отдельных

характеристик психики видоизменяет ее всю.

Важно также подчеркнуть, что психика человека, функционируя системно в многообразии

взаимосвязей ее различных феноменов, обладает компенсаторными свойствами: недостаточная

развитость одних психических функций может быть компенсирована соответствующим развитием

других. Например, отсутствие интереса к учебному предмету, к той или иной деятельности может

компенсировать высокая волевая подготовленность, собранность человека, недостаточные

способности — трудолюбие и т.д.

Принцип относительной самостоятельности психических феноменов не противоречит предыдущему

принципу, а лишь указывает на то, что каждое психическое явление у человека может иметь не

только своеобразие своих физиологических основ (см. подробнее раздел о физиологии головного

мозга и физиологии высшей нервной деятельности), но и свои закономерности формирования,

функционирования, развития (например, память, воля, эмоции, способности и т.п.). К тому же как

отдельные индивидуальные, так и групповые, массовые психические феномены могут

функционировать (формироваться) достаточно выраженно независимо от других явлений

психики, детерминируя, обеспечивая соответствующее поведение и действия людей (например, та

или иная акцентуация личности, доминирующая потребность, традиция, ценность и т.п.).

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей, установок в

понимании своеобразия, при формировании и изучении психических явлений, фактов, меха

низмов.

С учетом требований этого принципа изучение психики человека и ее отдельных феноменов

может быть правильным лишь при учете, прежде всего в совокупности, единстве, основных, веду

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *